Итоговая работа по русскому языку для 6-го класса

Разделы: Литература


Цель: проверить степень усвоения материала

Оборудование: распечатанные по количеству учеников тестовые материалы

Вариант 1.

Бумага.
(1)Самым дальним предком бумаги был камень, потом начали использовать глину. (2)Из нее можно было изготовить таблички, обжечь, получить своеобразные страницы глиняной книги. (3)В Греции и Риме бумагой служили медные, свинцовые и восковые пластинки.
(4)Настоящим дедушкой бумаги принято считать папирус, он рос на берегах Нила. (5)Стебли тростника старательно разрезали на полосы, укладывали друг на друга, промазывали клеем, высушивали на солнце.
(6)Папирус вскоре сменил пергамент. (7)Оказалось, что для письма можно использовать телячьи шкуры, выделанные специальным образом. (8)Пергамент оказался плотнее и прочнее папируса, но стоимость его была очень высока.
(9)Долгое время способ получения бумаги не менялся, менялся только материал, из которого ее изготавливали. (10)Это были береста, бамбук, тряпье, древесина. (11)Время показало, и опыт многих народов подтвердил, что древесина является самым дешевым и удобным материалом. (12)Постепенно в бумажном производстве начинает участвовать машинная техника, и кустарные мастерские превращаются в отрасль промышленности, хорошо развитую и оснащенную.
(По Ю. Парамонову)

А1. Почему древесину считают самым подходящим материалом для изготовления бумаги?

  1. Она дорого стоит.
  2. Изготавливать из древесины бумагу неудобно.
  3. Опыт многих народов подтвердил целесообразность применения древесины для изготовления бумаги.
  4. Древесина – один из самых сложных в обработке материалов.

А2. Какое значение имеет слово ПРЕДКОМ в предложении № 1?

  1. основатель;
  2. предшественник;
  3. родственник;
  4. прототип.

А3. Укажите предложение, в котором используется перифраз (описательный оборот).

  1. Оказалось, что для письма можно использовать телячьи шкуры, выделанные специальным образом.
  2. В Греции и Риме бумагой служили медные, свинцовые и восковые пластинки.
  3. Долгое время способ получения бумаги не менялся, менялся только материал, из которого ее изготавливали.
  4. Настоящим дедушкой бумаги принято считать папирус, он рос на берегах Нила.

В1. Замените слово ОСНАЩЕННУЮ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Из предложений 4-5 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.

В3. Из предложений 4-5 выпишите слово(а) с приставкой(ами), в которой (ых) написание З зависит от звонкости первого согласного корня.

В4. Из предложений 1-3 выпишите слово(а), в котором(ых) написание суффикса зависит от ударения.

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(щие) запятую(ые) при однородных членах.

Настоящим дедушкой бумаги принято считать папирус, (1)он рос на берегах Нила. Стебли тростника разрезали на полосы, (2)укладывали друг на друга, (3)промазывали клеем, (4)высушивали на солнце. Папирус сменил пергамент. Оказалось, (5)что для письма можно использовать телячьи шкуры, (6)выделанные специальным образом.

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), которая (ые) указывает(ют) на запятую(ые), обозначающую(щие) сочинительную связь между частями сложного предложения.

Пергамент оказался плотнее и прочнее папируса, (1)но стоимость его была очень высока.
Долгое время способ получения бумаги не менялся, (2)менялся только материал, (3)из которого ее изготавливали. Это были береста, (4)бамбук, (5)тряпье, (6)древесина.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), которая (ые) указывает(ют) на запятую(ые), обозначающую(щие) подчинительную связь между частями сложного предложения.

Стебли тростника разрезали на полосы, (1)укладывали друг на друга, (2)промазывали клеем, (3)высушивали на солнце. Папирус сменил пергамент. Оказалось, (4)что для письма можно использовать телячьи шкуры, (5)выделанные специальным образом. Пергамент оказался плотнее и прочнее папируса, (6)но стоимость его была очень высока.

В8. Замените словосочетание ГЛИНЯНОЙ КНИГИ из предложения 2, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

В10. Среди предложений 9-12 найдите предложение(ния), осложненное(ые) обособленным(ыми) определением(ями)-причастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(ний).

В11.Выпишите из предложений 6-7 словосочетание(ния) со связью примыкание.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

В13.Среди предложений 1-4 найдите сложное бессоюзное.

В14. Среди предложений 4-12 найдите то, в котором есть и бессоюзная, и подчинительная связь.

С1.1. Прочитайте разговор одноклассников о синонимах. Помогите Артему доказать его точку зрения.

Олег: И зачем только нужны эти синонимы! И так в языке столько слов, так еще надо запоминать те, которые обозначают одно и то же. Из-за них наш язык такой трудный, иностранцы его не могут выучить, не то, что английский!
Артем: Олег, ты не прав. Синонимы играют в нашей речи очень важную роль.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны синонимы?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Ю. Парамонова..

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции синонимов.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Артему, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Артема.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 8: «Пергамент оказался плотнее и прочнее папируса, но стоимость его была очень высока».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2.

(1)Первая встреча Владимира Маяковского с морем произошла, когда ему было восемь лет. (2)Огромное удовольствие доставляло Володе катание на лодках. (3)Ему все хотелось увидеть край моря.
(4)Но самое большое впечатление осталось от посещения маяка. (5)Освещать дорогу, показывать правильное направление пути – это очень ответственно!
(6)Когда Володя пошел в школу, товарищи дали ему кличку Маяк, потому что он был выше всех ростом и потому что маяк – корень его фамилии. (7)Обычно ребята не очень охотно отзываются на кличку, но Володя свою любил. (8)Он не только охотно отзывался, но и всем своим поведением старался ее оправдать.
(9)В своем стихотворении «Эта книжечка моя про моря и про маяк» он делится воспоминаниями о первом встрече с морем. (10)Он пишет: (11)«Кличет книжечка моя: дети, будьте ясны, как маяк!»
(12)Сам Маяковский всегда стремился быть маяком, освещать дорогу тем, кто жил еще в темноте.
(По Л. Маяковской)

А1. Почему Маяковский любил свое прозвище?

  1. Ему нравилось, когда его обзывали.
  2. Потому что он был высокого роста и радовался, что его прозвали маяком, а не каланчой.
  3. Маяковский своим творчеством светил тем, кто стремился к лучшему.
  4. Ему нравилась его фамилия.

А2. Какое значение имеет слово ОПРАВДАТЬ в предложении №8?

  1. обелить в глазах окружающих;
  2. освободить от обвинения;
  3. соответствовать;
  4. заставить сказать правду

А5. В каком предложении текста употреблена метафора?

  1. 3;
  2. 8;
  3. 11;
  4. 9.

А3. Укажите предложение, в котором используется инверсия:

  1. В своем стихотворении «Эта книжечка моя про моря и про маяк» он делится воспоминаниями о первом встрече с морем.
  2. Огромное удовольствие доставляло Володе катание на лодках.
  3. Обычно ребята не очень охотно отзываются на кличку, но Володя свою любил.
  4. «Кличет книжечка моя: дети, будьте как маяк!»

В1. Замените слово КЛИЧКУ из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Из предложений 9-12 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.

В3. Из предложений 9-11 выпишите слово(а) с приставкой(ами), в которой (ых) написание С зависит от глухости последующего согласного.

В4. Из предложений 4-7 выпишите слово(а), в котором(ых) написание суффикса проверяется по форме первого лица единственного числа.

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(щие) запятую(ые) при однородных членах.

Освещать дорогу, (1)показывать правильное направление пути – это очень ответственно!
Когда Володя пошел в школу, (2)товарищи дали ему кличку Маяк, (3)потому что он был выше всех ростом и потому что маяк – корень его фамилии. Обычно ребята не очень охотно отзываются на кличку, (4)но Володя свою любил. Он не только охотно отзывался, (5)но и всем своим поведением старался ее оправдать.

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), которая (ые) указывает(ют) на запятую(ые), обозначающую(щие) сочинительную связь между частями сложного предложения.

Освещать дорогу, (1)показывать правильное направление пути – это очень ответственно!
Когда Володя пошел в школу, (2)товарищи дали ему кличку Маяк, (3)потому что он был выше всех ростом и потому что маяк – корень его фамилии. Обычно ребята не очень охотно отзываются на кличку, (4)но Володя свою любил. Он не только охотно отзывался, (5)но и всем своим поведением старался ее оправдать.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), которая (ые) указывает(ют) на запятую(ые), обозначающую(щие) подчинительную связь между частями сложного предложения.

Освещать дорогу, (1)показывать правильное направление пути – это очень ответственно!
Когда Володя пошел в школу, (2)товарищи дали ему кличку Маяк, (3)потому что он был выше всех ростом и потому что маяк – корень его фамилии. Обычно ребята не очень охотно отзываются на кличку, (4)но Володя свою любил. Он не только охотно отзывался, (5)но и всем своим поведением старался ее оправдать.

В8. Замените словосочетание ОХОТНО ОТЗЫВАЛСЯ из предложения 8, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

В10. Среди предложений 8-12 найдите предложение(ния), осложненное(ые) сравнительным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(ний).

В11. Выпишите из предложений 3-5 словосочетание(ния) со связью примыкание.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

В13. Среди предложений 8-12 найдите сложноподчиненное.

В14. Среди предложений 4-12 найдите сложное, в котором есть три придаточных предложения.

С1.1. Прочитайте разговор одноклассниц о восклицательном знаке. Помогите Юле доказать ее точку зрения.

Света: Вот, опять мне учительница снизала оценку за то, что я не поставила восклицательный знак в конце предложения. Тоже мне ошибка! Как же я могу его написать, учительница так диктует, что не понять, где она «восклицает». Она ко мне придирается!
Юля: Света, ты не права. Восклицательные знаки на письме играют важную роль.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны восклицательные знаки на письме?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Л. Маяковской.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции пунктуационных знаков конца предложения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Юле, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Юли.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 12: «Сам Маяковский всегда стремился быть маяком, освещать дорогу тем, кто жил еще в темноте».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.