Цели:
- Знакомство с традициями праздничной культуры Руси.
- Овладение новым способом деятельности.
- Развитие позитивного поведения учащихся.
Задачи:
- Приобщение детей к традициям русского народа.
- Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях.
- Выработка личной позиции, самостоятельного действия; сравнение полученного с требуемым; корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов; объективная оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.
- Получение знаний, умений и навыков по проблеме: «Праздники. Традиции. Обычаи на Руси».
Почему мы рекомендуем использовать в процессе работы над темой «Приходите к нам на чай…» (Театрализованное представление) проектную деятельность?
Проектную деятельность подростков психологи считают структурообразующей для построения учебного пространства в подростковой школе.
Проектная деятельность помогает учащимся:
- прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, осознать роль знаний в жизни и обучении. Осваивать с их помощью новые способы человеческой деятельности;
- развивать способности к активной практической деятельности, сотрудничать с учителями при работе над проектом;
- участвовать и самостоятельно организовывать полезную и востребованную деятельность;
Мы в своей проектной деятельности решили обратиться к миру искусства русского народа. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, но и одна из функций – воспитательная. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, забавы, пословицы, поговорки и т. д. Только в этом случае народное искусство –этот незамутнённый источник прекрасно оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Ещё Д.С. Лихачёв говорил: «Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного человеческого…Память – это форма воплощения вечности и преодоления времени. Хранить память, беречь память- это наш нравственный долг».
Тип проекта:
- по числу учащихся – групповой, разновозрастной;
- по доминирующему методу – игровой, творческий;
- по предметным областям – межпредметный (литература, музыка);
- по продолжительности – средней продолжительности.
Методика работы над проектом.
В центре внимания педагогов при организации проектной деятельности находилось именно мышление ученика и его самостоятельная деятельность. Поэтому роль педагогов заключалась в организации самостоятельной деятельности учеников, создании условий для такой деятельности. А при необходимости в оказании поддержки и помощи.
Методика работы над проектом включала в себя 4 этапа:
- подготовительный этап (планирование работы над проектом);
- аналитический этап (конструкционный; создание условий для самостоятельной деятельности);
- этап обобщения (технологический; создание реального объекта, т. е. в данном случае сценария спектакля; анализ выполненной работы; самооценка);
- этап презентации полученных результатов работы над проектом (спектакль).
Подготовительный этап - самый сложный и ответственный при введении в учебно-воспитательный процесс проекта. Во время неё произошёл «запуск» - совместное планирование и проектирование работы по избранной тематике; решение совместно поставленных задач через индивидуальные образовательные маршруты.
Суть этапа, с точки зрения педагогов,- организация самостоятельной проектной деятельности, но так как это трудоёмкий процесс, то проектная деятельность использована как метод внеклассной работы, несущий межпредметный и личностно-значимый характер.
Для успешной организации была продумана структура, обозначены цели, обоснована актуальность предмета исследования для всех участников; обозначены источники информации (библиотека, наблюдения, телевидение), создан список рекомендованной литературы, продуманы методы реализации идеи, результаты, сроки выполнения, организация консультативной помощи. В результате проделанной работы родился замысел проекта «Приходите к нам на чай…» (Театрализованное представление).
Аналитический этап (конструкционный). Суть этапа, с точки зрения педагогов,- создание условий для самостоятельной проектной деятельности учащихся. Учащиеся выдвигали гипотезы для решения выявленной проблемы («мозговой штурм»); произошло обсуждение и обоснование каждой из гипотез; составление сценария; выбор героев и ролей; изготовление костюмов, реквизитов, оформление сцены. В результате этого этапа участниками проекта было найдено оптимальное решение выполнения будущего проекта (спектакль).
Этап обобщения. Основная цель данного этапа - создание реального объекта, после которого был сделан анализ выполненной работы, дана её самооценка.
Презентационный этап (финал). Проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений.
Действующие лица:
- Хозяйка Дарья
- Дед Малина
- Дети
- Маша
- Петрушка
- Скоморох
- Медведь
- Ложкари
- Девчата с парнями
В центре сцены чайная. В чайной - стол, на столе самовар, баранки, блины, чайник, чашки. Возле чайной появляются дети.
Презентация чайной (дети танцуют народный танец).
Хозяйка: Добрый день, гости мои дорогие, гости молодые и пожилые, девчонки и мальчишки, весёлые и озорные. Приглашаю вас на открытие «Чайной-дорожной-придорожной». Заходите, угощайтесь пирогами да блинами. Пирожки-то горячие, румяные, вкусные и сладкие, мягкие и гладкие. Булки свежие из теста нежного, очень калорийные. Берите – полезно! Калачи и сушки, точаю погремушки: и глазу приятно, и сердцу отрадно. А чай-то, чай приятный, заварен мелиссой и мятой. Милости просим, гости званые, долгожданные.
Дед Малина: Здравствуй, Дарья!
Хозяйка: Здравствуй, здравствуй, Дед Малина!
Дед Малина: Слыхал, чайную открыла ты.
Хозяйка: Да, слухи вперёд летят, звенят. Да, ты проходи, Дед! Хорошим гостям я рада как добрым вестям.
Дед Малина: Чего же не зайти, тепло у тебя да сытно. Посижу с тобой рядком, погутарю ладком.
Хозяйка: Люд честной говорит, что и у тебя кой-какой товар есть.
Дед Малина: Есть. Куда же ему деться? Все мои дела – сума да голова. Но народ не брешет. Песни я люблю - мороженые. Без песни, коли хочешь знать, внутрях у нас потёмки делаются. Песней мы своё нутро проветриваем, песней мы себя как лампой освещаем. Рассказы хорошие тоже люблю, вранья не терплю! Сама знаешь, что ни говори - верно, да такое, что верней и искать негде. Вот слышу как-то раз – девки поют. Мимо меня текла песня широкая, яркая с голосовыми переливами. Песня звенит и зовёт. Как тут устоишь? Сел на песню и понесло и вызняло меня в далёкий вынос. Девки петь перестали, по домам разошлись, а меня несёт всё выше и выше. Куда, думаю, меня несёт? Как домой буду добираться? Смотрю, а впереди – радуга! Я на радугу вскочил, в радугу вцепился, уселся покрепче, края загнул, чтобы не вытряхнуться, и поехал вниз. И с песней и в радужном сиянии в избу вкатился. Вот оно как было!
Хозяйка: Да, складно говоришь. Помню, по молодости тоже любила петь. Даже в школьный хор ходила. А вечером, у плетня, как голосили мы с подругами.
(Девочки поют песню «Балалайка»).
Дед Малина: Что ж, хорош твой дом, да пойду на мороз далее мороженые песни собирать.
Хозяйка: Бывай здоров, дедушка! Глянь-ка, день сегодня хорош! Ещё гости идут да песни припевают.
(Дети исполняют песню «Кастрюля-хитрюля»). Приложение 1
Дети: Тётя Даша, где наша каша?
Хозяйка: Какая каша? Бегите к мамкам вашим. У меня пироги только что из печи.
Дети: Маш, есть хочешь?
Маша: Хочу!
Дети: Так ты же съела пирог!
Маша: Ей-ей, не я!
Дети: А хочешь ли ещё?
Маша: Хочу!
Дети: Дай нам, тётка Даша, булочек, птичек, воробьёв, синичек.
Хозяйка: Ох, у меня квашня по избе пошла, двери выставила, избу выстудила. Да н6е ослышалась ли я? Никак весну среди зимы ждёте?
Дети:
1-ый ребёнок: Да, тётушка, зима нам надоела, хлеб и сено наела.
2-ой ребёнок: Ручки, ножки познобила, скотинушку поморила.
3-ий ребёнок: Весну пора звать, зиму забывать.
Хозяйка: Ах, вы, малыши, как птички певчие! Придёт, придёт к вам весна с радостью, с великой к вам милостью! Испекла я для вас птичек - лакомых. Вам раздам да себе оставлю для здоровья крепкого, для богатства, для счастья светлого. Только сначала отгадайте загадку мою. (Загадывает загадку).
Как назывались выпеченные птички,
Сроду не воробьи и не синички? (Жаворонки).
Молодцы, заслужили, подарю я вам этих птичек-невеличек. Да, не простых, а с секретом. Кому что достанется, то и сбудется. (Раздаёт жаворонков). Разломите их. Крупа - к сытой и весёлой жизни. Деньги – к богатству. Пуговица – к обновке. Изюм – к сладкой и счастливой жизни. Орех – к крепкому здоровью.
Дети: Спасибо, тётя Даша, за подарки ваши!
Хозяйка: На здоровье!
Дети:
1-й ребёнок:
Весна-весенница,
Пошли с нами веселиться!
2-й ребёнок:
С травой-муравой
И водой ключевой,
Все:
С красным солнышком-
Веретёнышком!
(Появляется Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте! А куда это я попал? А аромат какай! Прямо как в чайной!
Хозяйка: Заходи, Петрушка!
Петрушка: Дай мне печенюшку.
Хозяйка: Сначала дай денежку, получишь и печенюшку.
Петрушка: Давай лучше фокус покажу. (Достаёт дудку и дует).
Хозяйка: Здесь играть нельзя.
Петрушка (перейдя): Здесь нельзя, а вот здесь можно (дудит).
Хозяйка: Говорят же тебе - нельзя (отбирает дудку).
(Петрушка достаёт другую, хозяйка вновь отбирает. И так несколько раз).
Хозяйка: Петрушка, с твоим-то опытом не грех и получше играть. Посмотри, как наши ребята не только ложками щи хлебают, но ещё и на них играют.
(Ложкари на ложках играют).
Петрушка: Ребята, дайте и мне ложку, чтоб бренчать понемножку.
Ложкари: Да, пойдём, помучим, запросто научим.
(Выход девчат с парнями под музыку. Поют частушки).
1-я девушка:
Сошью юбочку воланом,
Пускай улицы метёт.
Я ухаживать не стану,
Пока сам не подойдёт!
1-й парень:
Извини меня, милая,
Что вчера я не пришёл,
Только вышел на крылечко,
Частый дождичек пошёл!
2-я девушка:
Ой, топни, нога,
Топни, правенькая,
Всё равно ребята любят,
Хоть и маленькая!
2-й парень:
По моей, по голове,
Ходила трость железная!
Это всё из-за тебя,
Сударушка любезная!
3-я девушка:
Все я песни перепела,
Да ещё одну спою!
Много шишек прилетело
За отчаянность мою!
Хозяйка:
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
Как гармошка заиграла,
Я не удержалася!
(Русская плясовая с хозяйкой).
Хозяйка: Ах, давно так не веселилась, не плясала, будто 10 лет сбросила.
1-ый парень: А ты, тётка Дарья, хочешь совсем помолодеть, в игру с нами сыграть?
Игра «Капуста». Приложение 2
Произносят считалку:
Едет Ваня в красной шапке
На серебряной лошадке,
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит
И считает: «Раз, два, три –
В этот счёт выходишь ты!»
Ведущий (в центре огорода):
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали:
Волк и лисица,
Бобёр и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.
(Появляется скоморох с медведем).
Скоморох: Принимай, хозяйка, нас с почётом! (Все разбегаются, прячутся с визгом).
Хозяйка: Что ж ты всех гостей мне распугал?
Скоморох: Да вы не бойтесь, медведь мой учёный, послушный, вас не тронет, не обидит. Подходите, подходите, удивляйтесь и смотрите! (Все подходят и смотрят). Ну-ка, Михаил Потапыч, поворачивайся, привстань, пройдись, всем поклонись! (Медведь исполняет все команды). Покажи-ка, чему тебя пономарь в школе учил, каким разумом наградил?
– Как красные девицы молодятся, белятся, румянятся.
– В зеркало смотрятся, прихорашиваются.
– А как бегают малые ребята.
– А как дети малые лезут горох воровать (ползком).
– А как бабушка Ерофеевна блины на масляной неделе пекла да сослепу руки сожгла (лижет лапу, охает).
– Ну-ка, Миша, попляши, у тебя ножки хороши. (Все становятся в общий хоровод).
Хозяйка: Ай, спасибо добрым молодцам да красным девицам, гостям званым, желанным за пир да веселье, за шутки и смех. Удачный день сегодня выдался. Моя чайная для вас открыта всегда. А теперь заходите, угощайтесь, пирогов моих да блинов отведайте, людям добрым раздайте.
(Звучит песня. Все берут угощенья, делают поклон, раздают гостям в зале). Приложение 3