Проектная работа "Приходите к нам на чай…" (театрализованное представление)

Разделы: Литература, Музыка, Внеклассная работа


Цели:

  1. Знакомство с традициями праздничной культуры Руси.
  2. Овладение новым способом деятельности.
  3. Развитие позитивного поведения учащихся.

Задачи:

  1. Приобщение детей к традициям русского народа.
  2. Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях.
  3. Выработка личной позиции, самостоятельного действия; сравнение полученного с требуемым; корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов; объективная оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.
  4. Получение знаний, умений и навыков по проблеме: «Праздники. Традиции. Обычаи на Руси».

Почему мы рекомендуем использовать в процессе работы над темой «Приходите к нам на чай…» (Театрализованное представление) проектную деятельность?

Проектную деятельность подростков психологи считают структурообразующей для построения учебного пространства в подростковой школе.

Проектная деятельность помогает учащимся:

  • прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, осознать роль знаний в жизни и обучении. Осваивать с их помощью новые способы человеческой деятельности;
  • развивать способности к активной практической деятельности, сотрудничать с учителями при работе над проектом;
  • участвовать и самостоятельно организовывать полезную и востребованную деятельность;

Мы в своей проектной деятельности решили обратиться к миру искусства русского народа. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, но и одна из функций – воспитательная. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, забавы, пословицы, поговорки и т. д. Только в этом случае народное искусство –этот незамутнённый источник прекрасно оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Ещё Д.С. Лихачёв говорил: «Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного человеческого…Память – это форма воплощения вечности и преодоления времени. Хранить память, беречь память- это наш нравственный долг».

Тип проекта:

  • по числу учащихся – групповой, разновозрастной;
  • по доминирующему методу – игровой, творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка);
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Методика работы над проектом.

В центре внимания педагогов при организации проектной деятельности находилось именно мышление ученика и его самостоятельная деятельность. Поэтому роль педагогов заключалась в организации самостоятельной деятельности учеников, создании условий для такой деятельности. А при необходимости в оказании поддержки и помощи.

Методика работы над проектом включала в себя 4 этапа:

  • подготовительный этап (планирование работы над проектом);
  • аналитический этап (конструкционный; создание условий для самостоятельной деятельности);
  • этап обобщения (технологический; создание реального объекта, т. е. в данном случае сценария спектакля; анализ выполненной работы; самооценка);
  • этап презентации полученных результатов работы над проектом (спектакль).

Подготовительный этап - самый сложный и ответственный при введении в учебно-воспитательный процесс проекта. Во время неё произошёл «запуск» - совместное планирование и проектирование работы по избранной тематике; решение совместно поставленных задач через индивидуальные образовательные маршруты.

Суть этапа, с точки зрения педагогов,- организация самостоятельной проектной деятельности, но так как это трудоёмкий процесс, то проектная деятельность использована как метод внеклассной работы, несущий межпредметный и личностно-значимый характер.

Для успешной организации была продумана структура, обозначены цели, обоснована актуальность предмета исследования для всех участников; обозначены источники информации (библиотека, наблюдения, телевидение), создан список рекомендованной литературы, продуманы методы реализации идеи, результаты, сроки выполнения, организация консультативной помощи. В результате проделанной работы родился замысел проекта «Приходите к нам на чай…» (Театрализованное представление).

Аналитический этап (конструкционный). Суть этапа, с точки зрения педагогов,- создание условий для самостоятельной проектной деятельности учащихся. Учащиеся выдвигали гипотезы для решения выявленной проблемы («мозговой штурм»); произошло обсуждение и обоснование каждой из гипотез; составление сценария; выбор героев и ролей; изготовление костюмов, реквизитов, оформление сцены. В результате этого этапа участниками проекта было найдено оптимальное решение выполнения будущего проекта (спектакль).

Этап обобщения. Основная цель данного этапа - создание реального объекта, после которого был сделан анализ выполненной работы, дана её самооценка.

Презентационный этап (финал). Проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений.

Действующие лица:

  • Хозяйка Дарья
  • Дед Малина
  • Дети
  • Маша
  • Петрушка
  • Скоморох
  • Медведь
  • Ложкари
  • Девчата с парнями

В центре сцены чайная. В чайной - стол, на столе самовар, баранки, блины, чайник, чашки. Возле чайной появляются дети.

Презентация чайной (дети танцуют народный танец).  

Хозяйка: Добрый день, гости мои дорогие, гости молодые и пожилые, девчонки и мальчишки, весёлые и озорные. Приглашаю вас на открытие «Чайной-дорожной-придорожной». Заходите, угощайтесь пирогами да блинами. Пирожки-то горячие, румяные, вкусные и сладкие, мягкие и гладкие. Булки свежие из теста нежного, очень калорийные. Берите – полезно! Калачи и сушки, точаю погремушки: и глазу приятно, и сердцу отрадно. А чай-то, чай приятный, заварен мелиссой и мятой. Милости просим, гости званые, долгожданные.

Дед Малина: Здравствуй, Дарья!

Хозяйка: Здравствуй, здравствуй, Дед Малина!

Дед Малина: Слыхал, чайную открыла ты.

Хозяйка: Да, слухи вперёд летят, звенят. Да, ты проходи, Дед! Хорошим гостям я рада как добрым вестям.

Дед Малина: Чего же не зайти, тепло у тебя да сытно. Посижу с тобой рядком, погутарю ладком.

Хозяйка: Люд честной говорит, что и у тебя кой-какой товар есть.

Дед Малина: Есть. Куда же ему деться? Все мои дела – сума да голова. Но народ не брешет. Песни я люблю - мороженые. Без песни, коли хочешь знать, внутрях у нас потёмки делаются. Песней мы своё нутро проветриваем, песней мы себя как лампой освещаем. Рассказы хорошие тоже люблю, вранья не терплю! Сама знаешь, что ни говори - верно, да такое, что верней и искать негде. Вот слышу как-то раз – девки поют. Мимо меня текла песня широкая, яркая с голосовыми переливами. Песня звенит и зовёт. Как тут устоишь? Сел на песню и понесло и вызняло меня в далёкий вынос. Девки петь перестали, по домам разошлись, а меня несёт всё выше и выше. Куда, думаю, меня несёт? Как домой буду добираться? Смотрю, а впереди – радуга! Я на радугу вскочил, в радугу вцепился, уселся покрепче, края загнул, чтобы не вытряхнуться, и поехал вниз. И с песней и в радужном сиянии в избу вкатился. Вот оно как было!

Хозяйка: Да, складно говоришь. Помню, по молодости тоже любила петь. Даже в школьный хор ходила. А вечером, у плетня, как голосили мы с подругами.

(Девочки поют песню «Балалайка»).

Дед Малина: Что ж, хорош твой дом, да пойду на мороз далее мороженые песни собирать.

Хозяйка: Бывай здоров, дедушка! Глянь-ка, день сегодня хорош! Ещё гости идут да песни припевают.

(Дети исполняют песню «Кастрюля-хитрюля»). Приложение 1

Дети: Тётя Даша, где наша каша?

Хозяйка: Какая каша? Бегите к мамкам вашим. У меня пироги только что из печи.

Дети: Маш, есть хочешь?

Маша: Хочу!

Дети: Так ты же съела пирог!

Маша: Ей-ей, не я!

Дети: А хочешь ли ещё?

Маша: Хочу!

Дети: Дай нам, тётка Даша, булочек, птичек, воробьёв, синичек.

Хозяйка: Ох, у меня квашня по избе пошла, двери выставила, избу выстудила. Да н6е ослышалась ли я? Никак весну среди зимы ждёте?

Дети:

1-ый ребёнок: Да, тётушка, зима нам надоела, хлеб и сено наела.

2-ой ребёнок: Ручки, ножки познобила, скотинушку поморила.

3-ий ребёнок: Весну пора звать, зиму забывать.

Хозяйка: Ах, вы, малыши, как птички певчие! Придёт, придёт к вам весна с радостью, с великой к вам милостью! Испекла я для вас птичек - лакомых. Вам раздам да себе оставлю для здоровья крепкого, для богатства, для счастья светлого. Только сначала отгадайте загадку мою. (Загадывает загадку).

Как назывались выпеченные птички,

Сроду не воробьи и не синички? (Жаворонки).

Молодцы, заслужили, подарю я вам этих птичек-невеличек. Да, не простых, а с секретом. Кому что достанется, то и сбудется. (Раздаёт жаворонков). Разломите их. Крупа - к сытой и весёлой жизни. Деньги – к богатству. Пуговица – к обновке. Изюм – к сладкой и счастливой жизни. Орех – к крепкому здоровью.

Дети: Спасибо, тётя Даша, за подарки ваши!

Хозяйка: На здоровье!

Дети:

1-й ребёнок:

Весна-весенница,
Пошли с нами веселиться!

2-й ребёнок:

С травой-муравой
И водой ключевой,

Все:

С красным солнышком-
Веретёнышком!

(Появляется Петрушка).

Петрушка: Здравствуйте! А куда это я попал? А аромат какай! Прямо как в чайной!

Хозяйка: Заходи, Петрушка!

Петрушка: Дай мне печенюшку.

Хозяйка: Сначала дай денежку, получишь и печенюшку.

Петрушка: Давай лучше фокус покажу. (Достаёт дудку и дует).

Хозяйка: Здесь играть нельзя.

Петрушка (перейдя): Здесь нельзя, а вот здесь можно (дудит).

Хозяйка: Говорят же тебе - нельзя (отбирает дудку).

(Петрушка достаёт другую, хозяйка вновь отбирает. И так несколько раз).

Хозяйка: Петрушка, с твоим-то опытом не грех и получше играть. Посмотри, как наши ребята не только ложками щи хлебают, но ещё и на них играют.

(Ложкари на ложках играют).

Петрушка: Ребята, дайте и мне ложку, чтоб бренчать понемножку.

Ложкари: Да, пойдём, помучим, запросто научим.

(Выход девчат с парнями под музыку. Поют частушки).

1-я девушка:

Сошью юбочку воланом,
Пускай улицы метёт.
Я ухаживать не стану,
Пока сам не подойдёт!

1-й парень:

Извини меня, милая,
Что вчера я не пришёл,
Только вышел на крылечко,
Частый дождичек пошёл!

2-я девушка:

Ой, топни, нога,
Топни, правенькая,
Всё равно ребята любят,
Хоть и маленькая!

2-й парень:

По моей, по голове,
Ходила трость железная!
Это всё из-за тебя,
Сударушка любезная!

3-я девушка:

Все я песни перепела,
Да ещё одну спою!
Много шишек прилетело
За отчаянность мою!

Хозяйка:

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
Как гармошка заиграла,
Я не удержалася!

(Русская плясовая с хозяйкой).

Хозяйка: Ах, давно так не веселилась, не плясала, будто 10 лет сбросила.

1-ый парень: А ты, тётка Дарья, хочешь совсем помолодеть, в игру с нами сыграть?

Игра «Капуста». Приложение 2

Произносят считалку:

Едет Ваня в красной шапке
На серебряной лошадке,
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит
И считает: «Раз, два, три –
В этот счёт выходишь ты!»

Ведущий (в центре огорода):

Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали:
Волк и лисица,
Бобёр и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.

(Появляется скоморох с медведем).

Скоморох: Принимай, хозяйка, нас с почётом! (Все разбегаются, прячутся с визгом).

Хозяйка: Что ж ты всех гостей мне распугал?

Скоморох: Да вы не бойтесь, медведь мой учёный, послушный, вас не тронет, не обидит. Подходите, подходите, удивляйтесь и смотрите! (Все подходят и смотрят). Ну-ка, Михаил Потапыч, поворачивайся, привстань, пройдись, всем поклонись! (Медведь исполняет все команды). Покажи-ка, чему тебя пономарь в школе учил, каким разумом наградил?

– Как красные девицы молодятся, белятся, румянятся.

– В зеркало смотрятся, прихорашиваются.

– А как бегают малые ребята.

– А как дети малые лезут горох воровать (ползком).

– А как бабушка Ерофеевна блины на масляной неделе пекла да сослепу руки сожгла (лижет лапу, охает).

– Ну-ка, Миша, попляши, у тебя ножки хороши. (Все становятся в общий хоровод).

Хозяйка: Ай, спасибо добрым молодцам да красным девицам, гостям званым, желанным за пир да веселье, за шутки и смех. Удачный день сегодня выдался. Моя чайная для вас открыта всегда. А теперь заходите, угощайтесь, пирогов моих да блинов отведайте, людям добрым раздайте.

(Звучит песня. Все берут угощенья, делают поклон, раздают гостям в зале). Приложение 3

Приложение 4