Мотивация: данный урок является первым, открывающим раздел 2 "Сказки для взрослых" учебника Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой " Литература. 6 класс. Год после детства". Содержание урока явится связующим звеном между восприятием фольклорной и авторской сказки, определением идеи народной мысли о необходимости создавать своими руками счастье.
Цель: создать условия для формирования культуроведческой, коммуникативной компетенции.
Задачи:
- Учащиеся вспомнят, что сказка - это жанр фольклора и литературы, вид устных повествований с фантастическим вымыслом, которые сначала были связаны с мифами.
- Учащиеся выделяет особенности русской народной сказки, оценят актуальность сказок.
- Учащиеся убедятся в необходимости слушать и уважать мнение другого человека.
Оценка:
- Анализ эпиграфа к уроку.
- Составление пятистиший "Царь", "Емеля", "Марья-царевна", сказка.
- Создание ЭССЕ "Уроки сказки".
Реализация плана
1. Вызов. Побуждение интереса к учению.
Просмотр кадров из фильма сказки "По щучьему велению"
- О чем будет идти речь? По какой сказке создан фильм?
Александр Роу - известный режиссер-сказочник в 1938 году создавал свои фильмы не столько для детей, сколько для взрослых, потому что взрослые - это те же дети, только выше ростом. А другой, не менее известный писатель,
К.Г. Паустовский в рассказе " Сказочник" утверждает: " Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые". Именно это его высказывание является эпиграфом к разделу учебника "Сказки для взрослых".
Мы, взрослые дети, работая по учебнику "Год после детства", попытаемся прочесть эту известную нам сказку так, чтобы понять, а что же эта сказка может дать нам, людям, живущим в XXI веке?
2. Осмысление. Поиск ответов на вопросы.
Спикеры выбирают задание для составления характеристик героев.
Составление пятистиший - характеристик
1. Емеля | 1. Царь |
2. глупый, грубый | 2. грубый, властный |
3. лежит, поймал, пожелал | 3. приказывает доставить, угрожает |
4. получает все, что захочет | 4. уступает силе другого человека |
5. лентяй, лежебока | 5. правитель, тиран, самодур |
1. Марья | 1. Сказка |
2. глупая, хитрая | 2. народная, поучительная, |
3. увидела, влюбилась, упрашивает | 3. расплачивается за свободу |
4. выдать замуж за Емелю | 4. щука разговаривает, исполняет желания |
5. царская дочь | 5. вымысел |
Защита характеристик.
3. Рефлексия. Создание эссе.
Роль - я читатель, царь, Емеля, щука:
Адрес - ?
Форма - эссе, обращение
Тема - Уроки сказки. Сказка - ложь?
- Написание работы 5 мин.
- Прочтение друг у друга.
- Выбор лучшей работы (одна работа из четырех от каждой группы).
- Прочтение лучшей работы на авторском стуле перед классом.
Работа учителя. (Создавалась одновременно с ученическими работами, прочтение после зачитывания работ учащихся)
По щучьему велению, по моему хотению... Верят люди, что поймают рыбку золотую и начнет она все их желания исполнять. Нет, дорогие вы мои. Не забывайте о продолжении присказки "По моему хотению" Пожелали чего-нибудь - выполняйте сами. Помните пословицу "Без труда не выловишь рыбки из пруда".
4. Оценка.
Учащиеся дорисовывают улыбку на рожице (собственные ощущения на уроке). Спикеры оценивают работу учеников в группе, озвучивают оценку. Результаты вывешиваются на доске.
5. Заключение.
Пожелание друзьям.
Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.
6. Домашнее задание: прочесть сказку В. Гауфа "Маленький Мук".