Урок по тексту русской народной сказки "Сказка – ложь, да в ней намек". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Мотивация: данный урок является первым, открывающим раздел 2 "Сказки для взрослых" учебника Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой " Литература. 6 класс. Год после детства". Содержание урока явится связующим звеном между восприятием фольклорной и авторской сказки, определением идеи народной мысли о необходимости создавать своими руками счастье.

Цель: создать условия для формирования культуроведческой, коммуникативной компетенции.

Задачи:

  • Учащиеся вспомнят, что сказка - это жанр фольклора и литературы, вид устных повествований с фантастическим вымыслом, которые сначала были связаны с мифами.
  • Учащиеся выделяет особенности русской народной сказки, оценят актуальность сказок.
  • Учащиеся убедятся в необходимости слушать и уважать мнение другого человека.

Оценка:

  • Анализ эпиграфа к уроку.
  • Составление пятистиший "Царь", "Емеля", "Марья-царевна", сказка.
  • Создание ЭССЕ "Уроки сказки".

Реализация плана

1. Вызов. Побуждение интереса к учению.

Просмотр кадров из фильма сказки "По щучьему велению"

- О чем будет идти речь? По какой сказке создан фильм?

Александр Роу - известный режиссер-сказочник в 1938 году создавал свои фильмы не столько для детей, сколько для взрослых, потому что взрослые - это те же дети, только выше ростом. А другой, не менее известный писатель,

К.Г. Паустовский в рассказе " Сказочник" утверждает: " Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые". Именно это его высказывание является эпиграфом к разделу учебника "Сказки для взрослых".

Мы, взрослые дети, работая по учебнику "Год после детства", попытаемся прочесть эту известную нам сказку так, чтобы понять, а что же эта сказка может дать нам, людям, живущим в XXI веке?

2. Осмысление. Поиск ответов на вопросы.

Спикеры выбирают задание для составления характеристик героев.

Составление пятистиший - характеристик

1. Емеля 1. Царь
2. глупый, грубый 2. грубый, властный
3. лежит, поймал, пожелал 3. приказывает доставить, угрожает
4. получает все, что захочет 4. уступает силе другого человека
5. лентяй, лежебока 5. правитель, тиран, самодур

 

1. Марья 1. Сказка
2. глупая, хитрая 2. народная, поучительная,
3. увидела, влюбилась, упрашивает 3. расплачивается за свободу
4. выдать замуж за Емелю 4. щука разговаривает, исполняет желания
5. царская дочь 5. вымысел

Защита характеристик.

3. Рефлексия. Создание эссе.

Роль - я читатель, царь, Емеля, щука:

Адрес - ?

Форма - эссе, обращение

Тема - Уроки сказки. Сказка - ложь?

- Написание работы 5 мин.

- Прочтение друг у друга.

- Выбор лучшей работы (одна работа из четырех от каждой группы).

- Прочтение лучшей работы на авторском стуле перед классом.

Работа учителя. (Создавалась одновременно с ученическими работами, прочтение после зачитывания работ учащихся)

По щучьему велению, по моему хотению... Верят люди, что поймают рыбку золотую и начнет она все их желания исполнять. Нет, дорогие вы мои. Не забывайте о продолжении присказки "По моему хотению" Пожелали чего-нибудь - выполняйте сами. Помните пословицу "Без труда не выловишь рыбки из пруда".

4. Оценка.

Учащиеся дорисовывают улыбку на рожице (собственные ощущения на уроке). Спикеры оценивают работу учеников в группе, озвучивают оценку. Результаты вывешиваются на доске.

5. Заключение.

Пожелание друзьям.

Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

6. Домашнее задание: прочесть сказку В. Гауфа "Маленький Мук".

Приложение.