Литература
-
Урок-размышление по повести А.М. Горького "Детство". Бабушка Алеши. Характер литературного героя 2011
На уроке проверяется знание содержания повести, раскрывается характер героя, даются оценки действиям персонажей, выявляется авторская позиция. Развивается в целом умение анализировать литературные произведения.
-
Әмирхан Еники. (1909–2000) «Кем җырлады?» 2011
Работа посвящена творчеству татарского писателя Амирхана Нигметзяновича Еникеева. Представлена на татарском языке.
-
Сценарий литературной игры-викторины по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 2011
Игра-викторина состоит из трех этапов: первый этап актуализирует знания учащихся о теоретических литературоведческих понятиях; на втором этапе участники могут передать собственное восприятие прочитанных произведений, проявить творческие способности, высказать личностное отношение к прочитанному; на третьем этапе участникам необходимо показать владение изобразительно-выразительными средствами языка; продемонстрировать знание фактов жизни и творчества поэтов.
-
Нравственное воспитание учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературы 2011
Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи способны ощутить единство человека и природы. Предлагается целая система введения учеников в мир поэзии. Учитывая особенности таких учащихся, на уроках используются элементы словесного рисования и рассуждения, учащиеся выводятся на уровень понимания сложных метафор и образов. Задача педагога - научить школьников ценить поэзию, пробудить интерес к ней, который в будущем не позволит развиться поэтической глухоте.
-
Урок по произведению В.Г. Короленко "Парадокс" 2011
Урок-анализ рассчитан на 2 часа. Каждый учитель сам определяет объем материала на 1-й урок в зависимости от класса. Все виды деятельности направлены на осмысление текста, восприятие; на развитие самостоятельной деятельности обучающихся. Заранее заданные на дом вопросы позволяют привлечь родителей к обсуждению задания. Текст очерка даёт возможность ребёнку пофилософствовать.
-
И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе" 2011
Урок в 10-м классе является заключительным в цикле уроков по творчеству И.С. Тургенева, призван выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни, помочь понять философский смысл стихотворений в прозе.
-
Поэтическое наследие И.С. Тургенева. Триптих "Вариации" (анализ стихотворения "Утро туманное, утро седое…" ("В дороге") 2011
При изучении лирических произведений Тургенева особое место занимает стихотворение «Утро туманное, утро седое…». В данной работе затронуты не только тема и идея стихотворения, но и рассмотрены семантическое значение слов, лексические и морфологические средства выразительности, с помощью которых поэту удалось достичь такого совершенного творения. Работа строится на основе комплексной методики исследования, широко представленной в работах профессора Болотновой Н.С.
-
Презентация к конкурсу. Едкая сатира "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" 2011
Цель урока: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина; показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; подвести к пониманию авторского замысла и отношения к героям; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Владимир Дубровский и Маша Троекурова 2011
В основе урока лежит исследовательский метод. Способ анализа: "вслед за автором" с элементами проблемного. Для шестиклассников тема любви и социальных предрассудков сложна, поэтому такие понятия, как зло, добро, истинные ценности, любовь, честь, достоинство, внутренняя красота и богатство раскрываются на занятии.
-
Урок-исследование по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на тему "Странствия Музы по векам и народам" 2011
Урок проводится с целью развития исследовательской компетенции учащихся, познавательных интересов к литературе разных народов и жанров, способствует формированию творческой активности и критического мышления.
-
Урок литературы с использованием презентации по теме "Тема "маленького человека" в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" 2011
Ученики обучаются анализу лироэпического произведения. В статье показаны два лика Петербурга в поэме. Автор показывает, как Пушкин раскрывает тему «маленького человека», и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…" (по повести В.П. Катаева "Сын полка") с использованием ИКТ 2011
Вечер памяти предполагает знакомство учащихся с темой сиротства во время Великой Отечественной войны, правдиво воссоздает жизнь детей военной поры.
-
Урок-презентация "Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского" 2011
В работе рассматривается образ Петербурга в творчестве А.Пушкина, Н.Гоголя, Н.Некрасова и обращается внимание учащихся на традиции и новаторство в изображении города Ф.Достоевским. Презентация позволяет увидеть "петербургские углы", а текст великого художника - обратить внимание на удушающую тесноту человеческого существования в этом мрачном городе, помогает проникнуться сочувствием к страдающим людям.
-
Применение технологии дифференцированного обучения на уроке литературы 2011
В работе представлен урок по рассказу Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный". Рассматриваемая тема - проблема становления личности.
-
Вечер поэзии "Пушкинская лира в диалоге культуры" 2011
Актуальность обращения к творчеству великого поэта А.С. Пушкина обусловлена поликультурным разноязычным составом учащихся, необходимостью интегрировать разноязычных учащихся в единое образовательное и культурное пространство. Последние десятилетия развития нашего общества заставили пересмотреть установки, сущность и перспективы воспитательной работы.
-
Урок литературы по теме "Устное народное творчество. Сокровище русского народа" 2011
Урок проходит в форме праздника. Задача урока: чтение, изучение фольклора, формирование ценностного представления о культурном наследии нашего народа. Данный урок завершает изучение целого раздела "Устное народное творчество" в 5-м классе и формирует стартовую площадку для продолжения изучения этой темы в 6–7-х классах в курсе "Русская литература" в средней школе.
-
Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" М.А. Шолохова 2011
Урок построен с использованием мультимедийной презентации. Основные цели урока: изучить "Донские рассказы" М.Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М.Шолохова на примере рассказов "Родинка", "Чужая кровь"; повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Гражданская война"; определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов; формировать умение самостоятельно работать с художественным текстом.
-
Урок-игра "В мире древнегреческих мифов". 6-й класс 2011
Литературную игру можно проводить в рамках учебного времени по итогам изучения темы, а также как внеклассное мероприятие. Задания игры позволяют не только проверить знания учащихся по литературе, но и связать их со знаниями ребят по истории Древней Греции и истории Санкт-Петербурга.
-
Итоговый урок литературы по творчеству А.С. Пушкина. 6-й класс 2011
Предлагаемый урок подводит итог проделанной работы по изучению творчества А.С. Пушкина. Урок рассчитан на закрепление знаний фактического материала из биографии поэта, его творческого наследия, а также на отработку понятий "сюжет", "завязка", "кульминация", "развязка", "ирония автора".
-
Музыка и литература. Музыкальные басни 2011
Урок призван познакомить учащихся с жанром басни, где музыка является главным действующим лицом; дать понятие «квартет», «ноктюрн», подчеркнуть взаимосвязь музыки и литературы, обратить внимание учащихся на то, что оба искусства рождены жизнью.
-
Внеклассное мероприятие по литературе 2011
На уроке основное внимание уделяется воспитанию уважения к общечеловеческим ценностям, любовь и уважение к матери, женщине на примерах из художественных произведений. Воспитание духовно развитой личности.
-
Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Царь-рыба" 2011
Урок помогает выявить нравственные законы, определить отношение человека и мира, в котором он живет, на основе рассказа В.П. Астафьева.
-
Произведение А.С. Пушкина "Пиковая дама" как философско-психологическая повесть 2011
Урок знакомит учащихся с понятием "философско-психологическая повесть". Попытаться понять психологическое состояние героев, их внутренний мир. Увидеть философские вопросы, затронутые писателем, поразмышлять о них. Продолжить работу по развитию умений: лаконично и точно передавать свои мысли, систематизировать отобранный материал, обобщать, делать выводы.
-
Урок литературы в 10-м классе "Дорога чести" князя Андрея Болконского" 2011
Главная цель и задача урока: обучение анализу художественного текста. В ходе урока учащиеся, отвечая на вопросы учителя, работая с текстом романа «Война и мир», просматривая иллюстрации к произведению и отрывки из одноименного художественного фильма, отвечают на проблемный вопрос и делают выводы и умозаключения.
-
Литературная гостиная "Я на земле живу не горбясь" (о жизни и творчестве О.А.Фокиной) 2011
Мероприятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэтессы О.А.Фокиной. Дети совершенствуют лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенции. Воспитывается любовь к своему краю, Родине, чувство гордости за свою малую родину.
-
"А.Грин. Путь к писателю". Урок в 6-м классе 2011
Творчество А.Грина всегда привлекает внимание учащихся. К сожалению, книгам этого автора в программе отводится малое количество учебных часов: в программе В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина в 6-м классе выделяется всего 2 часа на изучение повести "Алые паруса".
-
Итоговая работа по русскому языку для 6-го класса 2011
Итоговая работа по русскому языку за курс 6-го класса (учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой) самостоятельно разработана учителем и по форме соответствует мониторинговым работам нового типа для 9-го класса: включает в себя ответы на тестовые задания (представлено 2 варианта) и создание сочинения-рассуждения.
-
Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник" 2011
В русском фольклоре былины занимают особое место как произведения, в которых воплотился художественный талант народа. Эти древнейшие сказания о защитниках родины - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче - в яркой образной, эмоциональной форме знакомят школьников с прошлым нашей страны.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Сорочинская ярмарка Н.В. Гоголя" 2011
В статье представлена разработка внеклассного мероприятия по литературе. Цель занятия - обобщить знания учащихся по произведениям Н.В. Гоголя, включенным в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки".
-
Изучение рассказов Бориса Зайцева в старших классах 2011
В программу по литературе 11-го класса имя Бориса Зайцева было включено сравнительно недавно. И здесь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся, показать особый стиль Б.Зайцева.