Духовная литература. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить сведения о духовной литературе;
  • расширить кругозор школьников;
  • довести до сознания детей, что сюжеты, образы духовной литературы - неисчерпаемый кладезь мудрости, источник вдохновения.

Воспитывающие:

  • содействовать в ходе урока формированию приоритета общечеловеческих ценностей;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие:

  • развивать умение логически излагать свои мысли;
  • развивать эмоции школьников, с этой целью использовать примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства ученика;
  • развивать познавательный интерес школьников.

Оборудование урока.

  • Иллюстрации и репродукции картин на библейские сюжеты.
  • Книжная выставка.

Ход урока

- Ребята, сегодня у нас заключительный урок, посвященный духовной литературе. Мы с вами читали отрывки из Библии, житие святых мучеников князей Бориса и Глеба, много размышляли, делились друг с другом своими мыслями. И вот теперь настало время подвести итог тому, что мы узнали.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова из Евангелия от Луки: "И как ты хочешь, чтобы люди поступали с тобой, так ты прежде поступай с ними". В течение урока мы будем раскрывать содержание этого эпиграфа.

Ребята, скажите, почему необходимо знать Библию? (Выслушать, обобщить).

Прежде всего, Библия - это литературный и культурный памятник человеческой цивилизации, и человек не может называться культурным, образованным, если он не знает Библию. Еще духовная литература, к которой принадлежит и Библия, обращена к человеческой душе с проповедью благой, хорошей жизни, и не может научить плохому.

Кроме того, произведения многих русских и зарубежных писателей, поэтов и художников включают в себя различные библейские сюжеты. И если мы не познакомимся с Библией, то не сможем понять эти произведения.

А сейчас я хочу предложить вам своеобразную разминку: решите кроссворд "Библейские сказания".

- Если вы правильно решите его, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название первой, наиболее древней части Библии. (Ученики коллективно решают кроссворд).

- Прочтите слово, которое появилось в клетках по горизонтали (Ветхий Завет).

- Так называется первая, наиболее древняя часть Библии. О чем в ней повествуется? (О том, что Бог обещал людям Спасителя мира и готовил их к его появлению через заповеди, пророчества, прообразы)

- Когда были написаны книги Ветхого Завета? (До Рождества Христова)

- А когда были написаны книги Нового Завета? (После Рождества Христова).

- Каково главное содержание Нового Завета? (Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя)

- Ребята, страницы и Ветхого, и Нового Завета полны удивительных историй, которые называются притчами. На уроках литературы мы познакомились с двумя притчами, помещенными в учебнике. Что это за притчи? (Притча о сеятеле, притча о семени и плевелах).

- Сегодня вы узнаете и о других притчах. Но прежде вспомним, что такое притча?

(Работа с определением, записанном на доске: Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение, которое касается общечеловеческих законов).

Притчи отличаются тем, что в них нет указания ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц, их герой - человек вообще, а не какой-то конкретный человек, но обязательно поставленный в ситуацию выбора.

Ну а теперь послушаем притчу о блудном сыне. (См. Приложение I) (Рассказ ученика)

- Какая удивительная история, правда?

И у каждого ее героя свой выбор. Выбирает свой путь младший сын, который не хочет жить так, как принято, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним.

Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду (разделение имущества - обида и оскорбление) и мог отвергнуть сына (ведь по справедливости тому теперь ничего не полагается, он свою долю получил). Отец мог хотя бы упрекнуть сына. Но, оказывается, отцовская любовь - то, без чего нельзя жить, она выше справедливости, которой придерживается старший сын. (Показать репродукцию картины Рембрандта "Возвращение блудного сына", рассказать об этой картине).

И еще об одной притче мы поговорим сегодня. Это притча о добром самарянине. (См. Приложение II.)(Ученик рассказывает).

- Мы видим, что стоят перед выбором и герои данной притчи.

Священник и его помощник, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно. А самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Милосердие и любовь к человеку оказались выше религиозной розни.

Такому отношению к ближнему, когда человек важнее любой идеи, национальной, социальной или государственной принадлежности, и учил Христос.

Некоторые люди считают себя добрыми и хорошими уже потому, что не делают зла. Но если в их присутствии совершается зло, а они молчат, разве можно назвать их хорошими, добрыми, порядочными людьми.

Один умный человек сказал:

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут убить тебя.

Не бойся друзей - в худшем случае они могут предать тебя.

Бойся равнодушных - они никого не убивают, но именно с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства".

А теперь послушайте историю о таких же ребятах, как и вы. Она называется "Лена, костыли и снежки". (см. Приложение III.)(Учитель читает рассказ)

Правильно ил поступила Дина?

А понравился ли вам Коля?

- Ребята, а вы знаете, что в Библии сказано о злых людях? Прочтите запись на доске.

И злоба их обратится против них,
И злодейство их упадет на голову их.

(Рассказать ребятам о том, что и добро вернется, и зло тоже)

- Мы живем не в пустыне, где кроме нас никого больше нет. Мы живем среди людей и должны думать не только о себе, но и о других людях.

Послушайте историю об американской девочке Норе и о том, как она думала о людях. (см. Приложение IV.) (Учитель читает рассказ).

Что вы можете сказать о поступке Норы?

А вы смогли бы поступить так же?

- Ребята! Посмотрите, как много книг на нашей выставке. Давайте с ними познакомимся. (Рассказ учителя о книгах).

После урока вы сможете их посмотреть, попросить друг у друга почитать.

А теперь посмотрите на иллюстрации. (<Рисунок 1>) Как вы думаете, какое место из Библии иллюстрировано здесь? (Работа с иллюстрациями.)

- Ребята, давайте вернемся к нашему эпиграфу. Прочтем его еще раз. Я думаю, вы поняли, насколько важны эти слова, и теперь всегда мысленно будете ставить себя на место другого человека (а понравилось бы вам, чтобы с вами поступали так, как вы собираетесь поступить с этим человеком?)

Итак, мы сегодня завершили изучение раздела "Духовная литература", вспомнили притчи, читали интересные истории. Хочется надеяться, что все то, о чем вы узнали на уроке, пригодится вам в жизни.

Объявление оценок.

Задание на дом: индивидуальные (ученикам раздаются карточки).