Цели и задачи урока:
Образовательные:
- обобщить сведения о духовной литературе;
- расширить кругозор школьников;
- довести до сознания детей, что сюжеты, образы духовной литературы - неисчерпаемый кладезь мудрости, источник вдохновения.
Воспитывающие:
- содействовать в ходе урока формированию приоритета общечеловеческих ценностей;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать умение логически излагать свои мысли;
- развивать эмоции школьников, с этой целью использовать примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства ученика;
- развивать познавательный интерес школьников.
Оборудование урока.
- Иллюстрации и репродукции картин на библейские сюжеты.
- Книжная выставка.
Ход урока
- Ребята, сегодня у нас заключительный урок, посвященный духовной литературе. Мы с вами читали отрывки из Библии, житие святых мучеников князей Бориса и Глеба, много размышляли, делились друг с другом своими мыслями. И вот теперь настало время подвести итог тому, что мы узнали.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова из Евангелия от Луки: "И как ты хочешь, чтобы люди поступали с тобой, так ты прежде поступай с ними". В течение урока мы будем раскрывать содержание этого эпиграфа.
Ребята, скажите, почему необходимо знать Библию? (Выслушать, обобщить).
Прежде всего, Библия - это литературный и культурный памятник человеческой цивилизации, и человек не может называться культурным, образованным, если он не знает Библию. Еще духовная литература, к которой принадлежит и Библия, обращена к человеческой душе с проповедью благой, хорошей жизни, и не может научить плохому.
Кроме того, произведения многих русских и зарубежных писателей, поэтов и художников включают в себя различные библейские сюжеты. И если мы не познакомимся с Библией, то не сможем понять эти произведения.
А сейчас я хочу предложить вам своеобразную разминку: решите кроссворд "Библейские сказания".
- Если вы правильно решите его, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название первой, наиболее древней части Библии. (Ученики коллективно решают кроссворд).
- Прочтите слово, которое появилось в клетках по горизонтали (Ветхий Завет).
- Так называется первая, наиболее древняя часть Библии. О чем в ней повествуется? (О том, что Бог обещал людям Спасителя мира и готовил их к его появлению через заповеди, пророчества, прообразы)
- Когда были написаны книги Ветхого Завета? (До Рождества Христова)
- А когда были написаны книги Нового Завета? (После Рождества Христова).
- Каково главное содержание Нового Завета? (Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя)
- Ребята, страницы и Ветхого, и Нового Завета полны удивительных историй, которые называются притчами. На уроках литературы мы познакомились с двумя притчами, помещенными в учебнике. Что это за притчи? (Притча о сеятеле, притча о семени и плевелах).
- Сегодня вы узнаете и о других притчах. Но прежде вспомним, что такое притча?
(Работа с определением, записанном на доске: Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение, которое касается общечеловеческих законов).
Притчи отличаются тем, что в них нет указания ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц, их герой - человек вообще, а не какой-то конкретный человек, но обязательно поставленный в ситуацию выбора.
Ну а теперь послушаем притчу о блудном сыне. (См. Приложение I) (Рассказ ученика)
- Какая удивительная история, правда?
И у каждого ее героя свой выбор. Выбирает свой путь младший сын, который не хочет жить так, как принято, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним.
Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду (разделение имущества - обида и оскорбление) и мог отвергнуть сына (ведь по справедливости тому теперь ничего не полагается, он свою долю получил). Отец мог хотя бы упрекнуть сына. Но, оказывается, отцовская любовь - то, без чего нельзя жить, она выше справедливости, которой придерживается старший сын. (Показать репродукцию картины Рембрандта "Возвращение блудного сына", рассказать об этой картине).
И еще об одной притче мы поговорим сегодня. Это притча о добром самарянине. (См. Приложение II.)(Ученик рассказывает).
- Мы видим, что стоят перед выбором и герои данной притчи.
Священник и его помощник, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно. А самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Милосердие и любовь к человеку оказались выше религиозной розни.
Такому отношению к ближнему, когда человек важнее любой идеи, национальной, социальной или государственной принадлежности, и учил Христос.
Некоторые люди считают себя добрыми и хорошими уже потому, что не делают зла. Но если в их присутствии совершается зло, а они молчат, разве можно назвать их хорошими, добрыми, порядочными людьми.
Один умный человек сказал:
"Не бойся врагов - в худшем случае они могут убить тебя.
Не бойся друзей - в худшем случае они могут предать тебя.
Бойся равнодушных - они никого не убивают, но именно с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства".
А теперь послушайте историю о таких же ребятах, как и вы. Она называется "Лена, костыли и снежки". (см. Приложение III.)(Учитель читает рассказ)
Правильно ил поступила Дина?
А понравился ли вам Коля?
- Ребята, а вы знаете, что в Библии сказано о злых людях? Прочтите запись на доске.
И злоба их обратится против них,
И злодейство их упадет на голову их.
(Рассказать ребятам о том, что и добро вернется, и зло тоже)
- Мы живем не в пустыне, где кроме нас никого больше нет. Мы живем среди людей и должны думать не только о себе, но и о других людях.
Послушайте историю об американской девочке Норе и о том, как она думала о людях. (см. Приложение IV.) (Учитель читает рассказ).
Что вы можете сказать о поступке Норы?
А вы смогли бы поступить так же?
- Ребята! Посмотрите, как много книг на нашей выставке. Давайте с ними познакомимся. (Рассказ учителя о книгах).
После урока вы сможете их посмотреть, попросить друг у друга почитать.
А теперь посмотрите на иллюстрации. (<Рисунок 1>) Как вы думаете, какое место из Библии иллюстрировано здесь? (Работа с иллюстрациями.)
- Ребята, давайте вернемся к нашему эпиграфу. Прочтем его еще раз. Я думаю, вы поняли, насколько важны эти слова, и теперь всегда мысленно будете ставить себя на место другого человека (а понравилось бы вам, чтобы с вами поступали так, как вы собираетесь поступить с этим человеком?)
Итак, мы сегодня завершили изучение раздела "Духовная литература", вспомнили притчи, читали интересные истории. Хочется надеяться, что все то, о чем вы узнали на уроке, пригодится вам в жизни.
Объявление оценок.
Задание на дом: индивидуальные (ученикам раздаются карточки).