Особенности поэтики В.В. Маяковского. Обучение анализу лирического стихотворения на примере стихотворения В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: литература, «Скрипка и немножко нервно», лирический герой, анализ лирического стихотворения


Цели:

1) закрепить представления учащихся об особенностях поэтики В.В. Маяковского; дать представление о лирическом герое поэзии раннего В.В. Маяковского; содействовать умению анализировать лирическое стихотворение, опираясь на литературоведческую терминологию;

2) содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, речи;

3) содействовать развитию любви к поэзии, формированию читательского вкуса.

1. Организационный момент.

Организация учащихся с целью подготовки их к восприятию нового материала.

2. Проверка домашнего задания.

- На прошлых уроках мы с вами начали работать над изучением поэзии В.В. Маяковского и познакомились с особенностями поэтики раннего периода его творчества. Вспомните и назовите, пожалуйста, эти особенности.

1. Как футурист, В. Маяковский проповедует эстетику “самовитого слова”, по сути дела, элитарную эстетику, на самом деле вступая в противоречие с нею, вкладывая в стихи свой опыт и своё отношение к жизни.

2. Опирается на тоническую систему стихосложения, в которой очень важна роль слов, несущих ударение, и пауз.

3. Лирический герой раннего Маяковского, с одной стороны, автобиографичен; с другой, имеет обобщающее значение, олицетворяя собой всё человечество.

3. Переход к изучению новой темы.

- Одно из самых значительных произведений для понимания образа лирического героя раннего Маяковского – поэма “Облако в штанах”.

- Каким предстаёт здесь лирический герой?

Это ранимый человек. Его мучает разобщённость людей. Он не может быть счастлив, когда несчастны другие. Он беден, поэтому проигрывает сражение с “Повелителем Всего”.

- Но не забывайте ещё, что этот герой – поэт, и мир воспринимает по-своему. К какому итогу приводит героя личная трагедия неразделённой любви?

К бунту против основных устоев жизни. “Четыре крика “долой!”: “Долой вашу Любовь!”; “Долой ваше Искусство!”; “Долой ваш Строй!”; “Долой вашу Религию!”

- Итак, лирический герой раннего Маяковского – человек ранимый, остро переживающий несправедливости жизни, но он ещё и ПОЭТ. А что в первую очередь жизненно важно для поэта?

Найти своего читателя. Быть услышанным и понятым.

4. Сообщение темы урока.

Я хочу
Быть понят моей страной,
А не буду понят, -
Что ж,
По родной стране
Пройду стороной,
Как проходит косой дождь! - писал поэт в 1925 г.

- Как видите, проблема творчества, проблема поэта и читателя, поэта и толпы, назначения поэта и поэзии оставалась для В.В. Маяковского важной на протяжении всей жизни. Сегодня на уроке мы с вами попробуем проследить, как решается данная тема в стихотворении поэта 1914 “Скрипка и немножко нервно”.

5. Работа над новым материалом. Обучение анализу лирического стихотворения.

1) Работа с текстом. Лингвистический анализ.

Чтение стихотворения В.В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно”.

- Скажите, чем сразу же после чтения поражает это читателя это стихотворение?

Яркой образностью, эмоциональностью.

- Это стихотворение сюжетно. С точки зрения композиции сюжета, какие части вы бы выделили?

1. “Скрипка издергалась, упрашивая…” - экспозиция.

2. “…и вдруг разревелась” - завязка.

3. Развитие сюжета.

4. "Боже!" – кульминация.

5. Cпад действия.

6. “А?” - развязка.

- А с точки зрения композиции самого стихотворения, сколько бы частей вы здесь выделили?

2 части.

I. Скрипка и оркестр.

II. Скрипка и лирический герой.

- Прослеживается чёткая симметрия частей, сюжетные линии развиваются параллельно, перекрещиваясь в конце, отражая романтическое двоемирие.

- О каких двух мирах здесь идёт речь?

Мир Скрипки и лирического героя и мир толпы.

- Что объединяет Лирического героя и Скрипку? Что олицетворяет собой Оркестр?

Лирический герой – романтический герой-одиночка, чужой в толпе. Оркестр – модель общества - вытесняет скрипку, не понимает её, хотя именно её мелодия является основной сущностью оркестра.

- Какие проблемы поднимает автор в этом стихотворении?

Проблема творчества, проблема творческой индивидуальности, проблема одиночества, непонятости.

- Жизнь человеческая расположена между песней и плачем. Скрипка плачет “по-детски”, она искренна и непосредственна. Это её жизнь, её история, её плач. Какими приёмами пользуется поэт, чтобы создать столь зримые образы в стихотворении?

Олицетворение, метафора, звукопись.

- Действительно, в первую очередь надо отметить олицетворение как ведущий художественный приём. У каждого инструмента в оркестре свой образ, свой голос, своя манера. Назовите наиболее яркие из них. Как они относятся к Скрипке?

Барабан, тарелка, геликон.

- Какой инструмент определяет отношение оркестра к Скрипке.

Геликон.

"Дура,
плакса,
вытри!" -

- Название стихотворение выражает творческое кредо поэта. Подумайте, какой фразеологический оборот со словом “скрипка” отражает эту идею?

Играть первую скрипку.

- Состояние поэта – это всегда надрыв. Вспомните строки из поэмы “Облако в штанах”.

А себя, как я, вывернуть не можете,
Чтобы были одни сплошные губы!

- Поэт всегда в центре, всегда первый, всегда мишень для агрессивно-непонимающей толпы.

Итак, для лирического героя игра скрипки сродни его поэтическому кредо. А, с точки зрения оркестра, что есть игра скрипки? Обратите, пожалуйста, внимание при ответе на этимологию слова “скрипка”.

От слова “скрипеть”.

- Ещё один яркий приём на фонетическом уровне использует поэт для создания образов. Какой?

Звукопись. Аллитерацию и ассонанс.

- Через звукопись создаётся образ каждого из инструментов. Звуковой фон создаёт звучание каждой композиционной части стихотворения:

I часть – звуковая какофония;

II часть – гармония, лирический герой воссоздаёт мелодию Скрипки.

- Каков же итог этого стихотворения?

Поэт находит свою музу, своего слушателя.

- Найти своего читателя, свою уникальную мелодию – это и есть назначение поэзии по Маяковскому.

2) Сочинение-миниатюра на основе устного анализа стихотворения.

Пожалуйста, напишите, каким вы видите лирического героя этого стихотворения Маяковского и вашу точку зрения на проблему творчества и взаимоотношения поэта и читателя. Каковы ваши впечатления.

Учащиеся пишут работу, в которой излагают свои впечатления от проанализированного стихотворения (10 минут).

6. Подведение итогов.

- Подводя итоги нашей работы, ещё раз определите круг вопросов, которые мы рассматривали в течение урока.

Образ лирического героя ранней поэзии В.В. Маяковского; проблема творчества, поэта и читателя в стихотворении “Скрипка и немножко нервно”.

7. Домашнее задание.

На следующем уроке мы продолжим разговор о теме творчества в поэзии В.В. Маяковского. Прочитайте стихотворение поэта “Разговор с фининспектором о поэзии” и составьте цитатный план для ответа на вопрос о том, что есть поэзия и её назначение, по мысли В.В.Маяковского.