Цели:
1) закрепить представления учащихся об особенностях поэтики В.В. Маяковского; дать представление о лирическом герое поэзии раннего В.В. Маяковского; содействовать умению анализировать лирическое стихотворение, опираясь на литературоведческую терминологию;
2) содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, речи;
3) содействовать развитию любви к поэзии, формированию читательского вкуса.
1. Организационный момент.
Организация учащихся с целью подготовки их к восприятию нового материала.
2. Проверка домашнего задания.
- На прошлых уроках мы с вами начали работать над изучением поэзии В.В. Маяковского и познакомились с особенностями поэтики раннего периода его творчества. Вспомните и назовите, пожалуйста, эти особенности.
1. Как футурист, В. Маяковский проповедует эстетику “самовитого слова”, по сути дела, элитарную эстетику, на самом деле вступая в противоречие с нею, вкладывая в стихи свой опыт и своё отношение к жизни.
2. Опирается на тоническую систему стихосложения, в которой очень важна роль слов, несущих ударение, и пауз.
3. Лирический герой раннего Маяковского, с одной стороны, автобиографичен; с другой, имеет обобщающее значение, олицетворяя собой всё человечество.
3. Переход к изучению новой темы.
- Одно из самых значительных произведений для понимания образа лирического героя раннего Маяковского – поэма “Облако в штанах”.
- Каким предстаёт здесь лирический герой?
Это ранимый человек. Его мучает разобщённость людей. Он не может быть счастлив, когда несчастны другие. Он беден, поэтому проигрывает сражение с “Повелителем Всего”.
- Но не забывайте ещё, что этот герой – поэт, и мир воспринимает по-своему. К какому итогу приводит героя личная трагедия неразделённой любви?
К бунту против основных устоев жизни. “Четыре крика “долой!”: “Долой вашу Любовь!”; “Долой ваше Искусство!”; “Долой ваш Строй!”; “Долой вашу Религию!”
- Итак, лирический герой раннего Маяковского – человек ранимый, остро переживающий несправедливости жизни, но он ещё и ПОЭТ. А что в первую очередь жизненно важно для поэта?
Найти своего читателя. Быть услышанным и понятым.
4. Сообщение темы урока.
Я хочу
Быть понят моей страной,
А не буду понят, -
Что ж,
По родной стране
Пройду стороной,
Как проходит косой дождь! - писал поэт в 1925 г.
- Как видите, проблема творчества, проблема поэта и читателя, поэта и толпы, назначения поэта и поэзии оставалась для В.В. Маяковского важной на протяжении всей жизни. Сегодня на уроке мы с вами попробуем проследить, как решается данная тема в стихотворении поэта 1914 “Скрипка и немножко нервно”.
5. Работа над новым материалом. Обучение анализу лирического стихотворения.
1) Работа с текстом. Лингвистический анализ.
Чтение стихотворения В.В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно”.
- Скажите, чем сразу же после чтения поражает это читателя это стихотворение?
Яркой образностью, эмоциональностью.
- Это стихотворение сюжетно. С точки зрения композиции сюжета, какие части вы бы выделили?
1. “Скрипка издергалась, упрашивая…” - экспозиция.
2. “…и вдруг разревелась” - завязка.
3. Развитие сюжета.
4. "Боже!" – кульминация.
5. Cпад действия.
6. “А?” - развязка.
- А с точки зрения композиции самого стихотворения, сколько бы частей вы здесь выделили?
2 части.
I. Скрипка и оркестр.
II. Скрипка и лирический герой.
- Прослеживается чёткая симметрия частей, сюжетные линии развиваются параллельно, перекрещиваясь в конце, отражая романтическое двоемирие.
- О каких двух мирах здесь идёт речь?
Мир Скрипки и лирического героя и мир толпы.
- Что объединяет Лирического героя и Скрипку? Что олицетворяет собой Оркестр?
Лирический герой – романтический герой-одиночка, чужой в толпе. Оркестр – модель общества - вытесняет скрипку, не понимает её, хотя именно её мелодия является основной сущностью оркестра.
- Какие проблемы поднимает автор в этом стихотворении?
Проблема творчества, проблема творческой индивидуальности, проблема одиночества, непонятости.
- Жизнь человеческая расположена между песней и плачем. Скрипка плачет “по-детски”, она искренна и непосредственна. Это её жизнь, её история, её плач. Какими приёмами пользуется поэт, чтобы создать столь зримые образы в стихотворении?
Олицетворение, метафора, звукопись.
- Действительно, в первую очередь надо отметить олицетворение как ведущий художественный приём. У каждого инструмента в оркестре свой образ, свой голос, своя манера. Назовите наиболее яркие из них. Как они относятся к Скрипке?
Барабан, тарелка, геликон.
- Какой инструмент определяет отношение оркестра к Скрипке.
Геликон.
"Дура,
плакса,
вытри!" -
- Название стихотворение выражает творческое кредо поэта. Подумайте, какой фразеологический оборот со словом “скрипка” отражает эту идею?
Играть первую скрипку.
- Состояние поэта – это всегда надрыв. Вспомните строки из поэмы “Облако в штанах”.
А себя, как я, вывернуть не можете,
Чтобы были одни сплошные губы!
- Поэт всегда в центре, всегда первый, всегда мишень для агрессивно-непонимающей толпы.
Итак, для лирического героя игра скрипки сродни его поэтическому кредо. А, с точки зрения оркестра, что есть игра скрипки? Обратите, пожалуйста, внимание при ответе на этимологию слова “скрипка”.
От слова “скрипеть”.
- Ещё один яркий приём на фонетическом уровне использует поэт для создания образов. Какой?
Звукопись. Аллитерацию и ассонанс.
- Через звукопись создаётся образ каждого из инструментов. Звуковой фон создаёт звучание каждой композиционной части стихотворения:
I часть – звуковая какофония;
II часть – гармония, лирический герой воссоздаёт мелодию Скрипки.
- Каков же итог этого стихотворения?
Поэт находит свою музу, своего слушателя.
- Найти своего читателя, свою уникальную мелодию – это и есть назначение поэзии по Маяковскому.
2) Сочинение-миниатюра на основе устного анализа стихотворения.
Пожалуйста, напишите, каким вы видите лирического героя этого стихотворения Маяковского и вашу точку зрения на проблему творчества и взаимоотношения поэта и читателя. Каковы ваши впечатления.
Учащиеся пишут работу, в которой излагают свои впечатления от проанализированного стихотворения (10 минут).
6. Подведение итогов.
- Подводя итоги нашей работы, ещё раз определите круг вопросов, которые мы рассматривали в течение урока.
Образ лирического героя ранней поэзии В.В. Маяковского; проблема творчества, поэта и читателя в стихотворении “Скрипка и немножко нервно”.
7. Домашнее задание.
На следующем уроке мы продолжим разговор о теме творчества в поэзии В.В. Маяковского. Прочитайте стихотворение поэта “Разговор с фининспектором о поэзии” и составьте цитатный план для ответа на вопрос о том, что есть поэзия и её назначение, по мысли В.В.Маяковского.