Цели:
- формирование умения анализировать эпизод художественного произведения с целью определения его значения в осознании идеи рассказа, используя общеучебное умение характеристики общего (климата) через исследование частного (сезонов года);
- развитие умения перестраивать текст художественного стиля речи в текст научного стиля; умения выделять главное, проводить причинно-следственные связи;
- воспитание чувства любви к своей малой Родине и чувства ответственности за неё; привитие интереса к родному краю через творчество М.А. Шолохова.
Оборудование:
- для учителя: дырокол; лента для соединения календаря;
- для групп учащихся: ватмана; краски, цветные карандаши, клей, фломастеры, ластик, картинки времени года; книги с текстом; географические атласы; географическая карта; словарь диалектных слов (Приложение 3); таблица-клеше (Приложение 2); таблички для оценивания групп (Приложение 1).
Данный урок является обобщающим уроком по теме «Климат России» (география) и уроком внеклассного чтения (литература).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Географ: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: вы видите учителя географии и литературы, мы попытаемся, соединив два предмета, обобщить темы «Климат» и «Анализ эпизода художественного произведения» на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь». Итак, тема урока: Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь»
Литератор: прежде, чем мы раскроем все секреты урока, пожалуйста, встаньте и протяните к нам свои ладошки. Молодцы! Это означает, что вы готовы сотрудничать. А теперь сядьте на свои места и начнём работу.
2. Повторение изученного по предметам.
Географ: сегодня, ребята, вы будете исследователями. На протяжении нескольких уроков литературы вы знакомились с рассказом М.А. Шолохова «Чужая кровь», на последних уроках географии изучали тему «Климат России». На этом уроке мы рассмотрим климат Шолоховского района, но поскольку материал для исследования – рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь», то мне сегодня поможет учитель литературы.
Литератор: целью нашей работы станет поиск ответа на вопрос: в чём может проявляться взаимосвязь двух дисциплин: литературы и географии. Для работы нам потребуются определённые знания, поэтому сначала повторим теоретический материал, полученный вами на предыдущих уроках географии и литературы.
Географ: чтобы объяснить особенности климата своей местности, надо знать, что влияет на климат в целом и на климат своей местности в частности. Давайте определим, какие климотообразующие факторы влияют на становление климата нашей местности.
Блок 1. Зависимость климата местности от её положения в поясе освещения (т.е. от географической широты):
– Какова широта нашей местности, чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик? (Угол падения солнечных лучей и продолжительность светлого времени в течение суток на наших широтах изменяются по сезонам года, что связано с особенностями вращения Земли вокруг солнца).
Блок 2. Зависимость климата местности от рельефа и характера подстилающей поверхности:
– Определите по физической карте характер рельефа. (Равнина. Подстилающая поверхность поглощает больше солнечной энергии, чем отражает)
Блок 3. Зависимость климата местности от её положения относительно горных хребтов и обширных равнин, от влияния рельефа на перемещение воздушных масс:
– По физической карте определите положение нашей местности относительно крупных форм (Наша местность находится на юге Восточно-Европейской равнины. На юге – горы Кавказ; на востоке – Уральские горы);
– Способствуют они либо препятствует свободному перемещению воздушных масс? (Способствуют свободному перемещению воздушных масс, т.к. в России господствует западный перенос воздушных масс, а на западе препятствий нет);
– Какие типы воздушных масс вы знаете? (На Земле формируются 4 основных типа воздушных масс: арктические, умеренные, тропические и экваториальные);
– Какие воздушные массы господствуют на территории Ростовской области? В каком типе климата находится Шолоховский район? (Территория Р.о. расположена в поясе, где господствуют континентальные воздушные массы умеренных широт, Шолоховский район находится в умеренно-континентальном типе климата).
Литератор: а теперь вспомним основные понятия по теории литературы:
– Что такое идея художественного произведения? (Идея – это основная мысль, которую хотел показать автор в своём произведении);
– Что помогает читателю понять идею художественного произведения? (Средства изобразительности)
– Назовите их? (Лексика (в данном случае диалектизмы – слова, употребляющиеся на определённой территории; эпитет – художественное определение; метафора – слова или словосочетания,основанные на смысловом переносе значения;олицетворение –одушевление неживых предметов; эмоциональное состояние героя; цветопись – цветовые повторы).
– Итак, мы сейчас повторили материал, необходимый для дальнейшего исследования.
3. Инструктаж по работе в группах
Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» сюжетные эпизоды, касающиеся описания природы, и проанализировать их с точки зрения литературы и географии. С этой целью мы вас поделили на группы, каждая из которых будет работать со своим временем года.
Литератор: каждой группе предлагается таблица для заполнения (Приложение 2).Вам необходимо найти в тексте рассказа эпизоды, описывающие необходимое вам время года, а поскольку вы уже знакомы с рассказом, сделать это будет нетрудно;
- 1 колонка – определение сюжетного эпизода;
- 2 колонка – определение средств изобразительности, используемых автором в данном эпизоде; словарик диалектных слов поможет вам в определении значений диалектизмов; определение доминирующего цвета эпизода;
- 3 колонка – определение эмоционального состояния главного героя (Гаврилы);
Географ: в 4 колонке необходимо дать
научное описание времени года по основным
метеоэлементам, представленных в эпизодах
описания природы;
выводы записываете в последней графе таблицы и
оформляете календарный лист вашего времени года,
для этого предлагается всевозможный материал (Приложение 1, Приложение
2, Приложение 3).
Литератор: ваша задача: оформить работу в соответствии с теоретическими сведениями, полученными на предыдущих уроках географии и литературы, придерживаясь эстетических требований в оформлении.
Географ: По завершении работы необходимо защитить свой проект:
1 ученик комментирует выводы по таблице;
2 ученик аргументировано представляет
календарный лист своего времени года;
3 ученик отвечает на проблемный вопрос урока
Остальные учащиеся стараются объективно
оценить работу групп-соперников по 5-балльной
системе.
(Учителя оказывают методическую помощь учащимся в работе по исследованию в течение работы в группах.)
4. Работа в группах
5. Защита проектов
1. Озвучивание выводов по таблице;
2. Представление и защита календарного листа;
3. Ответ на проблемный вопрос урока: (а) Знания
по географии позволяют глубже понять текст
художественной литературы, увидеть реалии на
фоне вымышленного с целью осознания идеи
произведения; б) Материал художественного
произведения, основанный на реалистическом
описании природы, позволяет дать научную
характеристику природным компонентам.
4. Оценивание работы групп соперников
Соединение листов календаря
6. Домашнее задание
Литератор: вы заметили, что в нашем
календаре не хватает одного листа, какого и
почему? (Осени, в рассказе нет описания этого
времени года)
Это время ярко представлено в другом рассказе
М.А. Шолохова «Родинка» К следующему уроку вы
прочитаете этот рассказ и оформите 4-й лист
сезонного календаря нашей местности.
7. Рефлексия
Географ: поднимите руки, кто не разочарован тем, что протянул к нам ладошки в начале урока? Значит, урок удался!
8. Итог урока
– Всем спасибо, до свидания.
Источники, используемые при подготовке к уроку:
- Шолохов М.А. «Донские рассказы», М.: 1976 г.;
- Литературоведческий словарь;
- Алексеева А.И. География России 8 класс, Дрофа, 2009 г.
- Жижина Е.А. Универсальное пособие для учителя, М.: Веко, 2008 г.
- Смагина В.Ф. «Природа Ростовской области, Дрофа, 2009 г.
- Интернет-ресурсы