Цели урока:
1. Образовательные:
- дать понятие классицизма, идейную направленность произведений этого художественного метода;
- провести параллель между произведениями искусства и эпохой классицизма;
- познакомить с сюжетом комедии “Тартюф”;
2. Развивающие:
- продолжить работу над формированием навыков анализа драматического произведения;
- отрабатывать навыков выразительного чтения, инсценировки эпизодов сценического произведения;
3. Воспитательная:
- пробудить интерес к творчеству мастера “высокой комедии”.
Мольер нанёс сокрушительный удар
лицемерию вообще и в особенности
лицемерию, рядящемуся в религиозные одежды.
И. Гликман
Мольер всенародный и потому
прекрасный художник нового искусства.
Л.Н. Толстой
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
II. Изучение нового.
1. Слово учителя.
Живое разнообразие искусства Возрождения уступило месть строгой упорядоченности нового направления, которое получило название классицизм и наиболее ярко осуществилось во Франции.
Черты классицизма.
- разумная правильность;
- уравновешенность пропорций;
- исключение всего лишнего, необязательного;
- нормой и образцом его становилось античное искусство;
- обязательны нормы, каноны в искусстве.
Самым большим достоинством человека становится исполнение долга, служение высокой государственной идее, а значит, говоря словами Буало, “разум и воля, способность подавить и упорядочить хаос чувств”.
Проследим черты классицизма на примере картины Жака Луи Давида “Клятва Горациев”, написанной в 1784 году в Риме. (Слайд 3)
В основе картины лежит рассказ
римского историка Тита Ливия, согласно
которому трое братьев из рода Горациев были
выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами
враждебного Риму города Альба-Лонга —
братьями Куриациями. Давид запечатлел момент,
когда трое братьев, подняв руки в римском
приветствии, клянутся победить или умереть (Слайд
4), а их отец протягивает им боевые мечи. (Слайд
5) Справа изображена группа скорбящих женщин:
вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками,
ближе сестра Камилла (слайд 6), невеста
одного из Куриациев, и Сабина (слайд 7),
сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На
заднем плане видны три арки, каждая из
которых соответствует группе фигур: правая —
группе женщин, левая — братьям, центральная отцу
с мечами. Давид тщательно продумал композицию
картины, “хореографию” персонажей и игру света,
что концентрирует внимание зрителя в центре
картины, раскрывая моральную атмосферу такой
необычайной силы, что страдание отступает перед
ней. Горации клянутся выполнить свой
патриотический долг. Художник убедительно
передал общность устремлений, непоколебимую
волю к победе всех трех братьев.
Три человека – и единый порыв. Три человека – и
единая воля. Во имя отчизны клянутся они победить
или умереть. Решительны и мужественны их лица,
крепки и мускулисты руки. Высоко поднял их боевое
оружие старый отец, благословляя сыновей на
ратный подвиг, призывая небо в свидетели
произнесенной клятвы – победить или умереть.
Таким образом, Давид в этой картине
противопоставляет идеалы патриотизма,
гражданственности и самопожертвования во имя
родины мужчин страданиям и сентиментальной
слабости женщин. Они тоже страдают, но не за
государство.
Основными жанрами классицизма были признаны
Трагедия |
Комедия |
Арена битв любви и чести, поединки
страсти и долга (Расин, Корнель “Сид”) |
“Низкий жанр”, в котором допускалось изображение обыденной жизни и использование живой разговорной речи |
2. Беседа с учащимися.
– Вспомните из курса 8-го класса законы классицизма. / Триединство: единство времени – 1 сутки; места; действия – 1 интрига; говорящие имена и фамилии/.
– Хорошо ли это: каноны, нормы, правила? / Не всегда, т.к. это сдерживает писателя в определённых рамках. Но если художник велик, то он своеобразен и, сливаясь с литературным направлением, он постоянно нарушает его правила/.
– Ни один период в развитии искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до сих пор. Примером этому служит творчество Мольера, пьесы которого идут и на сценах современного театра.
3. Из курса 8-го класса вспомним работу русского классициста М.В. Ломоносова “О 3-х штилях”, где жанр комедии отнесён к низкому стилю. Почему же Мольера называют мастером комедии, но комедии особого типа – “высокой”? – это вопрос наших уроков по Мольеру.
III. Работа над комедией “Тартюф”.
1.Сообщение учащегося об обществе святых даров.
2.Пересказ сюжета комедии.
3.Первичное восприятие прочитанного.
4.Анализ пьесы вслед за автором.
- В 1 и 2 действии – приём Мольера – автор не вводит главного героя,
но именно в этих действиях мы узнаём предысторию Тартюфа. Давайте нарисуем внешний портрет этого героя. Что видим? / Это пышущий здоровьем человек средних лет, с румяными щёками, с губами “словно вишни”, с глазами, то “кротко потупленными долу, то молитвенно устремлёнными горе”/.
- Похожа ли эта внешность на внешность святого? / Нет, между его
внешностью и положением святого, в которое он себя ставит, резкое несоответствие/.
- Как называется приём, когда в одном герое соединяется
несоединимое? / Гротеск/.
- Тартюф впервые появляется во 2-ой сцене III действия. Хотя
читатель вполне подготовлен к встрече с героем, она всё же ошеломляет его своей неожиданностью. Почему? Обратите внимание на авторские ремарки. / Заметив Дорину, громко обращается к слуге за сценой/. Почему громко? / Чтобы слышали не столько слуги, сколько Дорина и все домашние, находящиеся поблизости/, Дорина это поняла, но Тартюф на это и рассчитывал.
- Все в доме Оргона хорошо знают, что Тартюф – большой гурман и
сибарит, любящий сладко есть и мягко спать, тем не менее он как ни в чём не бывало продолжает бравировать аскетизмом и выставлять напоказ плеть и власяницу. А вспомните взгляд его на декольтированную шею Дорины… Маска лицемерия намертво приросла к его лицу. Он её приоткрывает или срывает иногда. Когда? (работа с текстом). / “Любовная” сцена с Эльмирой.
“Тартюф” – по-старофранцузски “подлец”, он тартюфствует, т.е. подличает, пробует качество обработки бархата, кружева на её шее/.
- А как ведёт себя Эльмира? / Ставит его на место, отшучиваясь,
иронизирует над Тартюфом, посмеивается над его обманчивой святостью, чем уязвляет самолюбие лицемера. Ему даже хочется закричать, что он не
“бестелесый ангел”, а человек, как все. Между “тайными страстями” и “гласными действиями” установилось временное соответствие/.
- Но попытка склонить Эльмиру к измене и обещание сохранить всё в тайне
– это ничто иное как тартюфство.
- Дамис уличает Тартюфа. Казалось бы, что все пути для него отрезаны, но
что предпринимает лицемер? / Он себя бичует – не опровергает Дамиса. Он кается в несовершённых грехах. Этим он убеждает Оргона в своей святости, ведь не оправдывается, как обычно делают виноватые/. Чтение заранее подготовленным учащимся наизусть монолога Тартюфа:
Верь, брат мой! Я злодей, бесстыдный и лукавый
Виновник всяких зол, источник всяких бед.
Такого грешника еще не видел свет.
С мерзейшим из существ не смею стать я рядом,
Вся жизнь моя полна позором, грязью, смрадом,
В ней скопище грехов и свалка нечистот,
И небо поделом мне казнь такую шлет.
Пускай припишут мне любое злодеянье--
Смирюсь, не проронив ни слова в оправданье.
Так верьте же всему! Услышав и узрев
Все низости мои, обрушьте ярый гнев,
Гоните прочь меня. Какие бы удары
От вас ни претерпел – я стою большей кары.
- Тартюф – хозяин дома, имущества, положения. Недаром Клеант именно у него просит помощи, чтобы вернуть Дамиса домой. Что делает Тартюф? / Он цинично издевается над Клеантом, лжёт, прикидываясь кротким исполнителем воли неба, которое не желает возвращения Дамиса/.
- Тартюф в маске чувствует себя неуязвимым. Что будет наивысшей точкой его могущества, блаженства? (Разговор с Клеантом).
- Второе, специально подстроенное свидание Тартюфа с Эльмирой, очевидцем которого был Оргон. Такой приём игры в драматическом произведении называется “мышеловкой”. Какова цель этой сцены? (Оргон до того подчинён влиянию Тартюфа, что готов ради него фанатично забыть мать, детей, всех близких. Прозреть Оргону может помочь лишь увиденное своими глазами)
- Почему Тартюф пошёл на встречу? (Главное правило – ни перед чем не отступать. Ещё – уверенность в себе).
- Инсценировка эпизода второй встречи Тартюфа и Эльмиры заранее подготовленными учащимися (основой для исполнения ролей учащимися взята книга Бояджиева “От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров” (статья о том, как исполнял роль Тартюфа Жан Ионель).[2]
- Тартюф уличён. Но что он делает на сей раз? (Опускает маску и пытается опять загипнотизировать Оргона фразами, но Оргон прозрел и не верит “праведнику”. Тогда лицемер меняет тактику, он срывает маску и начинает угрожать Оргону.
Перечислите моменты наступления Тартюфа. ( “Как! Вы поверили?..”,
“Хотел я...”,
“Смотрите, как бы вас не выгнали из дому!
Нельзя по-доброму, так будет по-худому:
Дом-мой, и на него я заявлю права.
Вы мне ответите за бранные слова,
Вы пожалеете об этих мерзких кознях,
Замучите себя вы в сокрушеньях поздних
О том, что нанесли обиду небесам,
Мне указав на дверь. Я вам за все воздам!”
“Только в первую секунду попробовал что-то сказать в своё оправдание святоша, но как только Оргон повысил голос, в ответ послышался такой окрик, что честный буржуа так и остался на своём месте с открытым ртом. Ведь теперь Тартюф хозяин всего дома, судьба Оргона в его руках. Громко стуча башмаками, плут уходит – как победитель. Потому что он действительно победил, да ещё с позволения неба” / [ 2].
- Что происходит? ( Оргон испугался Тартюфа, потому что в “любовной сцене” он показался Оргону подлым и низким, а теперь страшным.) Тартюф открыт, но всё равно притворщик.
- Оргон в недоумении, как можно было быть таким доверчивым, ведь он отдал Тартюфу ларец с бумагами Аргаса.
- V действие. Чем заканчивается? (справедливость восторжествовала: вместо мечты Тартюфа соблазнить жену Оргона, жениться на его дочери, овладеть имуществом Оргона и самого запрятать в тюрьму, офицер арестовывает Тартюфа, а в семье Оргона воцарилось спокойствие).
- Почему Мольер так закончил пьесу? На что рассчитывал? А так ли счастливо заканчивались подобные истории на самом деле? (В жизни так, конечно, эти истории не заканчивались. Трагичность в том, что в жизни тартюфы побеждают, и только случайность может изменить закономерность. Грибоедов сказал: “Тартюфы страшны, они в жизни торжествуют”).
- Кто представляет в комедии авторскую точку зрения на порок – религиозное ханжество? (Да, это Клеант. Зачитать его слова действие 4, явление 1).
- Есть ли в произведении герой, который изначально увидел в тартюфе лицемера и активно боролся с ним на протяжении всего произведения? Кто это? (Служанка Дорина). ( “Для Дорины Тартюф с самого начала проходимец и трус, каким он обнаруживает себя к концу комедии. Умение разглядеть подлинную физиономию Тартюфа – результат народного взгляда на жизнь и людей, и эта народность ярко выявлена в образе Дорины. Борьба Дорины – это защита семьи, в которой если не по положению, то по моральному праву она является матерью. Дорина как мать своих детей защищает Марианну и Дамиса от подлейших посягательств Тартюфа. Да, Дорина – настоящая мать, любящая, умная, и в то же время она служанка. У этой простой женщины ненависть к Тартюфу и тревога за судьбу семьи сливаются воедино. Для Дорины Тартюф – отравитель душ. Оргон перестал быть нормальным человеком, он заражён Тартюфом – и в этом драма всего семейства, ибо его глава стал фанатиком и маньяком. Защитить детей и призвана Дорина”. / [2].
- Для чего Мольеру нужен был этот образ? (Единство гневной обличительной сатиры и весёлого жизнеутверждающего смеха. Основа этого единства – оптимизм Мольера, вера в нравственное здоровье народа.)
IV. Рефлексия.
- Почему мы свой урок назвали “Вечно живые образы Ж. Б. Мольера”? (“Мольер очень высоко ценил правду в человеческих отношениях и испытывал ненависть к лицемерию. Он энергично подчёркивал, что это “один из самых распространённых, самых несносных и самых опасных пороков” [ 3]. Мольер решил показать лицемерие, рядящееся в религиозные одежды, использующее в своих гнусных целях принципы христианской морали. Конечно, это всё Мольер говорил о современной ему Франции. Но как это актуально для нашего времени, для нашего мира).
- Мольер определил жанр своего произведения как комедия. А каков жанр этого произведения, по-вашему? (трагикомедия.)
- Самым большим достоинством человека в эпоху классицизма становится исполнение долга, служение высокой государственной идее. В ком воплощена эта идея?
(В самом Мольере. Именно он всегда стремился к тому, чтобы созданные им типические характеры были опознаны современниками, выставлены на всеобщее обозрение, высмеяны. А главным его оружием в борьбе с пороками был смех).
V. Жизнь “Тартюфа” на театральной сцене. (сообщения заранее подготовленных учащихся).
1. “Тартюф” на сцене французских
театров.
2. “Тартюф” на русской сцене. (Слайды 8-15)
VI. Домашнее задание.
В виде таблицы записать традиции классицизма и новаторство Мольера в комедии “Тартюф”.
Использованная литература:
- Бояджиев Г.П. Мольер: исторические пути формирования жанра высокой комедии.
- Бояджиев Г.П. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров.– М., 1981. – с. 164-179.
- Гликман И.Д. Мольер: критико-биографический очерк, – М.– Л. – 1966.