Урок-проект "Пушкин и изобразительное искусство"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с неизвестной стороной личности А. С. Пушкина – отношением поэта к пластическим искусствам, ярко выраженным в его произведениях;
  • расширить кругозор учащихся знаниями по литературе и изобразительному искусству;
  • показать синтез искусств – литературно-поэтического и изобразительного;
  • укреплять межпредметные связи;
  • прививать чувство гордости за творчество своих соотечественников.

ХОД УРОКА

Слово учителя (сопровождается презентацией – Приложение 3) Мир прекрасного для Пушкина был немыслим без театра, музыки, живописи, скульптуры.
Истинный поэт, наделенный богатым воображением, обладающий тонким художественным вкусом, он не мог не любить ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Он хорошо чувствовал и понимал живопись; нередко в своих произведениях поэт с сожалением говорит о том, что природа не дала ему таланта живописца. Уже в шутливой лицейской поэме мы найдем такие строки:

Ах, отчего мне дивная природа
Корреджио искусства не дала?
Но Рубенсом на свет я не родился,
Не рисовать, а рифмы плесть пустился.

Кипренский, Тропинин, Уткин – это те художники, которые запечатлели Пушкина в пору наивысшей славы. Тропинин был по происхождению крепостным живописцем, что сказалось в его взглядах на ценность человека, на свободу как достояние личности. Поэтому выбором одежды в портрете Тропинин подчеркнул демократизм поэта, свободу и раскованность. Кипренский же ,создавая портрет Пушкина, подчеркнул в нём поэтическое начало. Поэт вдохновенен, величав. Портрет  написан с редкостным мастерством. И это было отмечено самим Пушкиным. Кто ни помнит его блестящий отзыв на работу живописца:

Любимец моды легкокрылой,
Ты вновь создал, волшебник милый
Меня, питомца чистых Муз..

Выступает Миронова Вика (Приложение 1).

– Итак, прижизненные пушкинские портреты показывали те свойства поэта, которые были присущи « сыну Богов», любимцу Муз и вдохновенья. Кипренский, Тропинин, Уткин воплощали представление о гении, питомце Муз, осенённом печатью вдохновенья, о человеке высокого достоинства и самостоянья.
Таким предстал поэт перед публикой во второй половине 20-х годов в пору наивысшей славы.
Ребята, но не только судьба Тропинина, Кипренского и других художников пересеклись с творчеством и жизнью Пушкина.
Так как у нас сегодня необычный урок, и он посвящен литературе и живописи, то мы поговорим о пересечении дорог  гениальных людей того времени. Это люди творческие, и каждый из них достиг огромных высот в своей области искусства: один – в литературе, другие – в живописи. Их творческие пути во многом пересеклись, и произведения одних воодушевляли Музу другого.

Выступает Селиванова Наталья (Приложение 2).

Заключительное слово учителя: Истинно талантливые произведения пластических искусств способны останавливать мимолётные мгновения жизни, делая их достоянием столетий, а поэзия, рождённая впечатлениями от этих творений, удесятеряет свою силу, вносит в нашу душу высокие ощущения, рождает благородные мысли, стремление к добру.
Поэтому так дорог нам Пушкин, подаривший через своё восприятие радость познания шедевров пластических искусств, многократно усиливший их воздействие своим волшебным стихом.