Цель урока: Дать обзор жизненного и творческого пути А.Т. Твардовского; показать значение его творчества и общественной деятельности в годы Великой Отечественной войны
Задачи урока:
- Развивать познавательный интерес к творчеству поэта.
- Выявить уровень знаний учащихся по поэме «Василий Тёркин».
- Содействовать воспитанию патриотического чувства и развитию гражданского самосознания школьников.
- Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Оборудование: портрет А.Т. Твардовского, выставка книг А.Т. Твардовского, критических статей о А.Т. Твардовском; компьютер, проектор.
Ход занятия
Эпиграф:
А.Т. Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности…
К. Куликов
Слайды 1-5.
Давай-ка, друг, пройдем кружком,
По тем дорожкам славным,
Где мы с тобою босиком,
Отбегали недавно.
Еще в прогалинах кустов,
Где мы в ночном бывали,
Огнища наши от костров
Позаросли едва ли.
Слайды 6-9.
Учитель: Хутор Загорье – родина великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Здесь почувствовал он биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи,
Земля эта – десять с небольшим десятин – вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. «Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле – нашему «имению», – как в шутку и не в шутку называл он свой хутор.
1-й ученик:
Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что от жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.
За время, за век огромный,
Что выпал и мне с тобой,
За все, что люблю и помню,
За радость мою и боль.
2-й ученик:
За горечь мою и муку,
Что не миновал в пути.
За добрую науку,
С которой вперед идти.
За то, что бессменно, верно
Тебе служить хочу,
И труд мне любой безмерный
Еще как раз по плечу.
Слайд 10
Учитель: Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе понять, как проводилась коллективизация. Его отец, Трифон Гордеевич, в прошлом был кузнецом и тяжким трудом сумел скопить небольшую сумму денег, чтобы купить небольшой участок земли. Позже поэт напишет в автобиографии: "... нам, детям, отец с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле – нашему "имению", как в шутку и не в шутку называл он свой хутор". За его стремление выбраться из нищеты, его причислили к кулакам. В тридцатые годы отец был раскулачен и выслан из родной деревни. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию. Они ничего не имели и против революции – наоборот даже, новые порядки казались им началом "счастливого светлого будущего». А.Т. Твардовский всю свою литературную деятельность посвящает на справедливое отношение к людям труда.
Постоянная связь с текущей действительностью, ориентация на широкие массы и живое общение с ними, опора на лучшие традиции русской поэзии и народного творчества – основные особенности его произведений.
Песня «Ах ты, степь широкая»
Русская народная песня
Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.
Он, да не степной орел
Подымается,
Ой, да то донской казак
Разгуляется.
Ой, да не летай, орел,
Низко ко земле,
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу!
Ученик:
На крыльце сидит боец.
На скворца дивится:
– Что хотите, а скворец
Правильная птица.
День-деньской, как тут стоим,
В садике горелом
Занимается своим
По хозяйству делом.
Слайды 11-12
Уже живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. С 1924 года начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях., которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах местных жителей ореол защитника. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения.
«Отрываясь от книг и учебы, – вспоминает Твардовский, – я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой, отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни».
Кружились белые березки,
Платки, гармонь и огоньки,
И пели девочки-подростки
На берегу своей реки.
И только я здесь был не дома,
Я песню узнавал едва.
Звучали как-то по-иному
Совсем знакомые слова.
Гармонь играла с перебором,
Ходил по кругу хоровод,
А по реке в огнях, как город,
Бежал красавец пароход.
Веселый и разнообразный,
По всей реке, по всей стране
Один большой справлялся праздник,
И петь о нем хотелось мне.
Петь, что от края и до края,
Во все концы, во все края,
Ты вся моя и вся родная,
Большая Родина моя.
Песня Вижу чудное приволье слова Ф. Савинова, музыка неизв. автора
Русская народная песня обр. Н. Иванова
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это родина моя!
Ученик: Перед войной
Перед войной, как будто в знак беды,
Чтоб легче не была, явившись в новости,
Морозами неслыханной суровости
Пожгло и уничтожило сады.
И тяжко было сердцу удрученному
Средь буйной видеть зелени иной
Торчащие по-зимнему, по-черному
Деревья, что не ожили весной.
Под их корой, как у бревна отхлупшею,
Виднелся мертвенный коричневый нагар.
И повсеместно избранные, лучшие
Постиг деревья гибельный удар...
Слайды 13-14
Учитель: В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет
Учитель: С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия". Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. К сожалению, тетрадка с записями Твардовского о первых месяцах работы пропала. Но остались строки, запечатлевшие первые дни войны, – самого страшного и горестного периода Великой Отечественной.
То была печаль большая,
Как брели мы на восток.
Шли худые, шли босые
В неизвестные края,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?
Слайды 15-16
Учитель: «Василий Тёркин» (другое название Книга про бойца) – поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою – Василию Тёркину, солдату Великой Отечественнойвойны. Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году.
Ученик:
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Словом, Теркин , тот который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
на работе -
Учитель: Работая над поэмой, Твардовский ставил определенную цель: помочь фронтовику преодолеть трудности войны, облегчить и хоть как-то скрасить его суровый быт, вселить чувство веры в свои силы и возможности.
А сейчас мы с вами проведем литературную игру по поэме Твардовского «Василий Теркин».
Поэму «Василий Тёркин» Твардовский писал, используя народную основу. Мы с вами легко замечаем и народный говор, и юмор.
Слайды 17-19.
Конкурс первый. Соберите известное четверостишие из поэмы.
То серьёзный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, – В бой, вперёд, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.
То серьёзный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, –
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Слайды 20-21
Конкурс второй. Кто быстрее поднимает руку, тот и отвечает.
- Глава «Переправа». Какой взвод погрузился на понтоны первым? (Первый).
- В какое время года происходит переправа? (Зимой).
- Днем или ночью переправлялись бойцы в главе «Переправа»? (Ночью).
- Глава «О награде». Теркин мечтает, как он вернется домой и пойдет на вечерку. Что он там будет курить? («Казбек»).
- Из какого города Теркин? (Из села на Смоленщине).
- На какой по счету войне воюет Теркин? (На второй).
- Были ли ранения у Теркина? (Ранение и контузия).
Слайды 22-23
Третий конкурс. «Закончи строку»
В поэме «Василий Тёркин» очень много строк, которые стали афоризмами и произносятся довольно часто. Сейчас будет произноситься начальная строка, а вы должны продолжить известную фразу.
- Не зарвёмся, так прорвемся,
(Будем живы – не помрём) - Переправа, переправа!
(Берег левый , берег правый) - Кому память, кому слава,
Кому темная вода,-
(Ни приметы, ни следа) - Бой идет, святой и правый,
Смертный бой не ради славы-
(Ради жизни на земле) - Я не так еще сыграл бы-
(Жаль, что лучше не могу)
Хоть бы что ребятам этим,
С места –
(в воду и огонь) - Смерть есть смерть. Ее прихода
(Все мы ждем по старшине) - В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
(Русский чудо-человек) - Рвутся мины. Звук знакомый
Отзывается в спине.
Это значит - Теркин дома,
(Теркин снова на войне)
Слайды 24-25
Четвертый конкурс. «Назови главы поэмы»
- «Переправа»,
- «О награде»,
- «Гармонь»,
- «Два солдата»,
- «Тёркин ранен»,
- «Кто стрелял?»,
- «От автора»
Слайды 26-27.
Слово учителя: В творчестве Твардовского военной поры очень примечательна детская тема. С особой пристальностью вглядывается поэт в женские и детские судьбы, с невыразимой болью и с нескрываемой печалью думает о них. Это и "жена командира, бежавшая из Минска с детьми в ночь первой жестокой бомбежки"; и "мальчик, везущий на саночках мать, тяжело раненную, когда шел бой за их деревню"; и "девочка с ребенком на руках у трупа матери". Великое множество строк в стихах и прозе написано о войне, но ничего пронзительнее, чем строки "Возмездия" Твардовского, читать не доводилось:
И суд наш праведный суров,
И места нет пощаде.
И не у нас ее проси,
Мы будем мертвых глуше.
Проси у тех, чьи на Руси
Сгубил безвинно души.
Проси у девочки у той,
Что, в дула ружей глядя,
Спросила с детской простотой:
– Чулочки тоже, дядя? –
У той, худое тельце чье
У края рва поставил.
Проси пощады у нее,
А мы щадить не вправе.
Учитель: Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям.
Ученик:
Повеет в лицо, как бывало,
Сосновою леса жарой,
Травою, в прокосах обвялой,
Землей из-под луга сырой.
А снизу, от сонной речушки,
Из зарослей – вдруг в тишине –
Послышится голос кукушки,
Грустящей уже о весне.
Я все это явственно помню:
Росы ключевой холодок,
И утро, и ранние полдни –
Пастушеской радости срок.
Слайды 28-29.
Учитель: И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом.
Ученик:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Учитель. “Я убит подо Ржевом” – стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время:
Ученик: Я убит подо Ржевом
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире
До конца его дней –
Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастерки моей.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облаком пыли
Ходит рожь на холме.
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.
Где – травинку к травинке –
Речка травы прядет,
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Летом горького года
Я убит. Для меня –
Ни известий, ни сводок
После этого дня.
Учитель: В 1946 году была написана поэма «Дом у дороги». В этой поэме с особой силой зазвучала тема войны как бедствия, обрушившегося на родную землю. Война унесла 27 миллионов человеческих жизней, изрыла воронками поля и луга, превратила в руины тысячи сел и городов. Был разрушен и «дом у дороги».
Ученик:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
Слайды 30-32.
Учитель: Крупнейшим послевоенным произведением советского поэта Александра Твардовского является поэма “За далью - даль”. Эпический замысел поэта был продиктован необходимостью осмыслить итоги Великой Отечественной войны. В поэме тема исторических судеб народа, Родины предстает в широком, эпохальном освещении. Здесь изображаются не только современность, но и историческое прошлое. Поэма является исповедью современника, прошедшего вместе с народом путь испытаний и побед.
Ученик:
Две дали разом – та и та –
Влекут себе одновременно…
Я еду. Малый дом со мною,
Что каждый в путь с собой берет,
А мир огромный за стеною,
Как за бортом вода, ревет.
Учитель: Тема героизма в послевоенной лирике сливается с темой борьбы за мир.
Ученик:
Во имя счастья всех людей
Полны мы волей непреклонной
В годах, в веках сберечь наш день,
Наш мирный день, июнь зеленый.
Слайды 33-36
Слово учителя: В 1988 году открыт для посетителей возрожденный хутор Загорье, место, где родился и жил до восемнадцатилетнего возраста Александр Трифонович Твардовский - выдающийся советский поэт, автор широко известных произведений: "Василий Теркин", "Дом у дороги", "За далью даль"… По макету брата поэта Ивана Трифоновича были заново возведены: дом, сарай, баня, кузница и другие надворные постройки, разбит сад и огород. Представленная в интерьере дома мебель тоже выполнена руками брата поэта – мастера-краснодеревщика. Большую помощь в оформлении дома, хозяйственных помещений, кузницы оказали жители деревень, передавшие музею предметы – быта, характерные для того времени. Неброская русская природа и обстановка, окружавшая мальчика, позволяют проникнуться атмосферой, в которой зарождался талант будущего поэта. Ежегодно, в день рождения поэта, на хуторе Загорье проводятся литературные праздники.
Адрес: д.Сельцо , хутор Загорье Починковского района, тел.(08149) 4-46-20.
Проезд: до п.г.т Починок рейсовым автобусом.