Цель: Расширить знания учеников о творчестве Л.Андреева, показать актуальность его творчества.
Задачи:
- Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
- Развивать эмпатию как способность чувствовать, сочувствовать, сопереживать.
- Воспитывать уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.
Эпиграф: “Они рады бы отделиться друг от друга, но терновый венец связывает их неразрывно”. Л.Андреев.
I. Орг момент.
II. Вступительное слово учителя.
- В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми…
Наша культура, несмотря ни на что, продолжает развиваться в интеллектуальном пространстве, возвращаются забытые имена, возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим очень важные понятия, такие как Добро и Зло, о Совесть и Вера.
- Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах.
- А сейчас, для того чтобы эти понятия стали нам ближе, предлагаю составить синквейны к словам Добро, Зло, Совесть, Покаяние (по группам) (3 минуты на подготовку и по 1 – на презентацию).
А для создания нужной психологической атмосферы, предлагаю посмотреть слайды церквей и послушать колокольный звон.
Добро | Зло |
1. справедливое, вечное 2. помогает, поддерживает, направляет 3. без добра жизнь бессмысленна 4. справедливость |
1. страшное, уничтожающее 2. уничтожает, ранит, губит 3. разрушает всё на земле 4. грех |
Совесть | Покаяние |
1. справедливая, мудрая 2. направляет, мучит, заставляет 3. наставляет на путь истинный 4. разум |
1. частичное, полное 2.очищает, смывает, обнадёживает 3. возвышает человека перед собой 4. причащение |
– Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.
III. Слово о Л.Н.Андрееве.
Итак, каким человеком был Леонид Андреев?
(Портрет Л.Андреева)
"Андреев жил на Каменноостровском, в доме страшно мрачном: Огромная комната - угловая, с фонарем, и окна этого фонаря расположены в направлении островов и Финляндии. Подойдешь к окну - и убегают фонари Каменноостровского цепью в мокрую даль. Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске - смерть".
Блок А.А. Памяти Леонида Андреева
Сообщение ученицы, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.
IV. История создания повести.
- Вспомним историю России. С каких событий началась первая русская революция 1905 – 1907 годов?
(С Кровавого воскресенья, 9 января, 1905 года, когда по инициативе священника Гапона петербургские рабочие пошли к Зимнему дворцу с петицией Николаю 2, и это мирное массовое шествие было расстреляно царскими войсками. Год спустя выяснилось, что Гапон разоблачён эсерами как агент тайной охранки и повешен ими в Озерках, дачном пригороде Петербурга).
Андреев задумал произведение, в котором бы отразились эти события. Им был выбран библейский сюжет. Два образа в повести являются ключевыми. (Обращение к эпиграфу) Это образы Иисуса и Иуды.
- А что мы с вами знаем об Иуде из Библии?
Предполагаемые ответы:
Один из апостолов.
– Предал Иисуса.
– Ведал расходами Христа.
– Носил “Денежный ящик” для подаяний.
– По евангельским сюжетам, Иуда пошел к первосвященникам и предложил за 30 серебряников предать Христа.
– Иисус узнает об измене на тайной вечере.
– Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и своим поцелуем помогает опознать Христа в ночной темноте.
Узнав об осуждении Христа судом синедриона, о выдаче его Понтию Пилату, Иуда возвращает 30 сребреников своим нанимателем.
Учитель. Таким образом вы воспроизвели сюжет повести. С самого начала и на протяжении ее звучат слова “Иуда предатель”. Л.Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию писателя.
V. В творческой лаборатории писателя.
Учитель. Итак, повесть состоит из 9 глав. Одной из ключевых фигур повести, как мы определились, является Иуда.
– Давайте найдём и зачитаем описание портрета Иуды.
“Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явно делился на четыре части внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мёртвенно – гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белёсой мутью, не смыкающийся ни днём, ни ночью, он одинаково встречал и свет и тьму; но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту”
Во-первых, отметим необычность выбранных деталей портрета. Андреев описывает череп Иуды, сама форма которого внушает “недоверие и тревогу”
Во-вторых, обратим внимание на двойственность в облике Иуды, несколько раз подчёркнутую писателем. Двойственность не только в словах “двойным”, “двоилось”, но и в парах однородных членов,
VI. Задание группам:
1 – найти синонимы, характеризующие образ Иуды.
2 – найти антонимы, характеризующие облик Иуды.
синонимы: “странной и необыкновенной”, “недоверие, даже тревогу”, “тишины и согласия”, “кровавых и беспощадных” -
и антонимы: “разрубленный … и вновь составленный”, “живая – мёртвенно – гладкая”, “подвижная – застывшая”, “ни ночью, ни днём”, “и свет и тьму”.
- Страшные люди имеют страшную внешность? (т. е. если человек плохой – это отражается на его внешности)
Такой портрет можно назвать психологическим: он передаёт суть героя – двойственность его личности, двойственность поведения, двойственность чувств, исключительность его судьбы.
VII. Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – поносили его жестокими словами, сравнивали со скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную. Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет Бог потомства от Иуды”.
В желании приблизиться было “какое-то тайное намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял Иуду с духом светлого противоречия. Ученики волновались, роптали…
- Итак, каков же Иуда по Андрееву? (задания по группам, 5-7 минут на подготовку)
Группа 1
- Почему Иуда всю жизнь искал встречи с Иисусом?
(Иуда кровно связан с нищим и голодным людом. Жизнь наложила на одну его половину и души, и внешности свой мертвящий отпечаток. Другая половина жаждала познания истины. Он знал правду о грешной, тёмной сущности людей и хотел найти силу, способную преобразить эту сущность)
Группа 2
- На чьей стороне Иуда: на стороне людей или на стороне Иисуса?
(Иуда – один из людей, он считает, что Иисус не будет понят теми, кто не имеет даже хлеба насущного. Издеваясь над апостолами, он совершает грех: крадёт деньги, но крадёт, чтобы накормить голодную блудницу. Иисус вынужден одобрить поступок Иуды, продиктованный любовью к ближнему. Иисус признаёт победу Иуды над апостолами. Иуда способен воздействовать на толпу, силой своего унижения защищает Христа от ярости толпы. Иуда становится посредником между Иисусом и людьми)
Группа 3
- В чём корень конфликта между Иудой и Иисусом?
(Иисус проповедует милосердие, всепрощение, долготерпение. Иуда же страстно желает сотрясти основы грешного мира. Он вечно лжёт, он обманщик и вор. Иисус знает о проклятии Иуды, но принимает свою судьбу.)
Группа 4.
- Почему Иуда, по Андрееву, предал Христа?
- Кто такой предатель? На ваш взгляд, что такое предательство?
(Иуда был вынужден обречь Иисуса на жертвенную смерть, чтобы пробудить истинную веру, совесть людей. Иуда – трагическая фигура. Он считает: чтобы тёмная, нищая духом толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти . Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя.)
(Презентация от каждой группы по 2 минуты.)
VIII. Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента.
(Слайд 4. Поцелуй Иуды)
– О чем свидетельствует эпизод?
– Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.)
IX. – Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.
(ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА “Страсти Христовы”)
После жестокого избиения последовала казнь… Давайте обратимся к тексту.
X. Выразительное чтение эпизода “Иисус идет на казнь”.
– Где происходят события, описанные в повести?
(Слайд 2 Палестина в эпоху Христа. Слайд 3. Иерусалим в эпоху Христа)
Учитель. На этих картах представлены события последних дней земной жизни Иисуса. Путь, начавшийся торжественным входом в Иерусалим, – скорбный путь. Завершился он Голгофой.
(ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА “Страсти Христовы”)
(Слайд 5. Распятие)
XI. Вопросы психолога.
- Предатель ли Иуда? А может предатели Пётр, Фома?
- Согласны ли вы с мыслью, что Иуда в повести Андреева – “предатель поневоле”, что его предательство – оборотная сторона любви к Иисусу?
XII. Составление дискуссионной карты.
Можно ли оправдать “предателя поневоле”?
да | нет |
1. Хотел добиться от людей раскаяния | 1. Лишил человека жизни |
2. Мечтал предотвратить трагедию | 2. Совершил предательство |
3. Хотел навсегда остаться с Иисусом | 3.Обрёк себя на вечный позор |
Учитель. Л.Андреев, пропустив через призму своего сознания евангельские события, заставляет и нас задуматься над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко предающих, кричащих “Распни” так же громко, как и “Осанна”.
Образ Иуды неоднозначен. Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.
Иуду ожидают за его грех страшные испытания и “жестокая участь”. Он идет к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь он очень устал.
“Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?”
Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни.
Ребята, а не кажется ли Вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – это истинный смысл христианства?
XII. Рефлексия по карточкам.
Как Вы оцениваете свою деятельность на уроке?_______________
Понравился ли Вам урок? Почему?___________________________
3. Чему научил Вас этот урок?_______________________________