Учебный проект и его возможности на уроках литературы

Разделы: Литература


Школьное образование выполняет свое назначение, когда способствует развитию у учащихся жизненно важных для них способностей. Каждому человеку в своей жизни приходится ставить цели и прилагать усилия, чтобы достичь желаемых результатов. Людям приходится принимать множество решений относительно того, как строить свою жизнь, как поступить в той или иной ситуации, какие действия следует предпринять и т.п. Во многих случаях опора на прошлый жизненный опыт не может быть достаточно надежным основанием для решения жизненно важных задач в новых условиях. И те, кто не имеет развитой способности анализировать нестандартные ситуации и планировать свои действия в них, нередко принимают ошибочные решения. Поэтому нужно включать учащихся в учебную проектировочную деятельность.

Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность.

Проектирование начинается с того, что обнаруживает потребность в чем-то новом, что нужно создать.

Большинство школьников стали катастрофически мало читать и теряют интерес к чтению высокохудожественных произведений. Это главная проблема школьного литературного образования. Школа не выдерживает конкуренции со стороны телевидения и других средств массовой информации. Уходят такие важные ценности, как высокообразованность, чувство долга, ответственность, честь, дом, семья. Результаты ЕГЭ по литературе также подтверждают низкий уровень подготовки школьников и их личностной зрелости.

Как в этих условиях помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить каждого ученика литературе так, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Предлагаемый проект, разработанный совместно с пятиклассниками, направлен на повышение интереса учащихся к чтению. Ребята назвали свой проект так: “Летнее чтение, или Наша “золотая” полка”, предполагая собрать на этой полке свои самые любимые книги.

Продолжительность проекта: длительный (четверть).

Цели проекта:

практическая: прочитать рекомендованные книги на лето;
педагогическая: приобщение к чтению.

Задачи проекта:

– развитие интереса к чтению;
– расширение культурного кругозора;
– формирование эстетического вкуса.

Планируемый результат:

субъектный: прочитать рекомендованные книги;
– продуктный: “Золотая полка” книг в классе.

Как же заинтересовать чтением? Как сделать так, чтобы все прочитали рекомендованные книги?

Вот какие идеи возникли у ребят:

– составить список книг, которые будем читать;
– выбрать каждому книгу, прочитать ее и рассказать о ней товарищам;
– оформить “Золотую полку” в классе;
– выступить с презентацией проекта перед 5-Б классом.

Ресурсы, необходимые для реализации проекта: художественная литература.

Итак, к какому результату мы должны прийти?

– повысим интерес к чтению;
– расширим свой кругозор;
– прочитаем рекомендованные книги;
– создадим “Золотую полку” книг в классе.

Мы будем считать, что достигли цели, если:

– умеем заинтересовать “своими” книгами одноклассников и учащихся параллельного класса;
– прочитаем рекомендованные книги летом;
– появится желание продолжить проект в 6-м классе.

Как будем “измерять этот результат”?
В какой форме можно его предъявить?

– Оформим нашу “Золотую полку” в классе;
– Расскажем о нашем проекте в 5-м б классе;
– в сентябре:

– покажем свои читательские дневники;
– подведем итоги летнего “Чемпионата по чтению книг”, составим рейтинг;
– проведем анкетирование родителей и учащихся по летнему чтению;
– каждый составит по вопросы для викторины, ребус или литературную игру.

Итак, обсудив все эти вопросы, мы приступили к реализации нашего проекта.

Первым делом мы распределили обязанности: координатор проекта, руководители групп книгочеев, оформители, фотографы, техническая группа, корректоры, консультанты по литературной части.

Затем разделились на группы книгочеев. У каждой группы был свой руководитель и своя тема: “Классика”, “Фантастика”, “Приключения”, “Зарубежная литература”, “Книги о наших сверстниках”, “Детективы”.

Результатом работы всех групп книгочеев стал “Компас в книжном море”. Он поможет летом не заблудиться в мире книг и прочитать самые интересные, самые захватывающие, такие, от которых нельзя оторваться.

Компас в книжном море

Классика

  1. А.С.Пушкин Дубровский. Метель.
  2. В.Г.Короленко В дурном обществе
  3. К.Станюкович. Человек за бортом! Куцый. Ужасный день
  4. А.П.Чехов. Юмористические рассказы
  5. М.Пришвин. Кладовая солнца. Вася Веселкин.

Зарубежная литература

  1. Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан. Пять недель на воздушном шаре. Путешествие к центру Земли
  2. Д.Родари. Сказки по телефону.
  3. М.Твен. Том Сойер.
  4. Р.Стивенсон. Остров сокровищ.
  5. К.Дойл. Приключения Шерлока Холмса.
  6. Д.Олдридж. Последний дюйм. Мальчик с лесного берега.

О жизни сверстников

  1. В Распутин Уроки французского.
  2. Ф.Искандер Детство Чика. Праздник ожидания праздника. Тринадцатый подвиг Геракла.
  3. А.Лиханов. Мой генерал. Последние холода.
  4. В.Голявкин. Тетрадки под дождем.
  5. В.Железников. Чучело.
  6. В.Крапивин. Мальчик со шпагой. Такая была планета.
  7. Ю.Сотник. “На тебя вся надежда…”

Фантастика

  1. А.Беляев. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля.
  2. К.Булычев. Заповедник сказок.
  3. Д. Толкин. Хоббит.
  4. Говард Фаст. Тони и волшебная дверь.

Каждый выбрал книгу по своему вкусу, прочитал ее, продумал, как рассказать об этой книге так, чтобы она вызвала интерес, составил план своего выступления, подготовил наглядный материал.

И действительно, многим так интересно удалось рассказать о “своих” книгах, что в этот же день некоторые из ребят бежали в библиотеку, чтобы узнать, что же случилось с героями Стивенсона, Твена дальше или, например, почему сказки Д. Родари называются “Сказками по телефону”.

Следующий этап – оформление “Золотой” полки книг.


Рис.1

Конечно, у каждого со временем появится своя “Золотая полка” любимых книг. Главное – полюбить чтение.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.

Посредством включения учащихся в проектировочную деятельность у них могут развиваться:

– умение анализировать проблемные ситуации жизнедеятельности;
– умение проектировать цели;
– умение планировать достижение целей;
– умение прогнозировать последствия решений;
– умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;
– умение эффективно работать в группе.