Школьное образование выполняет свое назначение, когда способствует развитию у учащихся жизненно важных для них способностей. Каждому человеку в своей жизни приходится ставить цели и прилагать усилия, чтобы достичь желаемых результатов. Людям приходится принимать множество решений относительно того, как строить свою жизнь, как поступить в той или иной ситуации, какие действия следует предпринять и т.п. Во многих случаях опора на прошлый жизненный опыт не может быть достаточно надежным основанием для решения жизненно важных задач в новых условиях. И те, кто не имеет развитой способности анализировать нестандартные ситуации и планировать свои действия в них, нередко принимают ошибочные решения. Поэтому нужно включать учащихся в учебную проектировочную деятельность.
Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность.
Проектирование начинается с того, что обнаруживает потребность в чем-то новом, что нужно создать.
Большинство школьников стали катастрофически мало читать и теряют интерес к чтению высокохудожественных произведений. Это главная проблема школьного литературного образования. Школа не выдерживает конкуренции со стороны телевидения и других средств массовой информации. Уходят такие важные ценности, как высокообразованность, чувство долга, ответственность, честь, дом, семья. Результаты ЕГЭ по литературе также подтверждают низкий уровень подготовки школьников и их личностной зрелости.
Как в этих условиях помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить каждого ученика литературе так, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Предлагаемый проект, разработанный совместно с пятиклассниками, направлен на повышение интереса учащихся к чтению. Ребята назвали свой проект так: “Летнее чтение, или Наша “золотая” полка”, предполагая собрать на этой полке свои самые любимые книги.
Продолжительность проекта: длительный (четверть).
Цели проекта:
– практическая: прочитать рекомендованные книги на лето;
– педагогическая: приобщение к чтению.
Задачи проекта:
– развитие интереса к чтению;
– расширение культурного кругозора;
– формирование эстетического вкуса.
Планируемый результат:
– субъектный: прочитать рекомендованные книги;
– продуктный: “Золотая полка” книг в классе.
Как же заинтересовать чтением? Как сделать так, чтобы все прочитали рекомендованные книги?
Вот какие идеи возникли у ребят:
– составить список книг, которые будем читать;
– выбрать каждому книгу, прочитать ее и рассказать о ней товарищам;
– оформить “Золотую полку” в классе;
– выступить с презентацией проекта перед 5-Б классом.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта: художественная литература.
Итак, к какому результату мы должны прийти?
– повысим интерес к чтению;
– расширим свой кругозор;
– прочитаем рекомендованные книги;
– создадим “Золотую полку” книг в классе.
Мы будем считать, что достигли цели, если:
– умеем заинтересовать “своими” книгами одноклассников и учащихся
параллельного класса;
– прочитаем рекомендованные книги летом;
– появится желание продолжить проект в 6-м классе.
Как будем “измерять этот результат”?
В какой форме можно его предъявить?
– Оформим нашу “Золотую полку” в классе;
– Расскажем о нашем проекте в 5-м б классе;
– в сентябре:
– покажем свои читательские дневники;
– подведем итоги летнего “Чемпионата по чтению книг”, составим рейтинг;
– проведем анкетирование родителей и учащихся по летнему чтению;
– каждый составит по вопросы для викторины, ребус или литературную игру.
Итак, обсудив все эти вопросы, мы приступили к реализации нашего проекта.
Первым делом мы распределили обязанности: координатор проекта, руководители групп книгочеев, оформители, фотографы, техническая группа, корректоры, консультанты по литературной части.
Затем разделились на группы книгочеев. У каждой группы был свой руководитель и своя тема: “Классика”, “Фантастика”, “Приключения”, “Зарубежная литература”, “Книги о наших сверстниках”, “Детективы”.
Результатом работы всех групп книгочеев стал “Компас в книжном море”. Он поможет летом не заблудиться в мире книг и прочитать самые интересные, самые захватывающие, такие, от которых нельзя оторваться.
Компас в книжном море
Классика
- А.С.Пушкин Дубровский. Метель.
- В.Г.Короленко В дурном обществе
- К.Станюкович. Человек за бортом! Куцый. Ужасный день
- А.П.Чехов. Юмористические рассказы
- М.Пришвин. Кладовая солнца. Вася Веселкин.
Зарубежная литература
- Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан. Пять недель на воздушном шаре. Путешествие к центру Земли
- Д.Родари. Сказки по телефону.
- М.Твен. Том Сойер.
- Р.Стивенсон. Остров сокровищ.
- К.Дойл. Приключения Шерлока Холмса.
- Д.Олдридж. Последний дюйм. Мальчик с лесного берега.
О жизни сверстников
- В Распутин Уроки французского.
- Ф.Искандер Детство Чика. Праздник ожидания праздника. Тринадцатый подвиг Геракла.
- А.Лиханов. Мой генерал. Последние холода.
- В.Голявкин. Тетрадки под дождем.
- В.Железников. Чучело.
- В.Крапивин. Мальчик со шпагой. Такая была планета.
- Ю.Сотник. “На тебя вся надежда…”
Фантастика
- А.Беляев. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля.
- К.Булычев. Заповедник сказок.
- Д. Толкин. Хоббит.
- Говард Фаст. Тони и волшебная дверь.
Каждый выбрал книгу по своему вкусу, прочитал ее, продумал, как рассказать об этой книге так, чтобы она вызвала интерес, составил план своего выступления, подготовил наглядный материал.
И действительно, многим так интересно удалось рассказать о “своих” книгах, что в этот же день некоторые из ребят бежали в библиотеку, чтобы узнать, что же случилось с героями Стивенсона, Твена дальше или, например, почему сказки Д. Родари называются “Сказками по телефону”.
Следующий этап – оформление “Золотой” полки книг.
Рис.1
Конечно, у каждого со временем появится своя “Золотая полка” любимых книг. Главное – полюбить чтение.
Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.
Посредством включения учащихся в проектировочную деятельность у них могут развиваться:
– умение анализировать проблемные ситуации жизнедеятельности;
– умение проектировать цели;
– умение планировать достижение целей;
– умение прогнозировать последствия решений;
– умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;
– умение эффективно работать в группе.