Литература
-
Устный журнал "Детство, опаленное войной (о судьбе и творчестве поэта Юрия Рязанцева") 2011
Устный журнал посвящен судьбе, творчеству московского поэта Юрия Рязанцева, детство которого опалила война. Это мероприятие прививает любовь к поэзии, показывает выразительность родной речи, воспитывает чувство патриотизма, интерес к истории родной земли, формирует активную читательскую позицию.
-
"Мое упование в красоте Руси". Б.В. Шергин. "Для увеселенья". 6-й класс 2011
Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по региональному компоненту на примере изучения сказа Б.В.Шергина «Для увеселенья». В ходе урока предусматривается использование ИКТ.
-
Повторение изученного по теме "Имя существительное" (И.А. Бунин "Детство") 2011
Конспект интегрированного урока по русскому языку, литературе, информатике. Цель урока: проверить усвоение изученного материала по теме «Имя существительное», провести анализ поэтического текста на примере стихотворения И.А. Бунина «Детство».
-
Интеллектуальный марафон 2011
Внеклассное мероприятие призвано повысить интерес к математике, русскому языку и литературе. Оно является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности, а именно, участвуя в марафоне, обучающийся проявляет стремление к самореализации; формируются навыки планирования и самоконтроля; проявляется системность, креативность и критичность мышления.
-
Особенности использования презентаций на уроках литературы в старших классах при обучении глухих и слабослышащих учащихся 2011
Аналитическая статья по теме с примерами конкретных презентаций. Опора при устном ответе на созданную самостоятельно презентацию способствует формированию связной устной речи, активизирует мышление, познавательную деятельность и творческий потенциал глухих.
-
Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы 2011
О самостоятельном чтении в аспекте нравственного и патриотического воспитания на уроках литературы.
-
Урок-игра "Умники и умницы" 2011
Данный урок проводится в 9-м классе по трём произведениям русской литературы XIX века: роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и позволяет обобщить и систематизировать знания школьников.
-
Урок по творчеству М.И. Цветаевой 2011
Урок знакомит выпускников с жизнью и творчеством поэтессы. Оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, с целью пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям. Помогает развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией.
-
Совершенствование навыка анализа лирического произведения 2011
На уроке учащиеся обращаются к творчеству поэта-философа Н.Заболоцкого. Урок является демонстрацией отдельных методических приёмов и способов организации уроков по анализу поэтического текста для учащихся выпускных классов. Урок предлагается для подготовки учащихся к итоговой аттестации как по литературе, так и по русскому языку.
-
Тест по литературе "Герои Эллады. Подвиг Геракла" 2011
На уроках внеклассного чтения по литературе школьникам предлагается ответить на вопросы теста, предназначенного для повторения или закрепления темы «Мифы Древней Греции» в 5-м классе.
-
Тыйыс дойдум, тымныын да миэхэ олус кунду 2011
Автор знакомит с навыками проектирования. Применяются методы групповой работы учащихся, проектирование. Формируются коммуникативная, информационная, общекультурная компетентности и активизация знаний учащихся.
-
Бородинское сражение как кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Через анализ эпизодов учащиеся приходят к пониманию основного принципа описания войны в произведении Толстого, самостоятельно делают вывод, почему именно Бородинское сражение является кульминацией в художественном развитии действия в романе. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о нравственных качествах человека.
-
Родная природа в лирике С.Есенина 2011
Цель урока – познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта, на котором развиваются начальные навыки анализа лирического произведения, выразительного чтения; воспитывается интерес к поэтическому творчеству, любовь и бережное отношение к природе.
-
Урок – условно-ролевая игра "Поэтическое кафе" 2011
Урок проводится в 11-м классе по трём направлениям русской поэзии начала XX века: символизм, акмеизм и футуризм. Позволяет раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся.
-
Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы 2011
Статья содержит некоторые формы работы, которые позволяют вырабатывать у учащихся способность вступать в общение с целью быть понятым, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
-
Урок по литературе в 10-м классе по Л.Н.Толстому "Лев Николаевич Толстой - "Волна" и "Нерв великого народа" 2011
В ходе урока учащиеся знакомятся с основными этапами жизни Л.Н. Толстого на основе анализа высказываний, портрета, сказки, дневниковых записей писателя. Каждый ученик становится исследователем и соавтором, при этом формируются умения оригинального мышления и грамотного изложения собственных мыслей.
-
Образ Емельяна Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел 2011
Урок помогает узнать историческую правду и особенности художественного вымысла; установить причины изменения образа Емельяна Пугачёва.
-
Вечер памяти "Два поэта, две личности, две судьбы" 2011
Работа представляет собой сценарий вечера памяти, который позволяет расширить границы традиционного урока и осветить семейные и творческие взаимоотношения великих поэтов XX века – Гумилева и Ахматовой. Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством двух великих поэтов ХХ века. Вечер памяти сопровождается презентацией.
-
Власть и народ в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" 2011
Урок-семинар в 10-м классе, на котором проверяются литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведения. Презентация – существенное дополнение к уроку и в качестве наглядности, и в качестве раздаточного материала, и в качестве психологического сопровождения учебного процесса.
-
Поэма А.А. Блока "Двенадцать". 11-й класс 2011
Данная разработка урока является многовариантной: можно использовать материал в традиционном варианте (печатном), в виде урока-презентации, как комбинированный урок, как урок–создание коллективного компьютерного продукта презентации. Часть слайдов была создана учащимися, моей основной задачей являлось приведение совместно созданного продукта «к общему знаменателю»:сделать презентацию целостной и единообразной, дополнить иллюстративным материалом.
-
Актуальный диалог в рамках метапредметного культурного взаимообогащения на уроках внеклассного чтения 2011
В статье рассказывается об открытом уроке внеклассного чтения у активно читающих выпускников школы, знакомящих друг друга с новинками мировой литературы.
-
Урок-презентация "Н.А. Некрасов и А.Я. Панаева". 10-й класс 2011
Обучающиеся знакомятся с особенностями взаимоотношений двух талантливых людей. Использование ИКТ помогает сделать урок более эффективным, активизирует мыслительную деятельность, поддерживает и развивает интерес обучающихся к предмету.
-
"…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!". 8–9-е классы 2011
Цели мероприятия – познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; сформировать представление о личности писателя; познакомить с Царскосельским лицеем, первым лицеем в России.
-
Посмеемся вместе с А.П. Чеховым. 5-й класс 2011
Цель урока – углубить и расширить представление учащихся о творчестве А.П. Чехова, особенностях его писательского мастерства; выработать навык анализа текста художественного произведения, научить видеть красоту, меткость Чеховского слова, авторское отношение к человеческим недостаткам.
-
Шенграбенское сражение: истинный и ложный героизм. Л.Н. Толстой "Война и мир", т. I, ч. 2 2011
Особенности методики в том, что учитель выступает как организатор процесса обучения, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблем. Ученик самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей некоторое количество модулей. Ведущим элементом технологии является проблемное обучение. Главным элементом модульного обучения является система контроля и оценивания.
-
Что такое любовь к Родине. Программа "Школа-2100" 2011
На уроке литературы по программе «Школа 2100» в 8-м классе раскрывается своеобразие темы Родины в стихотворениях Е.Евтушенко, А.Блока, С.Есенина, О.Мандельштама, Ф.Тютчева; совершенствуется навык творческого восприятия материала.
-
Судьба и творчество О.Э. Мандельштама "Не разнять меня с жизнью!" 2011
Сценарий литературного вечера для старшеклассников о судьбе и творчестве выдающегося русского поэта Осипа Эмильевича Мандельштама, 120-летие которого отмечалось в январе 2011 года.
-
Урок-концерт "Вспомните, ребята…" 2011
В программе обучения литературе в 11-м классе отводится время только для обзорного знакомства с авторской песней, как явлением в русской культуре и литературе. Нетрадиционная форма урока позволяет более полно, наглядно и эмоционально изучить эту тему на примере песен и стихотворений военной тематики. Ученики готовятся к концерту заранее, поэтому имеют возможность глубже ознакомиться с материалами темы. Такой урок можно провести в виде внеклассного мероприятия или школьного вечера к Дню Победы.
-
Творчество калининградского писателя Ю.Н. Куранова (на примере произведений "малого жанра"). 11-й класс 2011
Знакомство с творчеством писателя Ю.Н. Куранова обогатит наши знания и о человеческих отношениях, и о взаимоотношении людей и природы. Произведения Куранова способствуют нравственному воспитанию личности, позволяют почувствовать простоту и красоту вокруг нас и в каждом из нас. Урок рекомендуется проводить в конце 11-го класса в системе уроков "Литература родного края", но можно его использовать и в качестве урока внеклассного чтения в 8–10-х классах.
-
"Есть одно – великое призванье: зажигать в сердцах незримый свет…" 2011
Урок-мастерская построения знаний по творчеству Лилии Джигангеровны Юсуповой в 11-м классе. Одним из личностно ориентированных педтехнологий является творческая мастерская, где создаются условия для обучения и воспитания детей.