Цель:
- приобщить учащихся к празднованию юбилейной даты великого писателя Н.В.Гоголя,
- расширить и углубить знания произведений писателя,
- создать ситуацию реализации творческих способностей учащихся,
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе, трепетную любовь к русскому
- слову, чувство патриотизма к своей Родине
Начало.
Экран. Слайд 1
Портрет Н.В Гоголя
(голос за кадром читает слова со слайда) 2 чтеца
Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слёз, произнесут примирение моей тени.
И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!
Колокольный звон.
Слайд 2. Купола храмов.
2 мин
Гоголь:
Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного и прекрасного далека. Открыто- пустынно и ровно все в тебе. Как точки, как зрачки неприметно торчат среди равнин невысокие твои города. Ничто не обольстит и не очарует взора. Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца?
Немеет мысль пред твоим пространством. Неестественной властью осветились мои очи: у-у! какая сверкающая, какая чудная, незнакомая земле даль! Русь!
Слайд 3. Виды степи.
Звучит чтение отрывка из повести “Тарас Бульба” “Степь”
Владимирова Н. 7-а 2мин
1 мин
Гоголь: Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. Какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе!
Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему Что пророчит сей необъятный простор?
I Слайд 4.
Ночь перед отьездом Бульбы с сыновьями в Сечь.
Звучит монолог матери “прощание с сыновьями”
Исполняет Шипицына Л.В 7 мин
Слайд 5 Сыновья
слова “....бурсаки вдруг преобразились...” Слайд 6 мать обнимает Андрия.
Звучит песня. Хореографическая миниатюра на песню
Исполняет Косяк Н.
Слайд Клип на песню.
1 мин
3. Гоголь: Вы знаете, господа, какой казус произошел в нашей школе?
Вы не знаете этого?! Ах, да, вы же недавно к нам приехали
Ох, как много вы потеряли. К нам зачастили в последнее время приезжие: то Чичиков Павел Иванович посетил нас, то ревизор. Павел-то Иванович скупал мертвых душ! Как мы тогда все перепугались. А как выяснилось вес, так и смеяться стали.
Слайд 7. Ноздрев и Чичиков.
5 мин. Сцена из поэмы “Мертвые души” Ноздрев и Чичиков Исполняют Бялик А.Я. и Майзик А (10 кл)
4. Гоголь:
Мы все как-то привыкли к тому, чтобы бояться ревизоров. Лучше бы, конечно, с ними совсем не встречаться. Но вот к нам приехал ревизор - такой душка. Сколько же он женских сердец возмутил, заставил вытряхнуть все гардеробы и шкафы. Бедные дамские сердца! Вздохи!
Мечты!А наш герой? Хорош! Скажу вам - просто хорош!
1 мин
Слайд 8
“Ревизор” сцена сватовства.
Исполняют Трубачев А., Аблаева С, Гирина К.
10 мин
5. Гоголь: Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни все.Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова.
На взгляд он был человек видный. Черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, через чур было передано сахару
На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех великое дело!
“Мертвые души”
Сцена “Семья Маниловых”
Исполняют Куперман Н.ЕлисеевИ
Сцена 1.
Интерьер: диван, на котором сидит Манилов. Стол с абажуром. Кресло, в котором сидит Манилова.
Разговор ведется чрезмерно слащавым умиленным тоном.
1 Манилов (смотрит вдаль с мечтательным видом)
А что, Лизанька, хорошо бы нам вокруг дома провести подземный ход.
Манилова. Хорошо бы, душенька.
Манилов. А еще, душенька, хорошо было бы через пруд выстроить каменный мост.
Манилова. Да, да, любезнейший дружочек! Обязательно мост! А на нем по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали мелкие товары.
Молча сидят и с умиленным взором смотрят вдаль.
5 Манилова (подходит к Манилову) а не хочешь ли ты, душенька, откушать это премилой шанешки, что только испекли? Открой-ка ротик, я положу тебе кусочек.
(кладет Манилову в pom кусочек.)
6 Манилов. У-у-у! как вкусненько! Спасибо, душенька, спасибо. Ну просто премило!
Посылают друг другу воздушные поцелуи.
7 Манилов. Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставили мебель.
Гоголь. Несмотря на то что минуло более 8 лет их супружеской жизни, они, впрочем, были совершенно довольны друг другом. Весьма часто каждый их них приносил другому лакомства и премилейшим видом угощал другого.
8 Манилов. Раскрой свой, ротик, душенька, откушай-ка яблочка кусочек.
Манилова с умилением ест яблочко. После этого оба посылают друг другу долгий воздушный поцелуй.
9 Манилова. А теперь я тебя, дружочек, положу тебе в ротик конфетку.
Манилов грациозно раскрывает свой рот и ждет, когда Манилова положит ему в рот конфетку. Одаривают друг друга милейшими взглядами.
Манилова. Душенька, милочек, хочу обрадовать тебя, что я приготовила тебе подарочек, самый что ни на есть премиленький. Вот тебе чехольчик на зубочисточку.
Манилов. Премило, ангел мой, Лизанька. Изумительно, душенька, изумительно!
Посылают друг другу долгий воздушный поцелуй и застывают на месте.
Гоголь: Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого.
Слайд 10 “Женитьба”
7 мин
6. Гоголь: О! вы знаете украинские ночи? О! нет! Вы не знаете украинские ночи! Их
мотивы не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде проникает их, везде в них дышит эта широкая воля козацкой жизни. Везде видна сила, радость, могущество.
Наш народ своеобразно отличается своим собственным словом, в котором отражается его характер, нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца.
Слайд 10. “Вечера на хуторе”.
Сцена 1. Исполняют Бондарь Н.А., Рыбин К-7кл.
Сцена 2 Исполняют Парсяк К -5кл., Петина Д.-бкл.
Сцена 3. Исполняют Гирина К., Ионенко Д- 7 кл
Колокольный звон на экране летящая тройка коней, купола Руси.
7. Гоголь: отрывок “Птица- тройка” Финал. 11 класс.