Тип: урок комплексного применения знаний и навыков (решение учебно-практической задачи).
Цель: выделение обучающимися существенных признаков поэтики стихотворений Тютсева и Фета о природе посредством комплексного анализа.
Задачи:
- определить своеобразие поэтики каждого автора;
- развивать способности к анализу, совершать переход от вычленения и осмысления отдельных компонентов к обобщению, синтезированию на новом уровне;
- воспитывать бережное и чуткое отношение к мировоззрению автора, воспитывать эстетический вкус.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к восприятию темы урока, осмысление результатов самостоятельного чтения
– Сегодня мы с вами продолжаем разговор о
загадках биографии, об особенностях творчества
Тютчева и Фета, двух поэтов, традиционно
критиками определяемых как поэты-близнецы. Так
ли это? Мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Наша с вами работа будет строится таким образом:
- Мы познакомимся с докладами и презентациями, которые вы подготовили.
- Услышим художественное чтение стихов Тютчева и Фета.
- Проведем небольшой творческий эксперимент.
– В ходе работы, я думаю, мы расширим наши представления о творчестве Тютчева и Фета. Но начать сегодняшний разговор я хотела с моих любимых строк.
(Учитель читает стихотворение Тютчева «Лениво дышит полдень мглистый» и стихотворение Фета «Какая ночь…»)
– Я очень люблю поэзию Тютчева и Фета. Меня
восхищает торжественная, «вселенская» лирика
Тютчева, меня трогают чистые, прозрачные строки
Фета.
– А среди вас есть такие, кто хотел бы поделиться
своими мыслями и чувствами, вызванными
прочитанными произведениями этих авторов? Может
быть творчество одного из поэтов вам ближе?
Помните ли вы строки, принадлежащие Тютчеву и
Фету?
«Зима недаром злится…», «Еще в полях белеет снег…», « Люблю грозу в начале мая…», «Чудная картина, как ты мне мила…», « Есть в осени первоначальной…»
II. Постановка цели урока
– Скажите, что общего у всех тех стихотворений,
которые мы сейчас называли?
– Да, все они о природе, и это не случайно. Жизнь
природы была одной из центральных тем в лирике
Тютчева и Фета. «Не то, что мните вы, природа»,
– говорил Тютчев.
– А что же она? Как ее определяют поэты? Эти
вопросы и будут во главе нашего сегодняшнего
разговора. А рассказывать о лирике природы
Тютчева и Фета будете вы, представляя свои
лирические сборники , доклады и презентации.
III. Проверка домашнего задания. Работа групп
– Предлагаю работать таким образом:
а) заслушать каждое выступление;
б) зафиксировать в тетради представления
поэтов о природе;
в) осмыслить услышанное через вопросы на
понимание.
Группы делают доклады и читают стихи (Приложение 1, Приложение 2)
IV. Анализ работы групп
– Как вы считаете, совпадают ли взгляды поэтов
на тему природы?
– У нас возникли две версии. Давайте посмотрим,
насколько верна каждая из них, определим общие
признаки и различия.
– Лирику Тютчева и Фета можно назвать
пейзажно-философской. Каждый из поэтов опирается
в своем творчестве на определенное направление в
искусстве и философии. Мифологизация образов и
олицетворение природы – излюбленные приемы и
того и другого.
– Много общего, не так ли? Но теперь вглядимся
пристальнее.
– И все же, чего больше, общего или различного?
Ф. И. Тютчев |
А. А. Фет |
Мифологизация образов |
|
1. Диалог и борьба хаоса и космоса | 1. В мире природы гармония, космическое согласие |
2. Человек на грани миров (хаоса и космоса) | 2. Человек – частица этого огромного мира |
3. Бездна мира роковая, пугающая и манящая | 3. Бездна торжественно-высокая, приобщающая человека к извечной гармонии |
Олицетворение природы |
|
Природа не одушевлена, она действительно является живой, мыслящей, чувствующей | Природа – средство выражения человеческих чувств. |
Опора на определенное направление в искусстве |
|
Пантеизм. (Природа – Бог, бесконечный и вечный) | Импрессионизм (Стремление передать мгновенное впечатление от картин мира) |
– Если бы пришлось определять, в чем же именно своеобразие каждого из поэтов, какой бы «тютчевский» и «фетовский» элемент вы бы назвали?
V. Организация творческого эксперимента
– Стихотворение – это некое единство средств и приемов, идейного содержания. В сфере идей мы определили своеобразие каждого автора. Подтвердятся ли наши выводы на уровне звука, слова, особенностей построения произведения? Я предлагаю провести творческий эксперимент. На столах в группах лежат стихотворения, в них намеренно пропущены эпитеты. Задача групп – вписать эпитеты, реконструировать стихотворение.
Есть в светлости осенних вечеров
_________, _________прелесть:
________ блеск и пестрота дерев,
________листьев___, ____ шелест.
_________ и __________ лазурь
Над______________ землею.
И, как предчувствие______ бурь,
______ , ________ ветр порою.
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та_______ улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Работа в группах
– Выписываем эпитеты на доску. (Ребята вписывают пропущенные учителем эпитеты. Учитель помещает на доске стихотворение без пропусков с авторскими эпитетами)
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест.
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
– Чем отличаются ваши эпитеты от авторских?
– В обычной речи эти слова определяют внутреннее
состояние человека. А у автора они отнесены к
описанию природы. Для поэта природа – живая, она
мыслит и чувствует, как человек.
– Можем мы определить автора этого
стихотворения? Конечно, это Ф. И. Тютчев.
– А теперь другое стихотворение. Определите
авторский прием в создании образа.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух, не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все весна.
– Какое ощущение пытается создать автор,
используя такие морфологические и
синтаксические средства? Все стихотворение
написано назывными предложениями, автор только
называет предметы, но они сливаются в один
музыкальный аккорд, поэт как бы остановил
прекрасное мгновение жизни, он не стремиться к
изображению целостного и завершенного образа
природы. Его интересуют в ней переходные
состояния, тонкие и трудноуловимые их оттенки.
– Кто автор этого стихотворения? Конечно, А. А.
Фет.
VI. Вывод
– Какие выводы можно сделать по сегодняшнему
уроку?
1. В лирике природы Тютчева и Фета много общего, но
есть и различия.
2. Своеобразие стиля мы прослеживаем как на
уровне идей, так и на уровне художественных
средств.
3. В творчестве каждого автора есть такое
стихотворение, по которому мы можем определить
своеобразие его поэзии.
Поэзия Фета светлая, чистая, и средства он
выбирает соответствующие
В поэзии Тютчева разлад, борьба, для нас, людей 21
века она ближе, кажется нам современнее.
– Решили ли мы задачи, поставленные в начале
урока? Ответили ли на вопрос. что же такое природа
в понимании Ф. И. Тютчева и А. А.ж Фета?
VII. Домашнее задание.
Результатом нашей работы должно быть сочинение на тему: «Как вы понимаете слова Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа».