Цель урока: раскрыть понятие русской "духовности".
Задачи:
- выявить свидетельства единения человеческого и природного в культуре русского крестьянства;
- найти средства художественно - эмоциональной выразительности в народных и профессиональных произведениях различных видов искусств;
- проанализировать информацию с позиций духовно - нравственной ценности художественных образов.
Оборудование:
- доска, музыкальный центр с аудиокассетами (Н.А. Римский-Корсаков, "Сказание о невидимом граде Китеже", музыкальные картины из оперы; П.И. Чайковский "Утренняя молитва" из "Детского альбома"),
- слайд - проектор - слайды:
- св. великомученик Феодор Тирон,
- Б.М. Кустодиев "Масленица",
- В.Г. Петров "Тройка",
- декорации И.С. Глазунова к опере "Сказание о невидимом граде Китеже";
- тетради для учеников.
Ход урока
Вводная беседа
Учитель: "Духовно богатый человек". Что вы понимаете под этим понятием?
Дети: Человек с доброй душой. Очень добрый человек.
Учитель: ":У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия:" - так сказал об этом В. Г. Белинский. Вы согласны с этими словами? (Слайд 2).
Дети: Да, согласны. Добрые дела - это гимнастика для души. Чем больше ты сделаешь добрых дел, тем добрее ты будешь:
Учитель: Духовность - это то, что ощущает душой человек, богатство или бедность человеческой души, человеческое мировоззрение. Русское мировоззрение складывалось и определялось под влиянием крестьянства. Русское крестьянство являлось создателем народных традиций, идеалов, ценностей. На каких уроках вы говорили об этом? (Слайд 3).
Дети: На уроках рисования, музыки, литературы.
Учитель: О каком народном творчестве вы упоминали на этих предметах.
Дети: На уроках музыки мы слушали народные песни, на уроках литературы - сказки, былины, на уроках рисования мы изображали матрёшек, русские праздники (масленицу, рождество).
Активизация имеющихся знаний (слайды 4-7)
Учащимся предлагается выбрать правильный ответ на вопросы по истории, музыке, литературе, изобразительному искусству:
1."Слово о полку Игореве" было написано:
- после правления Ярослава Мудрого
- в годы правления Владимира Мономаха
- во время княжения Всеволода Большое Гнездо
2. В каких музыкальных произведениях встречаются сюжетные зарисовки народного обряда "Масленица"?
- "Снегурочка" Римского-Корсакова
- "Кикимора" А.К. Лядова
- "Петрушка" И. Стравинского
- "Жар-птица" И. Стравинского
3. Древнейшей летописью, дошедшей до нас является:
- "Слово о законе и благодати"
- "Слово о полку Игореве"
- "Повесть временных лет"
- "Чтение о житии и погублении"
4. Какое из музыкальных произведений рождается благодаря устному народному творчеству?
- "Жаворонок" М.И. Глинка
- "Кикимора" А.К. Лядова
- "И. Сусанин"" М.И. Глинка
- "Картинки с выставки" М.П. Мусоргский
Учитель: В вопросах, предложенных вам, вы выбирали народные произведения и произведения профессиональные, созданные благодаря существованию народного творчества.
Изучение нового материала.
Учитель:
Народное творчество продолжало процветать в период татаро-монгольского ига. Обращение к былинам и сказаниям, в которых ярко описывались битвы с врагами Руси, придавало русским людям новые силы. Древние былины, легенды, сказания обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Например, легенда "Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озеро вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым, звала русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига (слайд 8).
Далее следует показ декораций художников к опере Н.А. Римского-Корсакова, слушание "Сказание о невидимом граде Китеже", музыкальные картины из оперы, чтение фрагмента романа М. Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново - Китеже".
Беседа о средствах выразительности каждого вида искусства и о сопоставлении разных эпох как в романе, так и в рождении на свет произведений искусств. Упоминание о многократном переписывании легенды различными авторами.
(Слайды 9-10)
схемы, созданные на уроке детьми:
Учитель: Огромную роль в создании таблиц сыграло ваше воображение, заложенное в вас природными данными. Крестьяне постоянно ощущали тесную живую связь с природой. Создавая сказки, песни человек делал природу соучастницей событий.
Вспомните народные песни, дошедшие до нас.
Исполняем песню "Зелёная рощица", "Земелюшка - чернозём".
Беседуем о жанровой принадлежности песен.
Песню "Земелюшка - чернозём" украшаем шумящими инструментами.
Говорим о "невозможности" украшения этой песни, если человек исполняет её при работе в поле. Определяем главную роль данной песни в жизни человека.
Песню "Зелёная рощица" характеризуем как протяжную.
Учитель: То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого, отрывистого, человек понял уже давно. Очевидно моля, заклиная о чём-то невидимых духов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой голос звучным, певучим. Самые древние песни, которые мы знаем, - это именно заклинания духов. В языческих обрядах часто звучат молящие, долгие песни, вернее звуки.
В свои владения скоро вступит весна. При закликании весны тоже был необходим долгий распев: Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью: (исполняет учитель)
В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Девицы часто совершали заклички, стоя на высоких местах, пригорках крышах, глядя на восток, поют: Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными: (исполняем вместе)
В годовом круговороте крестьянин наблюдал определенную закономерность - встреча весны, время урожая, приход зимы и т.д. Такое повторение наблюдалось из года в год. Поэтому складывались календарные циклы, о которых вы уже слышали. Они сопровождались религиозными праздниками и обрядами, суевериями, обычаями, многие из которых восходили к первобытной вере в зависимость жизни человека, его судьбы и хозяйства от сверхъестественных сил.
Христианская церковь гармонично вливалась в этот цикл.
Вчера был 17-й день февраля. В этот день люди вспоминают имена многих святых, а их не мало. Например, имя св. великомученика Феодора Тирона. (Рассказ учителя и звучание произведения П.И. Чайковского "Утренняя молитва" из "Детского альбома"). В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора Максимиана (286-305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Православная церковь ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста (Слайд 11).
Часто христианские имена и названия получали наименования, лишь внешне связанные с церковными, а по содержанию - языческие, близкие и понятные крестьянству.
Несмотря на то, что мы считаем себя современными людьми, мы часто задаём себе вопросы и не находим ответы, мы подвержены суевериям и испытываем страх перед необъяснимыми явлениями.
В давние времена у нас был бы не февраль, как мы называем один из зимних месяцев, а снежень, вероятно - от снежного времени. Очень хорошо прижились в народе некоторые приметы.
Сегодня 18 февраля - день святой Агафии - поминальницы. В этот день принято поминать усопших родителей и родственников (слайд 12).
А по народным легендам в этот день ходит по домам "Коровья Смерть" - старуха, которая морит всякую бесхозную животину. Поэтому вечерком люди заговаривали живность от болезней, стараясь её уберечь (слайд 13).
Многие современные люди не желают расставаться с приметами. Помнят буквально все.
Контроль.
Обратимся и мы к своей памяти, но будем вспоминать не только приметы.
Мы вспомним события, о которых говорили сегодня, заполним таблицу:
Вопросы Ответы | |
Какие события обязательно упоминались в былинах, легендах, сказаниях? Почему они приобретают вторую жизнь? | |
Какое предназначение выполняли долгие, протяжные музыкальные звуки при обращении человека к природе? | |
Каким событиям был посвящён месяц февраль? | |
Вспомни случаи из своей жизни или из жизни друзей и запиши некоторые приметы. | |
Вспомни некоторые даты русских праздников, событий и запиши их в определённом людьми порядке. |
Таблица у каждого ученика (слайд 14).
Подведение итогов.
Учитель: У нас сегодня на уроке была добрая атмосфера. Каждый испытал особые, неповторимые чувства. Вы поделитесь ими чуть позже.
А пока попробуйте дать ответ на этот вопрос: что станет с человеком, если отнять у него все, что нематериально, - память, чувство, совесть, мысль?
Дети: Он будет существовать как трава, растение:, никогда не станет духовно богатым.
Рефлексия.
Повторно звучит "Молитва" П.И. Чайковского.
Учитель: Сейчас, пока звучит музыка я прошу вас записать в тетрадь состояния души, которые вы испытали во время урока и рядом с ними произведения, причину, примету или высказывание, натолкнувшие вас на эти состояния (слайд 15).
Это некоторые записи из тетрадей:
печаль - когда слушал "молитву",
было страшно - ходит по домам "Коровья Смерть",
нежность - когда звучала молитва,
волнение, храбрость, страх - когда был рассказ о святом мученике,
радость - зовут весну, песня "Земелюшка - чернозём"
и т.д.
Источники информации.
- Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. - М.: ООО ТД "Издательство Мир книги", 2008.
- Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно - метод. пособие. - М.: Глобус, 2007.
- Зуев-Ордынец М.Е. Сказание о граде Ново - Китеже. - М.: Детская литература, 1977.
- Кошмина И.В. Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6 - 9 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Левашева Г.Я. Музыкальные вечера. - Л.; Издательство: Детская литература, 1963.
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2003.