Оборудование: инструктивные карты, кейсы с набором биографических и публицистических материалов, учебник литературы (Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1. Под ред. Журавлева В.П.- М.: Просвещение, 2004), ноутбуки, мультимедийный проектор.
Самая высокая радость жизни-
чувствовать себя нужным
и близким людям.
М. Горький
Цели урока:
- Создание общей проблемной ситуации, побуждающей учащихся изучить истоки формирования личности и мироощущения А.М. Горького, противоречивость его взглядов.
- Развитие коммуникативных качеств, логического мышления, эвристических умений.
- Воспитание нравственных качеств, - ответственности, деликатности, корректности, взаимопомощи.
Ход урока
Учитель:
Жизнь великих людей всегда привлекала к себе пристальное внимание публики. В многочисленных монографиях и статьях о них можно увидеть противоречия, неясности, много иносказаний, туманных намеков, а иногда и просто интерпретацию наиболее часто повторяющихся слухов. Не избежал такой судьбы и М. Горький.
В советский период изучения творчества Горького его представляли читателям "пролетарским писателем", "буревестником революции", другом и соратником вождя. И лишь многие годы спустя стали известны новые факты его биографии, появились произведения писателя, которые проливали свет на истинную картину происходивших в то время событий. И взаимоотношения Горького с большевиками были не столь гладкими, как считалось ранее.
Книга "Несвоевременные мысли" открывает перед нами сложный, противоречивый мир души писателя, истоки его запутанных отношений с новой властью, переоценку Горьким революции, ее значения и роли в жизни русского народа. Он ужасается тому, как искажены были, первоначально казавшиеся гуманными, великие цели по переустройству общества, как безжалостны "вожди народа" к тем, ради кого была провозглашена революция, как благие намерения обернулись реками крови.
Горький, имевший в то время заслуженный международный авторитет, активно помогал людям, пострадавшим от новой власти, вмешивался в политические разборки и пытался облегчить судьбу тех, кто попадал в тюрьмы и лагеря. Его книги читал весь мир, с ним переписывались писатели и общественные деятели разных стран, поэтому советская политическая верхушка была вынуждена с ним считаться. И до сих пор биография великого писателя привлекает к себе пристальное внимание публицистов, критиков, читателей.
И сегодня вам, ребята, предстоит выяснить, как формировалось мировоззрение писателя, какие события и люди повлияли на его становление, как складывался его жизненный и творческий путь.
Инструктаж.
Учитель: На уроке будет работать 5 творческих групп. У каждой - свое задание, но цель - общая, изучить конкретный период жизни и творчества М. Горького. На презентации отражены все этапы биографии М. Горького, которые вы будете изучать в группах. Можете использовать ноутбуки, делать вставки в представленную презентацию. (Приложение 1)
Свои наблюдения и выводы вы представите в выступлении по окончании работы. На столах у вас - инструктивные карты, кейсы с набором биографических и публицистических материалов, учебник литературы. (Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1. Под ред. Журавлева В.П.- М.: Просвещение, 2004).
Хронометраж.
На работу в группе отводится 30 минут. На выступление каждой группе - до 10 минут. Подведение итогов, рефлексия - 5 минут.
Работа групп по инструктивным картам - (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)
Выступления групп, дополнения, обсуждения, обмен мнениями.
Рефлексия.
Домашнее задание: прочитать рассказ "Старуха Изергиль", составить 7-8 проблемных вопросов к его анализу.
Использованная литература:
Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1. Под ред. Журавлева В.П.- М.: Просвещение, 2004.
Материалы для кейсов: