Цель: пробудить интерес к творчеству писателя, к его произведениям о природе.
Задачи:
- развивать умение работать с текстом;
- работать над развитием речи и творческих способностей учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за “братьев наших меньших”.
Оборудование: презентация, выставка книг Э.Сетон-Томпсона, выставка рисунков учащихся в жанре анималистики, текст рассказа “Уличный певец”, тест-обобщение, зарисовки-миниатюры о воробьях.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам. Выборочное чтение, тестирование, художественный пересказ, работа с иллюстрациями, чтение своих наблюдений.
Словарная работа: желоб.
Люди и звери, мы – дети одной
матери природы. |
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
(Слайд 1. Городской пейзаж. На его фоне слышатся голоса птиц – воробьиное чириканье)
– Всем нам знакома эта нехитрая песенка, которую мы слышим каждый день под окнами, на улицах, в скверах и парках. Ее даже трудно назвать песенкой: она больше похожа на оживленный разговор, галдеж. Да, “музыка”эта довольно однообразна, но зато, какая бодрая! Это воробьи – серые невзрачные пичуги, которые всегда живут рядом с нами.
Из всех птиц, наверно, это самые городские, привыкшие и к многоэтажным крышам, и к машинам, обожающие балконы, продуктовые лотки.
Думаю, что и вам есть, что рассказать о них.
2.Чтение учащимися написанных зарисовок о воробьях. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы и цели урока
(Слайд 2. Тема и цель урока.)
– Видите, как много интересного можно заметить
в жизни самой простой птички!
А если заниматься этим всю жизнь, как делал
знаменитый канадский ученый-естествоиспытатель
писатель-натуралист Эрнест Сетон-Томпсон.
Конечно, вам уже знакомы его рассказы “Снап”,
“Чинк”, “Серебряное Пятнышко”и другие.
– Обратите внимание на выставку книг и
прочитайте другие рассказы этого писателя.
А мы сегодня, как вы догадались, будем говорить о
его рассказе “Уличный певец”.
Что вам известно о Сетон-Томпсоне?
(Слайд 3. Обращение к портрету писателя и эпиграфу к уроку.)
4. Сообщения учащихся о Э.Сетон-Томпсоне
5. Выборочное чтение
(Слайд 4. Видеофрагмент “Жизнь воробьев”.)
– Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь.
(Чтение начала рассказа подготовленным учеником. “Какая оживленная маленькая толпа! Сколько волненья и трескотни!..)
– Как вы думаете, можно ли соотнести слово
“певец”с воробьем? Почему?
– Как мы обычно называем песенку воробья?
– Но речь все-таки пойдет о воробье. Значит, в
центре внимания будет не совсем обычный воробей.
Давайте познакомимся с ним.
(Слайд 5. Фото Рэнди.)
(Чтение отрывка “Воробей-самец, гордый своим черным галстуком и белым воротничком…”до “…громкую и чувствительную, не хуже любой канарейки.”)
– Почему Рэнди назван “выдающейся птицей”? И кто сделал его выдающимся?
(Слайд 6.Воробей и канарейка.)
– В результате в Рэнди будто две птицы
сразу: воробей, призванный жить на воле, и
канарейка, декоративная птичка, которую обычно
держат в клетке.
– Что у него от воробья? А что от канарейки?
– Итак, в судьбу воробья изначально заложены два несоответствия, к которым причастен человек: свободная птичка заперта в клетку и поет не своим голосом.
6. Художественный пересказ
(Слайд 7. Рэнди строит домик.)
– Первое несоответствие ликвидировал случай.
(Пересказ эпизода учащимся от слов “Но вот однажды полка рухнула…”до “…но пел с истинно воробьиным задором”.)
– Благодаря своим музыкальным способностям, он
все-таки оставался не похожим на других.
А что еще отличало его от остальных воробьев?
Как отразились в его вольной жизни прежнее
пребывание в клетке и канареечное воспитание?
(Пересказ эпизодов: “Рэнди устраивает свое гнездо”и “Бой с Буяном”)
– Итак, жизнь в клетке среди чужих птиц оставила в жизни нашего воробья свой след. И тем не менее своенравная Бидди, эта “белокрылая дама”, любви которой добивались многие воробьи, предпочла им всем именно Рэнди.
7. Беседа по вопросам. Выборочное чтение
(Слайд 8.Рэнди и Бидди.)
– Как вы думаете, почему?
– И почему он выбрал ее? (Бидди не осталась равнодушной к его музыкальному дару, к его упорным ухаживанием: Рэнди тоже выбрал Бидди не случайно: ведь и она была по-своему выдающейся:на одном из ее крыльев “видны белые пятнышки, отличающие ее от других и делающие ее особенно привлекательной”.)
– Какой характер был у каждого из супругов? (Ребята зачитывают из тетради свои выводы – домашнее задание.)
(Рэнди был очень самолюбив и любил утверждать свое первенство в пении среди канареек. Характер у него, как у всех воробьев, драчливый, и автор называет его то “забиякой”, то “буяном”. Необыкновенно упрям, усерден и терпелив (строительство домика), долго добивался взаимности, терпел строптивые выходки и постепенно смирялся со вкусами своей избранницы, жертвуя своими. Он оказался однолюбом, и после гибели Бидди ни разу не завел себе и новой спутницы. Бидди же была наделена своенравным характером, любила настаивать на своем и воспитывать своего неприспособленного к жизни супруга. Ее затеи отличались “оригинальностью”: то ей вздумалось строить гнездо на фонаре, то выстилать его конским волосом. Однако и она верная подруга, готовая прийти на помощь. Когда в пылу драки, возглавляемый Буяном, от Рэнди уже летели пух и перья влетела в середину круга Бидди: “…в самую середину круга сражавшихся шлепнулась маленькая воробьиха с белыми перышками на крыльях…”. “Буян быстро потерял весь свой задор и полетел обратно, в свою сторону, с Бидди, вцепившейся в его хвост подобно маленькому бульдогу…”
8. Релаксация
Звучит спокойная музыка. (Интеграция – ИЗО.)
– Словом, каждый из них имел свой характер, как, собственно говоря, и внешность. Это только, кажется, будто все воробьи похожи друг на друга. Но взгляните, на “портреты”воробьев. Кто из них вам кажется похожим на Рэнди? Бидди? Буяна? Почему? Закройте глазки и, взглянув по-новому на “портреты”воробьев, подпишите именем подходящего, на ваш взгляд, героя и обоснуйте свой выбор.
9. Беседа по вопросам
(Слайд 9)
1) Как же складывалась супружеская жизнь Рэнди и Бидди? Почему в их жизни не было ни “счастья, ни мира”, они постоянно ссорились? (Рэнди пытался внести в воробьиные традиции особенности жизни канареек(делал гнездо из прутиков, имел пристрастие к веточкам), это не нравилось своенравной воробьихе и вызывало скандалы в птичьем семействе. И не однажды Бидди показывала характер, оставляя Рэнди в одиночестве. Но каждый раз воробей шел на уступку своей подруге: он понял, что гораздо спокойнее подчиниться ее решениям”.
2) Почему они долго не могли вывести птенцов? (Первое яйцо погибло из-за ссоры, разыгравшийся из-за несовпадения вкусов. А потом в жизнь помирившихся воробьев опять вмешался человек, которому пришло в голову положить им в гнездо “мраморное яйцо”. В результате и это каменное, мертвое яйцо, и их собственные, в которых теплилась жизнь будущих воробышков, оказались выброшенными на землю: вероятно, супруги поссорились из-за чужеродного предмета.…Спасаясь от любопытства человека, воробьи свили гнездо на уличном фонаре, но он и тут их настиг: “Фонарщик отправил всю постройку в мусорный ящик”.)
– “Однако, – говорит Сетон-Томпсон, – энергии и самоуверенности воробья нет предела”
И супруги взялись за новое гнездо и новый материал – конский волос, который стал причиной гибели Бидди.
3) Как Рэнди переживал гибель своей подруги? (Зачитать от слов “…а Рэнди продолжал прыгать вокруг…”до “…молчаливая и окоченевшая”.
– Удрученный горем, он попал под велосипед и повредил крыло. Только благодаря девочке, попавшей его и ухаживавшей с нежностью за ним, остался жив. Но уже никогда не заводил себе новой подруги.
10. Рефлексия. Тест
(Слайд 10)
– От жизни в неволе Рэнди достались чужая песенка, незнание воробьиных порядков, неприспособленность и неосторожность.
Из жизни на воле он вынес ненависть к драчливому воробью и желание оставаться “холостяком”. Если задуматься и то, и другое несовместимо с воробьиной природой.
– Кто же виноват в этих несоответствиях?
Чтобы основательнее ответить на этот вопрос, разделимся на две команды. Команда “Если бы…”будет продолжать предложения, начатые этим союзом, команда “Потому что…” – те в которых будут эти.
(Это своеобразное тестирование, которое помогает обобщить все сказанное на уроке, еще раз установить смысловые связи и подойти к главному выводу.)
11. Итог урока
(Слайд 11)
– Итак, в чем же причина драматической судьбы уличного певца? (Причина – в человеке, который положил воробьиное яйцо в гнездо канарейки. Это определило дальнейшую жизнь Рэнди: его семейные неурядицы, бесконечные драки с другими воробьями, несчастный случай с Бидди и с ним самим.)
– Задумайтесь, что могло руководить действиями человека?
– Может быть, сострадание, как девочкой, которая выхаживала птицу. Может быть, любознательность или простое любопытство, как рассказчиком, который наблюдал за воробьями и устраивал с ними свои эксперименты. А может, стремление к порядку, как фонарщиком.
– Кто человек в этом рассказе: спаситель, благодетель, искуситель, наблюдатель или враг?
– Пожалуй, в нем есть все начала: он искушает воробьев мраморным яйцом, цветными ленточками, отнимает у Рэнди свободу, разрушает птичье гнездо и сбивает неосторожную пичужку велосипедом, он пристально наблюдает за жизнью Рэнди и Бидди, спасает воробья от гибели и возвращает его в безопасное место – в клетку. Осуждать или хвалить его, дело ваше. Но с чем безопасное место – в клетку.
Осуждать или хвалить его, дело ваше. Но с чем, безусловно, трудно согласиться? (С гибелью птенцов.)
(Слайд 12)
– О чем заставляет задуматься автор? (О
необходимости бережного отношения к “братьям
нашим меньшим”;
О чувстве такта в наблюдениях за их жизнью;
О том, что и у них есть свои привязанности и
привычки. Вторгаться в их мир настойчиво и без
видимой на то причины – значит, разрушать что-то
в этом чужом, но близком нам мире…)
12. Заключение
(Слайд 12).Чтение наизусть.
– И в заключение, давайте вдумаемся и запомним слова охотника Яна из рассказа Э.Сетон-Томпсона “По следам оленя”, обращенные к гордому красавцу c “великолепными ветвистыми рогами”:
Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы можем понять друг друга без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты понял меня. Жизнь твоя в моих руках, но ты уже не боишься меня.… Никогда моя рука не поднимется, чтобы убить тебя. Мы – братья, прекрасное создание, только я старше и сильнее тебя. И если бы сила моя могла всегда оберегать тебя, ты никогда не знал бы опасности. Ступай без страха, броди по лесным холмам – никогда более не стану я преследовать тебя.
13. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на тему: “Всегда ли мы добры к людям и животным”.