Проектная деятельность учащихся на уроках литературы

Разделы: Литература


Конкурентная способность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, от гибкости его мышления. Поэтому одним из основных принципов современной системы образования является компетентностно-ориентированный подход.

За сорок лет работы в школе приходилось применять самые различные технологии: традиционные и инновационные. Широко использую в работе алгоритмы, которые заставляют учеников не заучивать правила, а логически рассуждать при их применении.

В 1985 году была участницей семинара в Воронеже у учителя русского языка и литературы О.И.Любимова, опорные схемы которого использовала в работе. А идеи воронежского учителя были положены в основу опорных схем, составленных уже мною и моими учениками.

В 2004 году на курсах по Intel в ИИУ г. Астрахани познакомилась с методом проектов. Посылая меня на курсы, администрация школы упустила из виду, что я почти не знаю компьютера. До сих пор я благодарна Будниковой З.А., которая оставила меня на курсах. На первом занятии нам было предложено выбрать тему проекта, наметить основополагающий и проблемные вопросы. Для учителя со стажем более 30 лет это не составило труда. Мою работу, в числе немногих, руководитель отметила как правильно выполненную. Из-за плохого знания компьютера мой проект выглядел очень коряво. Но свидетельство мне выдали. Подводя итоги работы на курсах, З.А.Будникова сказала, что самое главное в организации проектной деятельности учащихся - обозначить идею проекта, выделив основные её проблемы, обеспечить грамотное руководство действиями участников проекта, а техническую сторону можно осуществить с помощью учеников, владеющих компьютером.

С тех пор прошло семь лет. За это время разработано и осуществлено несколько проектов. Не так уж и много, но важно не количество. Ведь работа над литературным проектом возможна далеко не в каждом классе.

Класс, в котором собираешься организовать работу над проектом, должен быть готов к этому. Следовательно, работа в этом направлении должна вестись с младших классов. Использование проблемных методов при изучении художественных произведений научит учащихся ставить вопросы, определять в произведении главное и второстепенное, различать такие понятия, как тема и идея, разбираться в идейном замысле автора, видеть его позицию. Немаловажное значение имеет присутствие в классе детей, которые способны, читая, становиться соавторами писателя. К сожалению, таких детей всё меньше.

Ослабление интереса к книге - боль всех, я думаю, моих коллег.

Естественно, одним из важнейших условий успешной работы над проектом является осознание учителем своей роли как руководителя. Основным принципом его работы должно быть " не навязывание учебному процессу хода, противоречащего его природе", а умение, учитывая особенности учащихся класса, определить место каждого из них в данном проекте.

Хочу предложить вниманию коллег один из проектов, разработанных и проведенных в 10 классе. Тема его - "Концепция любви в лирике А.С.Пушкина". Лирика Пушкина изучается в 9 классе. Но, учитывая возрастные особенности ребят, уже имеющих некоторый "сердечный" опыт, и, воспользовавшись тем, что в 10 классе мы возвращаемся к творчеству поэта, предлагаю им вместе поработать над предложенной темой.

Подготавливая класс к восприятию идеи проекта, предлагаю вспомнить строки из "Памятника" А.С.Пушкина и ответить на вопросы:

1. Что ставит себе в заслугу поэт, воздвигший себе "памятник нерукотворный"?

2. О каких "чувствах добрых" говорит поэт?

Ребята говорят о том, что поэзия А.С.Пушкина воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, учит любить Родину, ценить дружбу. А ещё, добавляют они, у поэта много стихов о любви. "Да, любви,- подхватываю я,- а всякий ли умеет любить?

Не в пошлом, а высоком смысле этого слова!"

И вот тут начинается работа над проектом. Вспоминая стихи А.С.Пушкина о любви, известные ребятам с 9 класса, учитель напоминает о том, что написаны они в зрелом возрасте, и предлагает выяснить, всегда ли таким было отношение поэта к любви.

Начинается работа над проектом с формулировки основополагающего вопроса. Он звучит так: "Как изменялась концепция любви в творчестве А.С.Пушкина в течение всей его жизни?". И намечаем три проблемных вопроса:

1. Что привлекало поэта в женщине в юности? Какой была юношеская любовь поэта?

2. Как изменяется его отношение к женщине в годы ссылки?

3. Как окончательно сформировалась его концепция любви в 30-е годы, годы зрелости, когда в жизни поэта произошли значительные события?

Такая постановка вопросов позволяет определить информационное поле, в котором предстоит работать каждой группе. Организую три группы. Слежу, чтобы в каждой группе были твочески мыслящие ученики, способные на " мозговой штурм". В каждой группе, кроме того, ребята, отлично владеющие компьютером. При формировании группы учитываю индивидуальные особенности учеников, чтобы создать условия для сотрудничества, совместного поиска. Если обнаружится несовместимость, может произойти столкновение личностей, и вся работа может пойти насмарку.

На следующем уроке (15 минут) ребята сообщают подобранные ими творческие названия основополагающего и проблемного вопросов. Отбираем наиболее удачные. К основополагающему вопросу:

"Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел:"

К проблемным вопросам:

1. "Любовь беспечную мою воспламенит и успокоит:".

2.

"Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю:"

3. "Одной картины я хотел быть вечный зритель:"

На двух других уроках в течение 15 минут - самостоятельная работа по группам: определяли объём заданий, обсуждали возможные источники информации, выбирали форму защиты своей части проекта. Под руководством учителя был разработан вопросник. Вот некоторые его пункты:

1. Что узнали мы о жизни А.С.Пушкина в изучаемый период?

2. Каким мы видим поэта в воспоминаниях его родных, друзей, современников?

3. Каков лирический герой его любовной поэзии? Совпадает ли он с образом, встающим со страниц воспоминаний о поэте?

4. Что является главным в отношении к женщине в стихах поэта в изучаемый вами период?

5. Обратите внимание на язык произведений, на особенности поэтики А.С.Пушкина.

Внеурочные консультации, которые я проводила с каждой группой, позволяли осуществлять контроль, оказывать помощь участникам проекта.

Завершается эта напряжённая работа семинаром, на котором каждая группа защищает свою часть проекта.

1 группа работала с материалами и произведениями , связанными с лицейским и петербургским периодами жизни поэта. Одни знакомили с интересными воспоминаниями лицеистов, преподавателей Лицея. Руководитель группы рассказал нам о том, что с удивлением они прочитали в первой части книги "Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками" отзыв директора Лицея Энгельгардта о юном поэте: "Его сердце холодно и пусто, в нём нет ни любви, ни религии. Нежные юношеские чувства унижены в нём воображением, осквернённым французской литературой". Однако в других воспоминаниях Пушкин предстаёт "молодым повесой", "ветреным плутом", "весёлым пройдохой".

Ребята читают стихи: "Блаженство", "Дориде", "Рассудок и любовь", "Прелестнице" и другие. В них поэт воспевает женские прелести. Но не только это увидели ребята. С увлечением они рассказывают о юношеской любви поэта к Е.Бакуниной, сестре его лицейского товарища, которой он посвятил более десяти стихотворений. Сам Пушкин об этом писал так: "Первая любовь всегда дело чувствительности: чем она глупее, тем больше оставляет по себе воспоминаний".

Группа выпустила бюллетень, в котором отразила сделанные ими выводы. На полях его - сцены из пасторалей.

Выводы группы:

1. В юности Пушкин воспевает внешность женщины, её уста, ланиты, ручки, ножки. Женская красота волнует его. Он мало прислушивается к голосу рассудка.

2. Предметом его воздыханий часто становится не конкретная женщина, а вообще женский образ.

3. Однако, вопреки отзыву директора Лицея Энгельгардта, мы не заметили холодной эротики в стихах Пушкина. Свидетельство тому стихи, посвящённые Е.Бакуниной.

4. Основными чертами любовной лирики тех лет мы назвали бы остроумие, шаловливость, свежесть восприятия пленительного образа женщины. И иронию. Иронию над собой.

5. В стихотворениях этого периода Пушкин часто употребляет образы античной лирики. Много архаизмов.

Бюллетень завершается словами Вигеля, хорошо знавшего Пушкина: "Он умел быть совершенно молод в молодости... наука, которая ныне с каждым годом более забывается".

Выслушав первую группу, говорю: "Многое в юношеских стихах А.С.Пушкина заставляет нас решить, что в дальнейших своих произведениях он не ограничится воспеванием женской красоты. Насколько оправданны наши предположения, мы узнаем, выслушав выступление второй группы.

Вторая группа рассказывает о том, какие испытания выпали на его долю в годы ссылки. Пушкин взрослеет. Тяжело переносит он разлуку с родными, близкими, друзьями. Ему, любившему шумное общество, компанию друзей, трудно жить в глухой провинции. И спасают его оптимизм и любовь. Но любовь не ветреная, быстро проходящая, а та, о которой он скажет:

"Могучей страстью очарован..." Любуясь красотой женщины, Пушкин в то же время ценит в ней ум, образованность.

Идеал женщины в период взросления - прекрасная любовница, интересная собеседница, верный друг. В эти годы поэт пережил несколько увлечений. Ребята рассказывали о стихотворениях, посвящённых Амалии Ризнич, Е.К.Воронцовой, А.П.Керн. Результаты своих наблюдений они отразили в буклете. На страницах буклета портреты поэта и адресатов его любовной лирики, отрывки из стихотворений, им посвящённых.

1. Амалии Ризнич:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю...

2. Е.Воронцовой:

Всё в жертву памяти твоей;
И голос лиры вдохновенной.
И слёзы девы воспалённой,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточённого страданья.

3. Анне Керн:

И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.

Вывод, который делают ребята, таков: стихи этого периода, а особенно "воронцовский" цикл, - свидетельствуют о том, что пишет их не " молодой повеса", а человек, способный на сильное чувство и в силу своего таланта умеющий об этом сказать.

Третья группа посвятила свою работу Н.Н.Гончаровой. Выбрав эпиграфом цитату из стихотворения "Мадонна", они сумели доказать, что вполне закономерно и логично Пушкин пришёл к мысли: "Одной картины я хотел быть вечный зритель". Кроме стихотворений, они прочитали письма Пушкина к жене и, цитируя их, сумели доказать, что Наталья Николаевна удивительно сочетала в себе всё то, что так ценил в женщинах Пушкин. Они вспомнили о романе "Евгений Онегин", где Пушкин воплотил в своей Татьяне идеал подлинной светскости:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней...

Пушкин нашёл и боялся потерять этот высокий аристократизм поведения в своей жене. Ребятам очень понравились слова известного пушкиниста Н.Скатова, и они процитировали их: "Наверное, только так любивший и понимавший красоту первый поэт России должен был получить и получил её первую красавицу". Жена Пушкина, говорили ребята, была и осталась типом русской верной мужу жены от начала и до конца. И после его смерти слово в слово исполняет его волю. Презентация, подготовленная группой, также была посвящена Наталье Николаевне, и назвали её ребята "Моя Мадонна".

Подводя итоги проекта, мы вновь обратились к основополагающему вопросу. Ребята говорили о том, что работа над проектом помогла понять слова поэта:

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.

Во время работы над проектом я наблюдала за ними. Они чувствовали себя исследователями, и небольшие открытия радовали их. И если они за это время приобрели необходимые им компетенции, в том числе и коммуникативные, цели своей я достигла.

Ежегодно мы проводим вечер "Болдинская осень".

Пушкин неисчерпаем, и найти тему для вечера не составляет труда. На этот раз он назывался "Адресаты пушкинской лирики".