Проектная деятельность учащихся на уроках литературы
Конкурентная способность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, от гибкости его мышления. Поэтому одним из основных принципов современной системы образования является компетентностно-ориентированный подход.
За сорок лет работы в школе приходилось применять самые различные технологии: традиционные и инновационные. Широко использую в работе алгоритмы, которые заставляют учеников не заучивать правила, а логически рассуждать при их применении.
В 1985 году была участницей семинара в Воронеже у учителя русского языка и литературы О.И.Любимова, опорные схемы которого использовала в работе. А идеи воронежского учителя были положены в основу опорных схем, составленных уже мною и моими учениками.
В 2004 году на курсах по Intel в ИИУ г. Астрахани познакомилась с методом проектов. Посылая меня на курсы, администрация школы упустила из виду, что я почти не знаю компьютера. До сих пор я благодарна Будниковой З.А., которая оставила меня на курсах. На первом занятии нам было предложено выбрать тему проекта, наметить основополагающий и проблемные вопросы. Для учителя со стажем более 30 лет это не составило труда. Мою работу, в числе немногих, руководитель отметила как правильно выполненную. Из-за плохого знания компьютера мой проект выглядел очень коряво. Но свидетельство мне выдали. Подводя итоги работы на курсах, З.А.Будникова сказала, что самое главное в организации проектной деятельности учащихся - обозначить идею проекта, выделив основные её проблемы, обеспечить грамотное руководство действиями участников проекта, а техническую сторону можно осуществить с помощью учеников, владеющих компьютером.
С тех пор прошло семь лет. За это время разработано и осуществлено несколько проектов. Не так уж и много, но важно не количество. Ведь работа над литературным проектом возможна далеко не в каждом классе.
Класс, в котором собираешься организовать работу над проектом, должен быть готов к этому. Следовательно, работа в этом направлении должна вестись с младших классов. Использование проблемных методов при изучении художественных произведений научит учащихся ставить вопросы, определять в произведении главное и второстепенное, различать такие понятия, как тема и идея, разбираться в идейном замысле автора, видеть его позицию. Немаловажное значение имеет присутствие в классе детей, которые способны, читая, становиться соавторами писателя. К сожалению, таких детей всё меньше.
Ослабление интереса к книге - боль всех, я думаю, моих коллег.
Естественно, одним из важнейших условий успешной работы над проектом является осознание учителем своей роли как руководителя. Основным принципом его работы должно быть " не навязывание учебному процессу хода, противоречащего его природе", а умение, учитывая особенности учащихся класса, определить место каждого из них в данном проекте.
Хочу предложить вниманию коллег один из проектов, разработанных и проведенных в 10 классе. Тема его - "Концепция любви в лирике А.С.Пушкина". Лирика Пушкина изучается в 9 классе. Но, учитывая возрастные особенности ребят, уже имеющих некоторый "сердечный" опыт, и, воспользовавшись тем, что в 10 классе мы возвращаемся к творчеству поэта, предлагаю им вместе поработать над предложенной темой.
Подготавливая класс к восприятию идеи проекта, предлагаю вспомнить строки из "Памятника" А.С.Пушкина и ответить на вопросы:
1. Что ставит себе в заслугу поэт, воздвигший себе "памятник нерукотворный"?
2. О каких "чувствах добрых" говорит поэт?
Ребята говорят о том, что поэзия А.С.Пушкина воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, учит любить Родину, ценить дружбу. А ещё, добавляют они, у поэта много стихов о любви. "Да, любви,- подхватываю я,- а всякий ли умеет любить?
Не в пошлом, а высоком смысле этого слова!"
И вот тут начинается работа над проектом. Вспоминая стихи А.С.Пушкина о любви, известные ребятам с 9 класса, учитель напоминает о том, что написаны они в зрелом возрасте, и предлагает выяснить, всегда ли таким было отношение поэта к любви.
Начинается работа над проектом с формулировки основополагающего вопроса. Он звучит так: "Как изменялась концепция любви в творчестве А.С.Пушкина в течение всей его жизни?". И намечаем три проблемных вопроса:
1. Что привлекало поэта в женщине в юности? Какой была юношеская любовь поэта?
2. Как изменяется его отношение к женщине в годы ссылки?
3. Как окончательно сформировалась его концепция любви в 30-е годы, годы зрелости, когда в жизни поэта произошли значительные события?
Такая постановка вопросов позволяет определить информационное поле, в котором предстоит работать каждой группе. Организую три группы. Слежу, чтобы в каждой группе были твочески мыслящие ученики, способные на " мозговой штурм". В каждой группе, кроме того, ребята, отлично владеющие компьютером. При формировании группы учитываю индивидуальные особенности учеников, чтобы создать условия для сотрудничества, совместного поиска. Если обнаружится несовместимость, может произойти столкновение личностей, и вся работа может пойти насмарку.
На следующем уроке (15 минут) ребята сообщают подобранные ими творческие названия основополагающего и проблемного вопросов. Отбираем наиболее удачные. К основополагающему вопросу:
"Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел:"
К проблемным вопросам:
1. "Любовь беспечную мою воспламенит и успокоит:".
2.
"Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю:"
3. "Одной картины я хотел быть вечный зритель:"
На двух других уроках в течение 15 минут - самостоятельная работа по группам: определяли объём заданий, обсуждали возможные источники информации, выбирали форму защиты своей части проекта. Под руководством учителя был разработан вопросник. Вот некоторые его пункты:
1. Что узнали мы о жизни А.С.Пушкина в изучаемый период?
2. Каким мы видим поэта в воспоминаниях его родных, друзей, современников?
3. Каков лирический герой его любовной поэзии? Совпадает ли он с образом, встающим со страниц воспоминаний о поэте?
4. Что является главным в отношении к женщине в стихах поэта в изучаемый вами период?
5. Обратите внимание на язык произведений, на особенности поэтики А.С.Пушкина.
Внеурочные консультации, которые я проводила с каждой группой, позволяли осуществлять контроль, оказывать помощь участникам проекта.
Завершается эта напряжённая работа семинаром, на котором каждая группа защищает свою часть проекта.
1 группа работала с материалами и произведениями , связанными с лицейским и петербургским периодами жизни поэта. Одни знакомили с интересными воспоминаниями лицеистов, преподавателей Лицея. Руководитель группы рассказал нам о том, что с удивлением они прочитали в первой части книги "Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками" отзыв директора Лицея Энгельгардта о юном поэте: "Его сердце холодно и пусто, в нём нет ни любви, ни религии. Нежные юношеские чувства унижены в нём воображением, осквернённым французской литературой". Однако в других воспоминаниях Пушкин предстаёт "молодым повесой", "ветреным плутом", "весёлым пройдохой".
Ребята читают стихи: "Блаженство", "Дориде", "Рассудок и любовь", "Прелестнице" и другие. В них поэт воспевает женские прелести. Но не только это увидели ребята. С увлечением они рассказывают о юношеской любви поэта к Е.Бакуниной, сестре его лицейского товарища, которой он посвятил более десяти стихотворений. Сам Пушкин об этом писал так: "Первая любовь всегда дело чувствительности: чем она глупее, тем больше оставляет по себе воспоминаний".
Группа выпустила бюллетень, в котором отразила сделанные ими выводы. На полях его - сцены из пасторалей.
Выводы группы:
1. В юности Пушкин воспевает внешность женщины, её уста, ланиты, ручки, ножки. Женская красота волнует его. Он мало прислушивается к голосу рассудка.
2. Предметом его воздыханий часто становится не конкретная женщина, а вообще женский образ.
3. Однако, вопреки отзыву директора Лицея Энгельгардта, мы не заметили холодной эротики в стихах Пушкина. Свидетельство тому стихи, посвящённые Е.Бакуниной.
4. Основными чертами любовной лирики тех лет мы назвали бы остроумие, шаловливость, свежесть восприятия пленительного образа женщины. И иронию. Иронию над собой.
5. В стихотворениях этого периода Пушкин часто употребляет образы античной лирики. Много архаизмов.
Бюллетень завершается словами Вигеля, хорошо знавшего Пушкина: "Он умел быть совершенно молод в молодости... наука, которая ныне с каждым годом более забывается".
Выслушав первую группу, говорю: "Многое в юношеских стихах А.С.Пушкина заставляет нас решить, что в дальнейших своих произведениях он не ограничится воспеванием женской красоты. Насколько оправданны наши предположения, мы узнаем, выслушав выступление второй группы.
Вторая группа рассказывает о том, какие испытания выпали на его долю в годы ссылки. Пушкин взрослеет. Тяжело переносит он разлуку с родными, близкими, друзьями. Ему, любившему шумное общество, компанию друзей, трудно жить в глухой провинции. И спасают его оптимизм и любовь. Но любовь не ветреная, быстро проходящая, а та, о которой он скажет:
"Могучей страстью очарован..." Любуясь красотой женщины, Пушкин в то же время ценит в ней ум, образованность.
Идеал женщины в период взросления - прекрасная любовница, интересная собеседница, верный друг. В эти годы поэт пережил несколько увлечений. Ребята рассказывали о стихотворениях, посвящённых Амалии Ризнич, Е.К.Воронцовой, А.П.Керн. Результаты своих наблюдений они отразили в буклете. На страницах буклета портреты поэта и адресатов его любовной лирики, отрывки из стихотворений, им посвящённых.
1. Амалии Ризнич:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю...
2. Е.Воронцовой:
Всё в жертву памяти твоей;
И голос лиры вдохновенной.
И слёзы девы воспалённой,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточённого страданья.
3. Анне Керн:
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Вывод, который делают ребята, таков: стихи этого периода, а особенно "воронцовский" цикл, - свидетельствуют о том, что пишет их не " молодой повеса", а человек, способный на сильное чувство и в силу своего таланта умеющий об этом сказать.
Третья группа посвятила свою работу Н.Н.Гончаровой. Выбрав эпиграфом цитату из стихотворения "Мадонна", они сумели доказать, что вполне закономерно и логично Пушкин пришёл к мысли: "Одной картины я хотел быть вечный зритель". Кроме стихотворений, они прочитали письма Пушкина к жене и, цитируя их, сумели доказать, что Наталья Николаевна удивительно сочетала в себе всё то, что так ценил в женщинах Пушкин. Они вспомнили о романе "Евгений Онегин", где Пушкин воплотил в своей Татьяне идеал подлинной светскости:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней...
Пушкин нашёл и боялся потерять этот высокий аристократизм поведения в своей жене. Ребятам очень понравились слова известного пушкиниста Н.Скатова, и они процитировали их: "Наверное, только так любивший и понимавший красоту первый поэт России должен был получить и получил её первую красавицу". Жена Пушкина, говорили ребята, была и осталась типом русской верной мужу жены от начала и до конца. И после его смерти слово в слово исполняет его волю. Презентация, подготовленная группой, также была посвящена Наталье Николаевне, и назвали её ребята "Моя Мадонна".
Подводя итоги проекта, мы вновь обратились к основополагающему вопросу. Ребята говорили о том, что работа над проектом помогла понять слова поэта:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
Во время работы над проектом я наблюдала за ними. Они чувствовали себя исследователями, и небольшие открытия радовали их. И если они за это время приобрели необходимые им компетенции, в том числе и коммуникативные, цели своей я достигла.
Ежегодно мы проводим вечер "Болдинская осень".
Пушкин неисчерпаем, и найти тему для вечера не составляет труда. На этот раз он назывался "Адресаты пушкинской лирики".
Конкурентная способность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, от гибкости его мышления. Поэтому одним из основных принципов современной системы образования является компетентностно-ориентированный подход.
За сорок лет работы в школе приходилось применять самые различные технологии: традиционные и инновационные. Широко использую в работе алгоритмы, которые заставляют учеников не заучивать правила, а логически рассуждать при их применении.
В 1985 году была участницей семинара в Воронеже у учителя русского языка и литературы О.И.Любимова, опорные схемы которого использовала в работе. А идеи воронежского учителя были положены в основу опорных схем, составленных уже мною и моими учениками.
В 2004 году на курсах по Intel в ИИУ г. Астрахани познакомилась с методом проектов. Посылая меня на курсы, администрация школы упустила из виду, что я почти не знаю компьютера. До сих пор я благодарна Будниковой З.А., которая оставила меня на курсах. На первом занятии нам было предложено выбрать тему проекта, наметить основополагающий и проблемные вопросы. Для учителя со стажем более 30 лет это не составило труда. Мою работу, в числе немногих, руководитель отметила как правильно выполненную. Из-за плохого знания компьютера мой проект выглядел очень коряво. Но свидетельство мне выдали. Подводя итоги работы на курсах, З.А.Будникова сказала, что самое главное в организации проектной деятельности учащихся - обозначить идею проекта, выделив основные её проблемы, обеспечить грамотное руководство действиями участников проекта, а техническую сторону можно осуществить с помощью учеников, владеющих компьютером.
С тех пор прошло семь лет. За это время разработано и осуществлено несколько проектов. Не так уж и много, но важно не количество. Ведь работа над литературным проектом возможна далеко не в каждом классе.
Класс, в котором собираешься организовать работу над проектом, должен быть готов к этому. Следовательно, работа в этом направлении должна вестись с младших классов. Использование проблемных методов при изучении художественных произведений научит учащихся ставить вопросы, определять в произведении главное и второстепенное, различать такие понятия, как тема и идея, разбираться в идейном замысле автора, видеть его позицию. Немаловажное значение имеет присутствие в классе детей, которые способны, читая, становиться соавторами писателя. К сожалению, таких детей всё меньше.
Ослабление интереса к книге - боль всех, я думаю, моих коллег.
Естественно, одним из важнейших условий успешной работы над проектом является осознание учителем своей роли как руководителя. Основным принципом его работы должно быть " не навязывание учебному процессу хода, противоречащего его природе", а умение, учитывая особенности учащихся класса, определить место каждого из них в данном проекте.
Хочу предложить вниманию коллег один из проектов, разработанных и проведенных в 10 классе. Тема его - "Концепция любви в лирике А.С.Пушкина". Лирика Пушкина изучается в 9 классе. Но, учитывая возрастные особенности ребят, уже имеющих некоторый "сердечный" опыт, и, воспользовавшись тем, что в 10 классе мы возвращаемся к творчеству поэта, предлагаю им вместе поработать над предложенной темой.
Подготавливая класс к восприятию идеи проекта, предлагаю вспомнить строки из "Памятника" А.С.Пушкина и ответить на вопросы:
1. Что ставит себе в заслугу поэт, воздвигший себе "памятник нерукотворный"?
2. О каких "чувствах добрых" говорит поэт?
Ребята говорят о том, что поэзия А.С.Пушкина воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, учит любить Родину, ценить дружбу. А ещё, добавляют они, у поэта много стихов о любви. "Да, любви,- подхватываю я,- а всякий ли умеет любить?
Не в пошлом, а высоком смысле этого слова!"
И вот тут начинается работа над проектом. Вспоминая стихи А.С.Пушкина о любви, известные ребятам с 9 класса, учитель напоминает о том, что написаны они в зрелом возрасте, и предлагает выяснить, всегда ли таким было отношение поэта к любви.
Начинается работа над проектом с формулировки основополагающего вопроса. Он звучит так: "Как изменялась концепция любви в творчестве А.С.Пушкина в течение всей его жизни?". И намечаем три проблемных вопроса:
1. Что привлекало поэта в женщине в юности? Какой была юношеская любовь поэта?
2. Как изменяется его отношение к женщине в годы ссылки?
3. Как окончательно сформировалась его концепция любви в 30-е годы, годы зрелости, когда в жизни поэта произошли значительные события?
Такая постановка вопросов позволяет определить информационное поле, в котором предстоит работать каждой группе. Организую три группы. Слежу, чтобы в каждой группе были твочески мыслящие ученики, способные на " мозговой штурм". В каждой группе, кроме того, ребята, отлично владеющие компьютером. При формировании группы учитываю индивидуальные особенности учеников, чтобы создать условия для сотрудничества, совместного поиска. Если обнаружится несовместимость, может произойти столкновение личностей, и вся работа может пойти насмарку.
На следующем уроке (15 минут) ребята сообщают подобранные ими творческие названия основополагающего и проблемного вопросов. Отбираем наиболее удачные. К основополагающему вопросу:
"Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел:"
К проблемным вопросам:
1. "Любовь беспечную мою воспламенит и успокоит:".
2.
"Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю:"
3. "Одной картины я хотел быть вечный зритель:"
На двух других уроках в течение 15 минут - самостоятельная работа по группам: определяли объём заданий, обсуждали возможные источники информации, выбирали форму защиты своей части проекта. Под руководством учителя был разработан вопросник. Вот некоторые его пункты:
1. Что узнали мы о жизни А.С.Пушкина в изучаемый период?
2. Каким мы видим поэта в воспоминаниях его родных, друзей, современников?
3. Каков лирический герой его любовной поэзии? Совпадает ли он с образом, встающим со страниц воспоминаний о поэте?
4. Что является главным в отношении к женщине в стихах поэта в изучаемый вами период?
5. Обратите внимание на язык произведений, на особенности поэтики А.С.Пушкина.
Внеурочные консультации, которые я проводила с каждой группой, позволяли осуществлять контроль, оказывать помощь участникам проекта.
Завершается эта напряжённая работа семинаром, на котором каждая группа защищает свою часть проекта.
1 группа работала с материалами и произведениями , связанными с лицейским и петербургским периодами жизни поэта. Одни знакомили с интересными воспоминаниями лицеистов, преподавателей Лицея. Руководитель группы рассказал нам о том, что с удивлением они прочитали в первой части книги "Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками" отзыв директора Лицея Энгельгардта о юном поэте: "Его сердце холодно и пусто, в нём нет ни любви, ни религии. Нежные юношеские чувства унижены в нём воображением, осквернённым французской литературой". Однако в других воспоминаниях Пушкин предстаёт "молодым повесой", "ветреным плутом", "весёлым пройдохой".
Ребята читают стихи: "Блаженство", "Дориде", "Рассудок и любовь", "Прелестнице" и другие. В них поэт воспевает женские прелести. Но не только это увидели ребята. С увлечением они рассказывают о юношеской любви поэта к Е.Бакуниной, сестре его лицейского товарища, которой он посвятил более десяти стихотворений. Сам Пушкин об этом писал так: "Первая любовь всегда дело чувствительности: чем она глупее, тем больше оставляет по себе воспоминаний".
Группа выпустила бюллетень, в котором отразила сделанные ими выводы. На полях его - сцены из пасторалей.
Выводы группы:
1. В юности Пушкин воспевает внешность женщины, её уста, ланиты, ручки, ножки. Женская красота волнует его. Он мало прислушивается к голосу рассудка.
2. Предметом его воздыханий часто становится не конкретная женщина, а вообще женский образ.
3. Однако, вопреки отзыву директора Лицея Энгельгардта, мы не заметили холодной эротики в стихах Пушкина. Свидетельство тому стихи, посвящённые Е.Бакуниной.
4. Основными чертами любовной лирики тех лет мы назвали бы остроумие, шаловливость, свежесть восприятия пленительного образа женщины. И иронию. Иронию над собой.
5. В стихотворениях этого периода Пушкин часто употребляет образы античной лирики. Много архаизмов.
Бюллетень завершается словами Вигеля, хорошо знавшего Пушкина: "Он умел быть совершенно молод в молодости... наука, которая ныне с каждым годом более забывается".
Выслушав первую группу, говорю: "Многое в юношеских стихах А.С.Пушкина заставляет нас решить, что в дальнейших своих произведениях он не ограничится воспеванием женской красоты. Насколько оправданны наши предположения, мы узнаем, выслушав выступление второй группы.
Вторая группа рассказывает о том, какие испытания выпали на его долю в годы ссылки. Пушкин взрослеет. Тяжело переносит он разлуку с родными, близкими, друзьями. Ему, любившему шумное общество, компанию друзей, трудно жить в глухой провинции. И спасают его оптимизм и любовь. Но любовь не ветреная, быстро проходящая, а та, о которой он скажет:
"Могучей страстью очарован..." Любуясь красотой женщины, Пушкин в то же время ценит в ней ум, образованность.
Идеал женщины в период взросления - прекрасная любовница, интересная собеседница, верный друг. В эти годы поэт пережил несколько увлечений. Ребята рассказывали о стихотворениях, посвящённых Амалии Ризнич, Е.К.Воронцовой, А.П.Керн. Результаты своих наблюдений они отразили в буклете. На страницах буклета портреты поэта и адресатов его любовной лирики, отрывки из стихотворений, им посвящённых.
1. Амалии Ризнич:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю...
2. Е.Воронцовой:
Всё в жертву памяти твоей;
И голос лиры вдохновенной.
И слёзы девы воспалённой,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточённого страданья.
3. Анне Керн:
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Вывод, который делают ребята, таков: стихи этого периода, а особенно "воронцовский" цикл, - свидетельствуют о том, что пишет их не " молодой повеса", а человек, способный на сильное чувство и в силу своего таланта умеющий об этом сказать.
Третья группа посвятила свою работу Н.Н.Гончаровой. Выбрав эпиграфом цитату из стихотворения "Мадонна", они сумели доказать, что вполне закономерно и логично Пушкин пришёл к мысли: "Одной картины я хотел быть вечный зритель". Кроме стихотворений, они прочитали письма Пушкина к жене и, цитируя их, сумели доказать, что Наталья Николаевна удивительно сочетала в себе всё то, что так ценил в женщинах Пушкин. Они вспомнили о романе "Евгений Онегин", где Пушкин воплотил в своей Татьяне идеал подлинной светскости:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней...
Пушкин нашёл и боялся потерять этот высокий аристократизм поведения в своей жене. Ребятам очень понравились слова известного пушкиниста Н.Скатова, и они процитировали их: "Наверное, только так любивший и понимавший красоту первый поэт России должен был получить и получил её первую красавицу". Жена Пушкина, говорили ребята, была и осталась типом русской верной мужу жены от начала и до конца. И после его смерти слово в слово исполняет его волю. Презентация, подготовленная группой, также была посвящена Наталье Николаевне, и назвали её ребята "Моя Мадонна".
Подводя итоги проекта, мы вновь обратились к основополагающему вопросу. Ребята говорили о том, что работа над проектом помогла понять слова поэта:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
Во время работы над проектом я наблюдала за ними. Они чувствовали себя исследователями, и небольшие открытия радовали их. И если они за это время приобрели необходимые им компетенции, в том числе и коммуникативные, цели своей я достигла.
Ежегодно мы проводим вечер "Болдинская осень".
Пушкин неисчерпаем, и найти тему для вечера не составляет труда. На этот раз он назывался "Адресаты пушкинской лирики".
Конкурентная способность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, от гибкости его мышления. Поэтому одним из основных принципов современной системы образования является компетентностно-ориентированный подход.
За сорок лет работы в школе приходилось применять самые различные технологии: традиционные и инновационные. Широко использую в работе алгоритмы, которые заставляют учеников не заучивать правила, а логически рассуждать при их применении.
В 1985 году была участницей семинара в Воронеже у учителя русского языка и литературы О.И.Любимова, опорные схемы которого использовала в работе. А идеи воронежского учителя были положены в основу опорных схем, составленных уже мною и моими учениками.
В 2004 году на курсах по Intel в ИИУ г. Астрахани познакомилась с методом проектов. Посылая меня на курсы, администрация школы упустила из виду, что я почти не знаю компьютера. До сих пор я благодарна Будниковой З.А., которая оставила меня на курсах. На первом занятии нам было предложено выбрать тему проекта, наметить основополагающий и проблемные вопросы. Для учителя со стажем более 30 лет это не составило труда. Мою работу, в числе немногих, руководитель отметила как правильно выполненную. Из-за плохого знания компьютера мой проект выглядел очень коряво. Но свидетельство мне выдали. Подводя итоги работы на курсах, З.А.Будникова сказала, что самое главное в организации проектной деятельности учащихся - обозначить идею проекта, выделив основные её проблемы, обеспечить грамотное руководство действиями участников проекта, а техническую сторону можно осуществить с помощью учеников, владеющих компьютером.
С тех пор прошло семь лет. За это время разработано и осуществлено несколько проектов. Не так уж и много, но важно не количество. Ведь работа над литературным проектом возможна далеко не в каждом классе.
Класс, в котором собираешься организовать работу над проектом, должен быть готов к этому. Следовательно, работа в этом направлении должна вестись с младших классов. Использование проблемных методов при изучении художественных произведений научит учащихся ставить вопросы, определять в произведении главное и второстепенное, различать такие понятия, как тема и идея, разбираться в идейном замысле автора, видеть его позицию. Немаловажное значение имеет присутствие в классе детей, которые способны, читая, становиться соавторами писателя. К сожалению, таких детей всё меньше.
Ослабление интереса к книге - боль всех, я думаю, моих коллег.
Естественно, одним из важнейших условий успешной работы над проектом является осознание учителем своей роли как руководителя. Основным принципом его работы должно быть " не навязывание учебному процессу хода, противоречащего его природе", а умение, учитывая особенности учащихся класса, определить место каждого из них в данном проекте.
Хочу предложить вниманию коллег один из проектов, разработанных и проведенных в 10 классе. Тема его - "Концепция любви в лирике А.С.Пушкина". Лирика Пушкина изучается в 9 классе. Но, учитывая возрастные особенности ребят, уже имеющих некоторый "сердечный" опыт, и, воспользовавшись тем, что в 10 классе мы возвращаемся к творчеству поэта, предлагаю им вместе поработать над предложенной темой.
Подготавливая класс к восприятию идеи проекта, предлагаю вспомнить строки из "Памятника" А.С.Пушкина и ответить на вопросы:
1. Что ставит себе в заслугу поэт, воздвигший себе "памятник нерукотворный"?
2. О каких "чувствах добрых" говорит поэт?
Ребята говорят о том, что поэзия А.С.Пушкина воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, учит любить Родину, ценить дружбу. А ещё, добавляют они, у поэта много стихов о любви. "Да, любви,- подхватываю я,- а всякий ли умеет любить?
Не в пошлом, а высоком смысле этого слова!"
И вот тут начинается работа над проектом. Вспоминая стихи А.С.Пушкина о любви, известные ребятам с 9 класса, учитель напоминает о том, что написаны они в зрелом возрасте, и предлагает выяснить, всегда ли таким было отношение поэта к любви.
Начинается работа над проектом с формулировки основополагающего вопроса. Он звучит так: "Как изменялась концепция любви в творчестве А.С.Пушкина в течение всей его жизни?". И намечаем три проблемных вопроса:
1. Что привлекало поэта в женщине в юности? Какой была юношеская любовь поэта?
2. Как изменяется его отношение к женщине в годы ссылки?
3. Как окончательно сформировалась его концепция любви в 30-е годы, годы зрелости, когда в жизни поэта произошли значительные события?
Такая постановка вопросов позволяет определить информационное поле, в котором предстоит работать каждой группе. Организую три группы. Слежу, чтобы в каждой группе были твочески мыслящие ученики, способные на " мозговой штурм". В каждой группе, кроме того, ребята, отлично владеющие компьютером. При формировании группы учитываю индивидуальные особенности учеников, чтобы создать условия для сотрудничества, совместного поиска. Если обнаружится несовместимость, может произойти столкновение личностей, и вся работа может пойти насмарку.
На следующем уроке (15 минут) ребята сообщают подобранные ими творческие названия основополагающего и проблемного вопросов. Отбираем наиболее удачные. К основополагающему вопросу:
"Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел:"
К проблемным вопросам:
1. "Любовь беспечную мою воспламенит и успокоит:".
2.
"Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю:"
3. "Одной картины я хотел быть вечный зритель:"
На двух других уроках в течение 15 минут - самостоятельная работа по группам: определяли объём заданий, обсуждали возможные источники информации, выбирали форму защиты своей части проекта. Под руководством учителя был разработан вопросник. Вот некоторые его пункты:
1. Что узнали мы о жизни А.С.Пушкина в изучаемый период?
2. Каким мы видим поэта в воспоминаниях его родных, друзей, современников?
3. Каков лирический герой его любовной поэзии? Совпадает ли он с образом, встающим со страниц воспоминаний о поэте?
4. Что является главным в отношении к женщине в стихах поэта в изучаемый вами период?
5. Обратите внимание на язык произведений, на особенности поэтики А.С.Пушкина.
Внеурочные консультации, которые я проводила с каждой группой, позволяли осуществлять контроль, оказывать помощь участникам проекта.
Завершается эта напряжённая работа семинаром, на котором каждая группа защищает свою часть проекта.
1 группа работала с материалами и произведениями , связанными с лицейским и петербургским периодами жизни поэта. Одни знакомили с интересными воспоминаниями лицеистов, преподавателей Лицея. Руководитель группы рассказал нам о том, что с удивлением они прочитали в первой части книги "Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками" отзыв директора Лицея Энгельгардта о юном поэте: "Его сердце холодно и пусто, в нём нет ни любви, ни религии. Нежные юношеские чувства унижены в нём воображением, осквернённым французской литературой". Однако в других воспоминаниях Пушкин предстаёт "молодым повесой", "ветреным плутом", "весёлым пройдохой".
Ребята читают стихи: "Блаженство", "Дориде", "Рассудок и любовь", "Прелестнице" и другие. В них поэт воспевает женские прелести. Но не только это увидели ребята. С увлечением они рассказывают о юношеской любви поэта к Е.Бакуниной, сестре его лицейского товарища, которой он посвятил более десяти стихотворений. Сам Пушкин об этом писал так: "Первая любовь всегда дело чувствительности: чем она глупее, тем больше оставляет по себе воспоминаний".
Группа выпустила бюллетень, в котором отразила сделанные ими выводы. На полях его - сцены из пасторалей.
Выводы группы:
1. В юности Пушкин воспевает внешность женщины, её уста, ланиты, ручки, ножки. Женская красота волнует его. Он мало прислушивается к голосу рассудка.
2. Предметом его воздыханий часто становится не конкретная женщина, а вообще женский образ.
3. Однако, вопреки отзыву директора Лицея Энгельгардта, мы не заметили холодной эротики в стихах Пушкина. Свидетельство тому стихи, посвящённые Е.Бакуниной.
4. Основными чертами любовной лирики тех лет мы назвали бы остроумие, шаловливость, свежесть восприятия пленительного образа женщины. И иронию. Иронию над собой.
5. В стихотворениях этого периода Пушкин часто употребляет образы античной лирики. Много архаизмов.
Бюллетень завершается словами Вигеля, хорошо знавшего Пушкина: "Он умел быть совершенно молод в молодости... наука, которая ныне с каждым годом более забывается".
Выслушав первую группу, говорю: "Многое в юношеских стихах А.С.Пушкина заставляет нас решить, что в дальнейших своих произведениях он не ограничится воспеванием женской красоты. Насколько оправданны наши предположения, мы узнаем, выслушав выступление второй группы.
Вторая группа рассказывает о том, какие испытания выпали на его долю в годы ссылки. Пушкин взрослеет. Тяжело переносит он разлуку с родными, близкими, друзьями. Ему, любившему шумное общество, компанию друзей, трудно жить в глухой провинции. И спасают его оптимизм и любовь. Но любовь не ветреная, быстро проходящая, а та, о которой он скажет:
"Могучей страстью очарован..." Любуясь красотой женщины, Пушкин в то же время ценит в ней ум, образованность.
Идеал женщины в период взросления - прекрасная любовница, интересная собеседница, верный друг. В эти годы поэт пережил несколько увлечений. Ребята рассказывали о стихотворениях, посвящённых Амалии Ризнич, Е.К.Воронцовой, А.П.Керн. Результаты своих наблюдений они отразили в буклете. На страницах буклета портреты поэта и адресатов его любовной лирики, отрывки из стихотворений, им посвящённых.
1. Амалии Ризнич:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю...
2. Е.Воронцовой:
Всё в жертву памяти твоей;
И голос лиры вдохновенной.
И слёзы девы воспалённой,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточённого страданья.
3. Анне Керн:
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Вывод, который делают ребята, таков: стихи этого периода, а особенно "воронцовский" цикл, - свидетельствуют о том, что пишет их не " молодой повеса", а человек, способный на сильное чувство и в силу своего таланта умеющий об этом сказать.
Третья группа посвятила свою работу Н.Н.Гончаровой. Выбрав эпиграфом цитату из стихотворения "Мадонна", они сумели доказать, что вполне закономерно и логично Пушкин пришёл к мысли: "Одной картины я хотел быть вечный зритель". Кроме стихотворений, они прочитали письма Пушкина к жене и, цитируя их, сумели доказать, что Наталья Николаевна удивительно сочетала в себе всё то, что так ценил в женщинах Пушкин. Они вспомнили о романе "Евгений Онегин", где Пушкин воплотил в своей Татьяне идеал подлинной светскости:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней...
Пушкин нашёл и боялся потерять этот высокий аристократизм поведения в своей жене. Ребятам очень понравились слова известного пушкиниста Н.Скатова, и они процитировали их: "Наверное, только так любивший и понимавший красоту первый поэт России должен был получить и получил её первую красавицу". Жена Пушкина, говорили ребята, была и осталась типом русской верной мужу жены от начала и до конца. И после его смерти слово в слово исполняет его волю. Презентация, подготовленная группой, также была посвящена Наталье Николаевне, и назвали её ребята "Моя Мадонна".
Подводя итоги проекта, мы вновь обратились к основополагающему вопросу. Ребята говорили о том, что работа над проектом помогла понять слова поэта:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
Во время работы над проектом я наблюдала за ними. Они чувствовали себя исследователями, и небольшие открытия радовали их. И если они за это время приобрели необходимые им компетенции, в том числе и коммуникативные, цели своей я достигла.
Ежегодно мы проводим вечер "Болдинская осень".
Пушкин неисчерпаем, и найти тему для вечера не составляет труда. На этот раз он назывался "Адресаты пушкинской лирики".