Описание материала: урок основан на рассказах о животных Сетона-Томпсона и биологических сведениях о волке, лисице, медведе и голубе.
Цели урока:
- Знакомство с личностью и творчеством натуралиста, художника и писателя Э. Сетона-Томпсона;
- Знакомство с литературным жанром – зоорассказ;
- Развитие умения наблюдать за жизнью животных, умение отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- Воспитание интереса к жизни животных;
- Расширение кругозора учащихся.
Подготовительный этап: учащиеся читают рассказы Сетона-Томпсона «Лобо», «Медвежонок Джонни», «Домино» и «Арно»; готовят сообщения о жизни волка и лиса в дикой природе, о многообразии подвидов медведей и о разведении человеком голубей.
Учащиеся рассаживаются по группам.
Оборудование: портрет Сетона-Томпсона, выставка его книг, выставка журналов «NATIONAIL GEOGRAHIC. Юный путешественник», компьютерные презентации, подготовленные учениками о волке, медведе, лисе и голубе.
Ход урока
Слово учителя литературы: Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон издал первый сборник своих рассказов в 1898 году. Сборник назывался «Животные, которых я знал». Этот сборник имел огромный успех и за короткое время вышел в нескольких изданиях. Книга открыла тогдашним читателям новый, совсем неведомый им мир. Многие люди того времени, даже ученые, считали, что животный мир существует сам по себе и никак не связан с миром человека. Людям казалась оскорбительной сама мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. А героями литературных произведений животные становились лишь в сказках и баснях. Сетон-Томпсон был первый писатель, сделавший настоящих птиц и зверей героями своих произведений. Изучению этих героев он посвятил свою жизнь. Сетон-Томпсон хорошо знал их, понимал и очень любил. И сегодня вы, наши юные читатели и натуралисты, пройдете «по следам Сетона –Томпсона», познакомитесь с его героями, исследуете жизнь волка, лиса, медведя и голубя.
Слово работника библиотечного центра с обзором книжной выставки, демонстрации журналов о животных, краткий рассказ о жизни Сетона- Томпсона, с чтением отрывков из его книги «Моя жизнь».
Слово учителя биологии: Очень часто люди думают о животных как о существах, не умеющих чувствовать, переживать, не способных проявлять заботу или самоотверженность. Книги Сетона-Томпсона помогают преодолеть подобные взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение.
Разминка.
Знаете ли вы, что Сетон-Томпсон сам рисовал иллюстрации к своим произведениям.
Это были скорее не иллюстрации художника, а наброски натуралиста на полях своего дневника наблюдений. Эти рисунки передают не только внешний вид зверя или птицы, но и их характер, настроение и всегда - отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора. Именно эти рисунки предлагаются вашему вниманию, рассмотрите их и определите, к какому произведению они относятся.
I этап – рассказ «Лобо».
1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы, опираясь на текст произведения, зачитывая отрывки:
- чем был знаменит этот волк?
- как удалось его поймать?
- отчего, по-вашему, он умер?
2. Ученики рассказывают о жизни волка в дикой природе и о способах его охоты. Отвечают на вопросы учителя биологии:
- какой образ жизни ведут волки?
- как устроена волчья стая?
- как охотятся волки?
3. Вывод учителя биологии: Не случайно за волками закрепилась слава жестоких хищников, умных и жадных. Однако это не означает, что они не способны на трогательную заботу и самоотверженность.
II этап – повесть «Домино».
Знаете ли вы, что птицы и звери волновали Сетона-Томпсона еще в детстве. Как то в магазине он увидел книгу «Птицы Канады» и решил ее купить во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар. Чтобы собрать эти деньги Эрнест чистил клетки кроликов, собирал насекомых для коллекции одной англичанки, целый месяц рубил дрова, зарабатывая недостающие 25 центов. И вот желанная книга в руках.
1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:
- какой зверек является главным героем произведения?
- почему его зовут Домино?
- что стало верным другом Домино в минуту опасности?
- кто был заклятым врагом Домино?
- какую роль в судьбе лиса сыграла Гекла?
- как Домино удалось спастись?
2. Ученики рассказывают о жизни лиса в дикой природе с момента рождения до старости.
Отвечают на вопросы учителя биологии:
- объясните, почему в народных сказках лис, лиса – хитрый и ловкий обманщик?
- что в повадках лиса подтверждает данную репутацию?
- как устроена нора у лис?
- как лисы занимаются воспитанием лисят?
3. Вывод учителя биологии: Смекалка, сообразительность и хитрость реальных лис замечены различными народами и легли в основу сказок, легенд и мифов.
Разминка.
У Сетона-Томпсона есть свой природный календарь. Январь у него – «Снежный», февраль – «Голодный», март – «Вороний», июль – «Месяц высоких трав», сентябрь – «Месяц красных листьев». .. Ученикам предлагается придумать по цепочке названия недостающих месяцев.
III этап – рассказ «Медвежонок Джонни».
Знаете ли вы, что Сетоном Томпсоном написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды – золотой медали «Элиот».
1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:
- где жил Джонни?
- каким было прозвище его матери?
- где проще всего можно было «пообщаться» с медведями?
- каким был Джонни по характеру?
- кто стал для него приемной матерью»?
- как закончилась история этого медвежонка?
2. Ученики рассказывают о медведях гризли, о многообразии видов медведей. Отвечают на вопросы учителя биологии:
- почему большинство медведей на зиму укладываются спать в берлогу?
- кто такой медведь-шатун? Чем он опасен?
- расскажите о белых и бурых медведях?
- чем от них отличаются панды
3. Вывод учителя биологии: Медведь – один из самых крупных наземных хищников. Медведи сильные и опасные, но агрессивность проявляют только в редких случаях, защищаясь сами или защищая своих медвежат.
IV этап – рассказ «Арно».
Знаете ли вы, что стараясь остановить бессмысленное и бесцельное истребление диких животных, Сетон-Томпсон организовал в Канаде «Лигу лесоведения». Эта организация ставила своей целью изучение родной природы и охрану животных. «Я убежден, что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям», – так говорил Сетон-Томпсон.
1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:
- чем возвратный голубь отличается от обычного?
- как отмечают достижения возвратных голубей?
- как Арно сумел спасти пароход?
- как голубь попал в плен? Сколько времени он пробыл в плену?
- что случилось с Арно около дома?
2. Ученики рассказывают о породах голубей, о причинах разведения человеком голубей и об их необыкновенных способностях.
Ученики отвечают на вопросы учителя биологии:
- что такое экстраполяция?
- что помогает птицам ориентироваться в полете?
- способны ли другие животные к предвидениям, предчувствиям?
3. Вывод учителя биологии: Экстрасенсорными способностями обладают не только животные, но и некоторые люди. Но то, что для многих животных – обычное явление, для человека – «дар, отпущенный природой».
Разминка.
Ученикам предлагаются рисунки с изображением следов различных животных и человека. Учащиеся должны определить, кому принадлежат данные следы, и соотнести этих животных с героями произведений Сетона-Томпсона.
Завершить урок можно словами другого знаменитого писателя, большого друга животных – Д. Даррелла. «Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садоводства. С пренебрежением отнесясь к нашему саду, мы готовим себе в недалеком будущем мировую катастрофу, наподобие атомной войны, причем делаем это с благодушным самодовольством малолетнего идиота, стригущего ножницами картину великого художника. Из года в год повсеместно мы создаем пылевые пустыни и поощряем эрозию, сводя леса на нет и подвергая луга чересчур интенсивному выпасу, загрязняем промышленными отходами воздух и воду. Мы настолько оторвались от природы, что возомнили себя богами. Такое мировоззрение ни когда не приносило добра. В отличие от нас животные не властны над своим будущим. У них нет членов парламента, которых они могли бы засыпать жалобами, они не могут объявить забастовку и потребовать лучших условий. Их будущее, само их существование – в наших руках».