Цели:
- обучающая - познакомить ребят с творчеством писателя Анатолия Алексина
- воспитательная - открыть для ребят сложный мир взрослых, научить чувству ответственности за совершаемые ими поступки, научить толерантному, уважительному отношению к другим людям,
- развивающая - заинтересовать ребят изучением психологии человека, развитию человеческих талантов, в том числе - нравственного.
Задачи:
- повторить особенности рассказа и повести как прозаических жанров
- проанализировать сюжет и композицию произведения
- познакомиться с понятиями "эгоизм" и "альтруизм"
- научиться коллективно работать над решением проблемы
Оборудование: ПК, интерактивная доска, тексты, бланки для писем героине, таблички для записи качеств героев произведения, маршрутные листы для Оли, словарики с литературоведческими терминами, презентация PowerPoint 2003
Ход занятия
Индуктор - 2 минуты
На доске (1 слайд) слово "безумный"
ребята должны составить словосочетания с этим словом и подумать, в каких случаях слово употребляется в прямом значении, а каких - в переносном.
На доске (2 слайд) египетская пословица : "Мудрость наполовину состоит из безумия, а безумие из мудрости. Никто не знает, где заканчивается мудрость и начинается безумие".
- Почему египтяне придумали такую пословицу?
Само-конструкция - 5 минут
Сколько времени проходит от начала до конца произведения?
А какие события произошли с героями за это время?
Посмотрите, пожалуйста, на определение рассказа (слайд 3) и повести (слайд 4) и определите жанр произведения.
Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.
Повесть - прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. Сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в произведении. Естественное течение жизни, как бы лишенное авторского замысла - специфическая особенность повести.
Социо-конструкция - 5 минут
Ребятам предлагается вспомнить положительные и отрицательные качества героев повести, события, связанные с проявлением этих качеств, отношения героев друг с другом.
Герои | Отец и мать Оли | Евдокия Савельевна | Люся | Боря | Митя Калягин | Оля |
Положительные качества | ||||||
Отрицательные качества |
В этот момент и происходит разрыв между нравственным опытом до мастерской и после.
Ребята получают маршрутные листы для Оли и заполняют их по этапам. (слайд 5) - 10 минут
1. Как Оля должна была относиться к своим родителям?
2. Как Оля должна была относиться к своим друзьям?
3. Как Оля должна была относиться к своей учительнице?
Социализация - 5 минут
Рефлексия - 10 минут
Каждый пишет письмо Оле, пытаясь поддержать ее и посоветовать, как быть дальше
(слайд 6)
Дети пишут письма на специальных бланках, пишут под музыку, звучит песня Гладкова "Дорогою добра", их работы во многом похожи, но для меня было важно, что они поддерживают героиню, а не осуждают ее. А особенно порадовало письмо, написанное Евдокии Савельевне, письмо с просьбой не бросать героиню в беде, со словами поддержки и понимания в адрес учителя.