Особенности изображения природы в стихотворении Ф.И. Тютчева "Неохотно и несмело…". Урок-исследование в 6-м классе

Разделы: Литература


Эпиграф урока:

Не то, что мните вы, природа...
В ней есть душа, в ней есть свобода.

Ф. И. Тютчев

Цели:

  • образовательная: помочь вызвать зрительные образы, проанализировав стихи «Весенняя гроза»,«Неохотно и несмело…», понять настроение, чувства поэта;
  • развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;
  • воспитывающая: прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.

Методические приёмы: «линии сравнения», анализ (греч.) – «разложение, расчленение», разбор, рассмотрение чего-либо.

Тип урока: урок формирование новых знаний

Вид: урок-исследование

Используемые учебники и учебные пособия: толковый словарь русского языка И.С.Ожегова,  листы с текстами (стихи Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…»), таблица «Линия сравнения».

Оборудование:  компьютер, учебники, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент. Вступление

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы не виделись несколько дней из-за погодных условий. Но, как говорится:«У природы нет плохой погоды». А в наших силах повернуть время вспять, для этого надо только вспомнить о теплых солнечных днях.

2. Актуализация

2.1. Работа по включению ассоциативного мышления

2.2. Прослушивание аудиозаписи и просмотр  фото-слайдов о природе. 

– При просмотре  слайдов (Приложение 1, слайды 1-12) обратите внимание на свои ощущения.
– Расскажите о том, что вы услышали и что  почувствовали?
– Скажите, о чем будет идти речь на уроке?
– Сегодня на уроке мы будем говорить о грозе.
– Откройте тетради, запишите дату.
– С чем у вас ассоциируется слово «гроза»?
– Гроза у меня ассоциируется с тревогой.
– Гроза – явление природы.
– Во время грозы я испытываю страх. 
– А вам приходилось попадать в такую ситуацию? Вспомните  день, когда это случилось? Место, где Вы находились? Чувство, которое  испытывали в те минуты и которое не забылось до сих пор? Поделитесь воспоминание в 2-3 предложениях.
– Обратимся к толковому  словарю  Ожегова, где слово «гроза» имеет следующее значение: «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие» (Приложение 1, слайд 13)
(Учащиеся  записывают  в тетрадь).
– Скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что прочитали? (Приложение 1, слайд 14)

Вывод 1: Слово «гроза» у нас ассоциируется  со страхом, бедой, тревогой.

– Вспомните, какие произведения вы изучали о грозе?
– Мы изучали стихотворение «Весенняя гроза».
– Кто является автором этого стихотворения?
– Стихотворение «Весенняя гроза» написал Ф.И.Тютчев.

3. Объявление темы и постановка  целей урока

– Ф.И.Тютчев вошел в русскую литературу прежде всего как певец природы. Природа   являлась  для него источником впечатлений и раздумий.
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Ф.И.Тютчева стихотворением «Неохотно и несмело».
Постараемся мысленно «увидеть» и «услышать», «ощутить» то, что описывал автор. (Приложение 1, слайд 15)
– Но сначала  обратимся к эпиграфу урока. (Выразительное чтение учителем) (Приложение 1, слайд 17)

Не то, что мните вы, природа...
В ней есть душа, в ней есть свобода.

– Какие ключевые слова можно выделить?
– Мните, природа, душа, свобода.
– Как вы понимаете это выражение?
– Природа свободна.
– У природы есть душа.
– Природа живая.

4. Словарная  работа (Приложение 1, слайд 18)

Объясните значение выделенных вами слов. В словаре И.С.Ожегова мы найдем такое толкование: 
Мните (устар.) – думаете, полагаете
Душа – внутренний, психический  мир человека
Свобода – отсутствие ограничений, стеснений в чем-нибудь
– Какова основная мысль эпиграфа?
– Природа – живое существо, она свободна, у нее есть душа.
– Тютчев изображает природу не со стороны, ни как наблюдатель или фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у поэта живое, одухотворенное существо.
– В этом мы убедимся, сравнив два стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело» и «Весенняя гроза».

5. Лабораторная работа (Приложение 1, слайд 20)

5.1. Выразительное чтение стихотворения «Весенняя гроза» учителем.

– Какое настроение в природе передано в  стихотворении? Каким образом поэт живописует образ русской природы? В каких словах выражена основная мысль стихотворения?

(При анализе стихотворений учащиеся заполняют таблицу «Линия сравнения»)

5.2. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».

– Для этого удивительного поэта нет секретов, он свободно разбирается в тайнах природы. Попытаемся и мы, вслед за Тютчевым, увидеть неповторимость окружающего мира.
(Напротив каждой строфы  стихотворения  дети рисуют смайлики настроения).

Чтение  стихотворения  1 строфа (читает ученик)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...

– Какие эпитеты использует автор?
 «В небе голубом», «весенний», «первый»...
– Какие сравнения увидели?
– «Как бы, резвяся и играя»
– При помощи каких слов Тютчев олицетворяет грозу?
–  Резвяся, играя.
– Какой характер грозы передают эти слова?
– Передают молодой и веселый характер грозы.
– Какое настроение лирического героя?
– Чувство радости, наслаждение наступившей весной.
– Вспомним, какие  художественные средства использованы автором? (Приложение 1, слайды 21-23)

Сравнениеизображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Эпитет образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.
Олицетворениепридание неживому предмету свойств живого существа.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета  или явления другому, скрытое  сравнение.

Чтение 2  строфы

– Прочитаем вторую строфу стихотворения.
– С помощью какого приема передаются раскаты  грома?
– Аллитерации –  употреблением звука [р] почти в каждом слове строки.
– Отметим наиболее показательные в этом отношении строки.
– Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты.
– Какие метафоры помогают поэту изобразить  природу?
– Метафоры: капли – «перлы»; струи дождя – «нити золотые».
– Использование слова возвышенной лексики «перлы» вместо «жемчужины» придает метафоре особую поэтическую окраску.
 (Запись в тетрадь) Перлы (высок.)жемчуг.

Послушаем 3 строфу.
– Какое  настроение в природе рисует поэт? С помощью какого приема это достигается?
– Всеобщая радость.
– Олицетворения: «бежит поток», «шум вторит».
Прочитаем 4 строфу. (Приложение 1, слайд с иллюстрацией богини ГЕБЫ)
– Кто такая Геба?
– Богиня юности, символ продолжения жизни. (Запись в тетрадь).
– Кто такие боги? Какая особенность у богов? Почему Тютчев употребил именно эту богиню? Подумайте.
– Геба символ  весны, возрождения, радуясь, смеясь, проливает на Землю благодатный напиток жизни – «перлы дождевые», и земля воскресает, обновляется.
– Олимпийские боги бессмертны, а, значит, Геба будет вечно лить свой «громокипящий кубок».
Вечно будет приходить весна и радовать мир своей красотой.    
– Какую  грозу вы мысленно «видите» в этом стихотворении?  (Словесное описание).
– Посчитайте,  каких смайликов веселых или грустных у вас преобладает в этом стихотворении?
Какой можем сделать вывод о весенней грозе?

Вывод: Весенняя гроза  не  страшит и не пугает. В природе чувствуется радость. Богиня Геба и громокипящий кубок (первая гроза) – символ обновления жизни.  Художественные средства, использованные поэтом, одушевляют природу, передают миг гармонии между землей и небом.

– Ф.И.Тютчев обладал уникальной способностью изображать природу  не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души... После    южной природы Германии и Италии, где Тютчев прожил 22 г., поэт  словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано  6 июня 1849 года по дороге в  село Овстуг, имение, куда он иногда приезжал.

5.3. Выразительное чтение стихотворения «Неохотно и несмело»учителем.

– Какие чувства испытывает поэт, наблюдая поединок в природе?

5.4. Анализ стихотворения.

5.5. Словарная  работа (толкование слов, написанных на доске).

– Как вы понимаете значение следующих слов: «нива», «окаймить», «смятение», «сиянье». (Приложение 1, слайд 26)

Толковый словарь Ожегова

Нива – обработанное поле, пашня, посевы
Окаймить (кайма) – очертить
Смятенье – смущение, переход в беспорядочное состояние, тревога…
Сияние – ярко блистать, светить лучами, радоваться, веселиться, праздновать.

5.6. Беседа с классом.

– И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.
– Какую картину рисует поэт?
– Приближение грозы.
– Как Ф. И. Тютчев изображает в стихотворении приближение грозы?
– Принахмурилась земля, потускнело солнце, теплые порывы ветра, дальний гром.
– В какое время года мы застаём мир тютчевского стихотворения?
– Это начало лета.
– Что помогает нам понять это?
– Летит пыль, зеленые нивы.
– Какие картины можно нарисовать к каждому четверостишию?
– В первом четверостишии плывут тучи и прячут за собой солнце, поэтому земля принахмурилась. Теплый ветер несет с собой запах дождя.
– Во втором четверостишии яркая молния освещает своим блеском поля.
– В третьем четверостишии мы уже слышим не далекие раскаты грома, а уже здесь.
– В последней строфе слова солнце и сияние поднимают настроение. И страх перед грозой уже не чувствуется.  
– акими словами передает он изменения в природе?
– Принахмурилась, прогремело,  порывы ветра, тучи, гроза, струя молнии, раскаты.
– Какие  художественные приёмы позволяет зримо представить эту картину?
Олицетворения «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит».
Какова роль олицетворений?
– Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека.
Метафоры «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула».
Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий».
– В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой? Отметим наиболее показательные в этом отношении строки.

Ветр а тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...

И р аскаты гр омовые
Всё сердитей и смелей.

Обратимся ко  2 строфе стихотворения.

– Какая часть речи в ней отсутствует? Что помогают ощутить?
– Глаголы. Они создают ощущение ожидания.
– Как вы понимаете строки: «И в смятенье потонула вся смятенная земля»? Что значит «смятенная»? Подберите к этому слову синонимы. Что их роднит? Чем они отличаются друг от друга?
– Какие смайлики были у вас вначале стихотворения и какие в конце?
– В начале стихотворения были грустные, а в конце – веселые.
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
– Грустное, печальное.
– Как передаются в стихотворении ощущения, настроение?
– От неуверенности, смятения до радости.
– Похожи ли эти стихотворения, описывающие одно природное явление?
– Нет, в 1 стихотворении весна веселая, молодая, во втором –  летняя, взрослая, серьезная.
– Какой изображается природа в них?
– Живой, одухотворённой.
– Мы рассмотрели две грозы Тютчева. Как связан с ними эпиграф нашего урока?
– В стихотворениях гроза одушевленная, т.е. у нее есть душа.
– Какая у них душа? Характер? Какую Грозу  вы мысленно видите? Опишите ее. Облачите душу Грозы в телесную оболочку.
– Какую из данных изображений выберите для весенней и для летней грозы? Объясните свой выбор? (Приложение 1, слайд 27)
– Чем вы объясните, что поэт так часто обращается к этой стихии?
– В своих стихах он выражает восторг, восхищение грозой.
– Что хотел сказать своими стихотворениями поэт читателю?
– Порой человек любуется ею, порой страшится. Но важно то, что поэт не считает человека «царём природы».

– Стихотворения Ф.И.Тютчева о его способности тонко воспринимать красоту природы, которые некоторые не замечают, об умении поэта рассказать о своем восхищении прекрасными мгновениями жизни, о чуде мироздания, дарующего нам жизнь.

6. Рефлексия

– Напишите несколько предложений о том, какую вы теперь увидели грозу? Оцените свою работу в графе «Самооценка»

7. Домашнее задание

Домашнее задание дается на выбор учащихся:

1. Создать свой текст «Моя гроза», используя художественные средства выразительности.
2. Создать презентацию одного слова (представьте, что вы летний цветок, ожидающий живительного дождя).

Оценить работу учащихся на уроке. Выставить отметки.

– Спасибо, ребята, за работу.

Приложение 2