На протяжении вот уже более чем двух столетий программному изучению литературы в школе сопутствует внеклассная работа, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства, неизменно оставаясь важным каналом освоения литературы.
Прежде всего, внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений - читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками.
Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в роли актёра, художника, экскурсовода: Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа - явление чисто стихийное.
Можно сухо перечислять всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсия, литературный вечер:Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и каким образом приведём в действие. Фактором развития может быть лишь системное воздействие".
Между тем в реальной школьной практике внеклассная работа нередко сводится к эпизодическим массовым "мероприятиям" юбилейного характера, к просмотру экранизации либо знакомству с музейной экспозицией, т.е. наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправданная диспропорциональность отдельных видов и форм внеклассной работы.
На определённом этапе педагогической деятельности и я пришла к осознанию эпизодичности обращения к внеклассной работе и необходимости решения следующих вопросов: Как же в многообразии видов и форм внеурочной деятельности обнаружить внутреннее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его неугасающим?
В конечном счёте урок и внеклассная работа должны вырасти в строгую, целостную и единую систему. Поэтому я видела свою задачу в разработке таких моделей уроков и внеклассных занятий, когда школьнику радостен был бы прежде всего сам процесс интеллектуального общения.
Одним из основных тезисов, прочно бытующих в сознании учителя, является тезис о логическом продолжении урока во внеклассной работе по предмету. Опыт показывает, что внеклассные занятия могут вклиниваться в систему уроков. Для этого совсем необязательно разрушать классическую систему и структуру урока, достаточно вносить в неё определённые коррективы. Иногда возможны такие формы урока, которые на первый взгляд более свойственны по характеру внеклассным занятиям (игра, конференция, викторина, инсценировка:)
Введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Игра принципиально меняет обстановку на уроке, его нравственный климат, способствует неформальному, раскованному, свободному общению учеников и учителя в учебном процессе. А самое главное - ролевые игры дают возможность преодолеть укоренившийся стереотип урока, изменить привычные способы общения, создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения, усвоения его идейно-нравственного содержания.
Игры- соревнования, не требующие вхождения в роль, я применяю на уроке литературы для проверки и актуализации знаний учеников. Опрос, проводимый в виде викторины, конкурса "знатоков", экзамена гораздо интереснее школьникам, чем обычный опрос. Дети учатся отстаивать своё мнение, использовать полученные знания.
Все учебные предметы могут развивать творческий потенциал подрастающего человека. Но в том и заключается одна из самых "обаятельных" сторон работы на уроке литературы, что здесь открывается безбрежное поле творчества и для учителя, и для ребят.
Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть, что творчество учителя, его поиск обновления содержания и методики литературного образования имеют важнейшее значение для повышения эффективности преподавания литературы.
Известно, что нормальное учение есть учение с интересом. Скука на уроках - один из барьеров на пути к гармоничному учебно-воспитательному процессу. Преодоление его является важным условием совершенствования преподавания. А пути преподавания - активная внеклассная работа или привнесение её элементов в урок.
Это необходимо для воспитания творческой личности. И дело здесь не столько в непосредственной тренировке способностей учащихся, вдумчивого отношения к действительности, выработанного в атмосфере всеобщего творчества. Ученик постоянно должен видеть перед собой пример такого отношения к делу своих наставников, тогда он сам всё время учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.
Я предлагаю викторину по творчеству Л.Н.Толстого, но не в виде унылого перечня вопросов и фронтального опроса, а игру. На таких уроках равнодушных и пассивных нет.
Цели:
- формировать умение самостоятельно добывать знания, стимулировать работу с дополнительной литературой;
- развивать монологическую речь учащихся, умение обобщать и систематизировать изученный материал
- воспитывать чувство товарищества, взаимной ответственности, любви к творчеству Л. Н. Толстого.
Оформление доски:
- Портрет Л. Н. Толстого
- Эпиграф: Не зная Толстого, нельзя считать себя
культурным человеком:
М. Горький - Сектора:
Ход игры
1. Вступительное слово учителя.
Толстой - это целый мир, а познание мира бесконечно. Это процесс непрерывных открытий, которые вам ещё предстоят. Но хочется верить, что первый шаг в мир Толстого мы сделали вместе на уроках литературы.
У нас - игра-викторина. Во всякой игре присутствует элемент удачи. Вот и сегодня какой-то из команд повезёт - она вытянет "счастливый билетик", по которому получит 2 балла, не отвечая на вопрос. Кому-то, напротив, выпадет "пропуск хода". Но определят победителя, конечно, не эти обстоятельства. Главное, насколько серьёзно вы относились к подготовке к урокам и к игре.
2. Условия игры:
а) правильный полный ответ - 2 б.
б) неполный, дополнение к ответу противников - 1 б.
в) вопрос повышенной сложности - 3 б.
- фишки игрокам:
- красная - полный ответ
- синяя - неполный ответ
- жёлтая - дополнение
3. Игра.
Команды поочерёдно открывают любой билет из любого сектора. (Рекомендуется сделать билеты каждого сектора из картона разного цвета. На внутренней стороне записывается вопрос и количество баллов за него, на внешней - номер вопроса). Ассистент сразу записывает результат на доску. Ещё 2 ассистента в ходе игры раздают фишки игрокам.
Вопросы в секторах:( Количество вопросов и их содержание может быть любым, по усмотрению учителя)
"После бала"
- Почему в 900-е г.г. Толстой обращается к событиям далёкого прошлого? - 2 б.
- Пропуск хода. - 0 б.
- Есть ли разница между позицией автора и героя- рассказчика? В чём она заключается? -2
- Дать определение композиции. Какой вид композиции использует автор и почему? 2 б.
- Жизненные источники рассказа? 2 б.
- Вопрос внимательному читателю: Фероньерка - это что? И к кому из героев рассказа она имеет отношение? - 2 б.
Биография
- Родословная Л. Н. Толстого. - 3 б.
- Игра в "муравейных братьев" - 2 б.
- Кроме писательства, чем ещё очень серьёзно занимался Толстой в Ясной Поляне? - 3 б.
- Какое место в жизни Толстого занимал спорт? - 3 б.
- Каковы причины ухода Толстого из Ясной Поляны на склоне лет? Как он окончил свой жизненный путь? - 3 б.
- Первое опубликованное произведение Льва Николаевича? - 2 б.
- Пропуск хода.
- Даты жизни Л. Н. Толстого
"Хаджи-Мурат"
- Задать вопрос команде-противнику по содержанию повести. - 2 б.
- История написания и опубликования повести. -2 б.
- Отрывок из повести - наизусть. -3 б. (домашнее задание)
- Как создаёт Толстой поэтический ореол вокруг своего героя? - 3 б.
- Счастливый билетик! -2 б.
- В знак того, что они теперь кунаки, Хаджи-Мурат и князь обменялись подарками. Чем? При каких обстоятельствах? - 2 б.
- Чем был связан Хаджи - Мурат? Почему не мог сразу выступить на стороне русских против Шамиля? - 2 б.
- Какой "дефект" был во внешности Хаджи-Мурата? Как он его приобрёл? 2 б.
- Какое обстоятельство помешало Хаджи - Мурату и его нукерам уйти от погони? - 2 б.
- Как связана судьба Толстого с Кавказом? -3 б.
4. Музыкально-поэтическая пауза (пока подводятся итоги)
Наш разговор о Толстом будет неполным, если мы не попытаемся хотя бы чуточку прикоснуться к его собственному духовному миру; не постараемся понять, чем ещё, кроме литературы, он жил, откуда черпал жизненные и творческие силы. С юных лет Лев Николаевич страстно любил музыку. Он говорил: "Музыка очень трогает меня. До слёз - сердце сжимает". Самым любимым композитором его был Шопен. Его произведения служили для писателя художественной нормой и образцом.
Ценил Толстой и настоящую поэзию, хотя был очень строг в оценках. Он считал, что нужно учиться стихам у Тютчева, Пушкина. Я предлагаю послушать любимую музыку и стихотворение Толстого.
(Звучит вальс Шопена, на фоне которого ученик читает "Селентиум" Ф. Тютчева.)
5. Подведение итогов. Награждение (грамоты)