Описание материала: данный урок основан на материалах киевских и новгородских былин.
Цели: воспитать культуру читательского восприятия, сформировать художественный вкус, обобщить знания учащихся о данном фольклорном жанре, вспомнить характерные особенности богатырей, развить навык декламационного чтения.
Подготовительный этап: чтение былин учащимися, разделение учеников на три группы, подготовка карточек с заданием.
Оформление: книжная выставка, репродукции картин Васнецова и Репина или слайд-ряд (прилагается), музыкальные отрывки из произведений Бородина и Мусоргского.
Ход урока
I. Вступление.
Учащиеся слушают отрывок из симфонии №2 Бородина. Размышляют над тем, почему данная симфония названа «Богатырской». Учитель читает былину «Рождение богатыря».
II. Перекличка.
Учитель читает отрывки из русских былин, ученики отгадывают имена богатырей.
Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
«Ох ты гой еси, родимый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую».
Илья Муромец.
Он вставал по утречку ранешенько,
Умывался да он белешенько,
Снаряжался он хорошенько,
Да идет на конюшню на стоялую.
А берет в руки узду да тесмяную,
А берет он дедушкова да ведь добра коня,
Он поил коня питьем медвяныим,
Он кормил пшенной да белояровой,
Седлал коня в седлышко черкасское,
Все подтягивал 12 подпругов.
Чтобы добрый конь с-под седла не выскочил,
Добро молодца в чистом поле не вырутил.
Добрыня Никитич.
Во славном было городе во Ростове,
У того попа Ростовского,
Едино было чадо милое,
Удал добрый молодец на возрасте.
И стал добрый молодец конем владеть,
И стал добрый молодец мечом владеть.
Приходит молодец ко своему родителю,
К тому попу Ростовскому,
И падает ему во резвы ноги
И просит у него благословеньица
Ехать да во чисто поле во раздольице,
К тому ли ко синю морю,
На тихи заводи –
Стрелять гусей, белых лебедей,
Перистых пушистых серых утицей.
Алеша Попович.
III. Разминка.
Вопросы учителя: Чем занимались богатыри? В чем видели свое основное предназначение? Давайте соберем наших богатырей в дорогу, вспомнив постоянные эпитеты из былин.
- Доспехи крепкие, богатырские
- Копье бурзамецкое, вострое
- Лук тугой, разрывчатый
- Стрела каленая
- Палица булатная, тяжелая
- Конь добрый, богатырский
- Уздечка тесмяная
- Седло черкесское
- Стремя булатное.
А теперь в путь! Биться с врагами земли русской или охранять границы государства на Богатырской заставе.
IV. Беседа.
Учащиеся обращаются к картине Васнецова «Богатыри». Учитель рассказывает историю создания картины, ученики узнают богатырей.
V. Соревнование.
Едут наши богатырив полном богатырском снаряжении и перед ними три дорожки.
Первая дорожка –
Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка замуравила,
А й по той по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал,
Как у той ли у Грязи-то у черной,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли у речки у Смородины,
У того креста у Леванидова,
Сидит Соловей-разбойник во сыром дубу.
Кто поедет по этой дорожке? Илья Муромец.
Учащиеся этой группы получают задание про Илью Муромца.
Вторая дорожка –
…чисто поле
Та гора да Сорочинская да Пучай-река,
Пучай - река очень свирепая,
Струйки-то как огонь секут…
Гром гремит да свищет молния
Как летит Змеинище Горынище
О двенадцати хоботах.
Кто поедет по этой дорожке? Добрыня. Учащиеся этой группы получают задание из былины про Добрыню.
Третья дорожка –
…дорожечка по синю морю,
Ко тому ко камешку ко серому,
Ко тому ко бережку ко крутому
На те тихи вешни заводи.
Кто поедет по этой дорожке? Алеша Попович.
Учащиеся этой группы получают задание из былины про Алешу Поповича.
Задание 1. Вспомните все бои Ильи Муромца, найдите в тексте былин технику боя богатыря.
Копьем колоть, конем топтать, мечом рубить.
Задание 2. Посылает князь Владимир Красное Солнышко Добрыню спасти свою племянницу – Забаву Путятишну. Впишите пропущенные определения в описание красавицы.
А которая бы девица красотой красна,
Красотой красна и ростом высока.
Да лицо у нее ровно белый снег,
Щеки у нее – будто алый цвет,
Очи ясные у нее – как у ясна сокола,
Брови черные – как два соболя,
А ресницы у нее – как два чистых бобра,
Походочка бы у нее была павиная,
Тиха-смирна бы речь лебединая.
Задание 3. Прочитайте данный отрывок, определите о ком идет речь, прочитайте бой Алеши Поповича с этим врагом земли русской.
Да он богу не молится,
Князю со княгиней не кланяется,
Князьям и боярам челом не бьет.
Вышина у него ведь трех сажен,
Ширина у него ведь двух охват,
Промеж глаз у него да калена стрела,
Промеж ушей его да пядь бумажная.
Садился он за дубов стол,
По праву руку князя Владимира,
По леву руку княгини Апраксии.
VI. В Новгороде.
Учащиеся слушают отрывок из оперы Мусоргского «Рассвет над Москвой рекой». Господин великий Новгород! Свободный и неподвластный княжеской власти. Богатый торговый город-порт. Крепость надежная, а вокруг леса дремучие. У берегов – суда с флагами разных земель. На этой легендарной земле создавались былины, получившие в последствии название – новгородские. Один из знаменитых новгородских богатырей – Василий Буслаев, боец-удалец, бьющий виноватого, защищающий правого. В былинах о Василии Буслаеве есть и драки на волховском мосту, и дальние смелые походы по водным дорогам, есть и истории о верных друзьях Василия – вольных новгородских людях с буйным размахом русской души. Возможно прочтение отрывка из былины «Василий Буслаев».
Но самым знаменитым новгородцем был гусляр, купец, богатырь – Садко. Учащиеся выразительно читают отрывки из былины «Садко». Учитель обращает их внимание на картину Репина «Садко в подводном царстве».
VII. Заключение.
Представьте, что мы на пиру у стольного киевского князя Владимира.
И за столом приглашены все наши богатыри. Чем же они похваляются перед князем да боярами? Отвечают учащиеся.
- Алеша Попович – хитростью да ловкостью, да победами ратными.
- Василий Буслаев – удалью да силой молодецкою.
- Добрыня – дипломатическими поручениями самого князя Владимира да нарядами парчовыми.
- Садко – товарами заморскими да песнями звонкими.
- Илья Муромец – ничем не похваляется, слушает других да улыбается.
А мы с вами похвалим-ка друг друга!