Литература
-
Сочинение-миниатюра "От А до Я" 2012
В статье автор акцентирует внимание на важности использования методов личностно ориентированной технологии при обучении школьников написанию сочинений-миниатюр. Они развивают воображение и творчество учащихся, способствуют развитию самосознания, укрепляют и развивают веру в себя, в свой творческий потенциал.
-
Урок в 5-м классе "Сказка В.А. Жуковского "Спящая царевна". Сходные и различные черты литературной и народной сказки" 2012
Урок в 5-м классе призван продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством, формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе.
-
Урок литературы в 11-м классе "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Лагерная тема. Рассказ А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" 2012
Проблемный вопрос урока в 11-м классе: «Что такое лагерь и как в нем человеку выжить?» История создания рассказа и смысл его названия. Определение темы, анализ, раскрытие темы через сюжетно-композиционные особенности. Персонажи, идеи, выводы.
-
Литература. 5-й класс. "Первые слова о лирике" 2012
Цель – анализ поэтического текста. Обсуждаются вопросы теории литературы, дается практическая работа. Делается вывод, что русская природа – неисчерпаемый источник творчества.
-
Викторина "Литературные крестики-нолики" по творчеству А.С. Пушкина 2012
Цель урока – воспитание эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.С. Пушкина. Учащиеся знакомятся с творчеством А.С. Пушкина на примерах произведений, изучаемых в начальной школе.
-
Урок литературы в 9-м классе. Урок этики "Талант человечности" 2012
Предмет обсуждения учащихся – повесть Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». Выбранная форма урока обращается к другим произведениям, в которых поднимаются подобные проблемы, подчеркивает их важность и злободневность.
-
К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". "Тема греха и его искупления" 2012
Цель урока – объяснить понятие греха и его искупления на примере сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Учащиеся знакомятся с биографией писателя. Урок проводится в виде комментированного чтения с постановкой проблемных вопросов.
-
Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения 2012
Представлена статья о метапредметном подходе в преподавании литературы, о том, что такое метапредмет, метазнания, метаурок.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 10-м классе. Тема: "Слитное и раздельное написание Не и Ни с различными частями речи" 2012
Представлен интегрированный урок русского языка и литературы, разработанный на материале романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Основные этапы духовных исканий князя Андрея Болконского учащиеся анализируют посредством роли частиц в тексте романа.
-
Урок литературы в Интернете как средство дистанционного обучения старшеклассников 2012
В статье представлен опыт педагогической деятельности по проведению Интернет-уроков в 10–11-х классах. Дистанционное обучение повышает уровень доступности качественного образования для всех категорий обучающихся.
-
Лингвистический анализ отрывка из повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат". Элективное занятие в 10-м классе 2012
Элективный курс «Лингвостилистический анализ текста» рассчитан на 34 часа. Представляет собой путь к синтезу художественного произведения и «ключ» к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. На занятии анализируется отрывок из художественного произведения на всех языковых уровнях. Языковые единицы разъясняют содержательную и символическую части текста.
-
Учебная программа по предмету 2012
В статье рассматривается учебная программа по предмету – структура, оформление титульного листа, пояснительная записка. Предложено календарно-тематическое планирование в соответствии с программой, кодификатор предмета, варианты контроля. В приложении дана полная рабочая программа по литературе для 5-го класса по программе В.Я. Коровиной.
-
"Певец возвышенный, но юный" 2012
Цель урока – восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, связанные с его пребыванием в Середниково.
-
Материалы к уроку внеклассного чтения в 10-м классе "Отцы и дети" в творчестве Галины Щербаковой 2012
Тема "отцов и детей" актуальна и значима в любые времена. Тема семьи – краеугольная во всей литературе XIX–XX веков. Представленная работа – теоретическая, исследованы характеры отцов и детей на фоне исторических процессов, происходящих в обществе.
-
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Басня как эпический жанр. Притча и басня" 2012
В системе уроков, посвященных изучению басни, это обобщающее занятие. На уроке использованы парная, групповая и фронтальная формы работы. В построении урока преобладает эвристический (частично-поисковый) метод обучения.
-
Краеведение на уроках литературы и во внеурочное время 2012
В литературном краеведении заключены огромные возможности для расширения общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, для повышения их общей и эстетической культуры. Разнообразная и интересная литературно-краеведческая работа формирует высокие патриотические и нравственные принципы у школьников, воспитывает любовь к литературе, художественному слову, учит понимать подлинное искусство слова, ценить свою землю и беречь ее.
-
"О Родина святая". Молитвы родной природы в русской лирике. 6-й класс 2012
В основе урока – подробный анализ нескольких стихотворений русских поэтов XIX века для ответа на вопрос: как изображали русскую природу и выражали своё отношение к ней русские поэты XIX века? Важнейший этап урока – сопоставление этих стихотворений по заранее выбранным критериям. В конце занятия учащиеся должны определить, что общего во всех стихотворениях о родной природе, прозвучавших на уроке.
-
Урок литературы. Тема: "Рассказ А.Платонова "Юшка"" 2012
Урок помогает учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя. На уроке у учащихся развиваются навыки анализа произведения, монологической речи, логическое мышление. Урок способствует воспитанию высоких нравственных качеств и интереса к произведениям А.Платонова.
-
Литературная композиция "Как прекрасен этот мир…" (знакомство с поэтическим творчеством Японии и России) 2012
Внеклассное мероприятие составлено для учащихся старших классов. Ребята знакомятся с поэтическим творчеством Японии, ищут точки соприкосновения русской и японской поэзии.
-
Урок-исследование на тему "Страницы из жизни М.Ю. Лермонтова и его стихотворение "Парус"" 2012
Урок-исследование изучает творчество М.Ю. Лермонтова, знакомит с некоторыми страницами биографии поэта. Учащиеся закрепляют умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его, вырабатывают умение обобщать материал с использованием таблицы. Урок воспитывает интерес к классическому наследию русской литературы, эстетический вкус.
-
Пушкин на Дону 2012
На уроке используются разные формы и методы работы: фронтальная беседа, подготовленное чтение стихотворений наизусть, сообщение учеников о жизни А.С. Пушкина на Дону (монтаж), интерактивный метод (презентация), частично-поисковый, наглядный. Задания соответствуют требованиям программы и возрастным особенностям детей, выполняют задачи опережающего обучения, развивают творческие способности, правильную, образную речь.
-
Урок литературы в 8-м классе на тему "Рассказ А.П. Чехова "О любви" как история об упущенном счастье" 2012
Урок литературы в 8-м классе развивает навыки анализа эпического произведения, мышление учащихся через установление причинно-следственных связей, формирует целостное видение мира, представления о счастье. Учащиеся должны проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа А.П. Чехова, попытаться понять причину их несчастья; совершенствовать навыки теоретического анализа.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор" 2012
Первый урок по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор» по программе Курдюмовой Т.А. рассчитан на средний уровень подготовки учащихся 6-го класса. Урок построен с использованием ТРКМЧП.
-
Урок-исследование по литературе в 10–11-х классах "Сердца без помарок" 2012
Урок-исследование по литературе для учащихся 10–11-х классов (на примере сонетов Мирзы Геловани и Георгия Суворова – поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны).
-
Эрик-Эммануил Шмитт "Оскар и Розовая Дама" 2012
Уроки литературы в выпускных классах – возможность подготовить учащихся к успешной сдаче итоговой аттестации. Учитель подбирает произведения современных писателей, которые заинтересуют учащихся, например роман Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая Дама» из цикла «О незримом».
-
"Знакомьтесь – Максимилиан Волошин". Урок литературы в 11-м классе 2012
Это один из уроков цикла на тему «Поэзия Серебряного века», на котором одиннадцатиклассники знакомятся с биографией и творчеством М. Волошина, поэта и художника. Учащимся предлагается заранее самостоятельно подобрать материал литературоведческого и искусствоведческого характера. На уроке даются задания на сопоставление, углубляется умение анализировать поэтический текст. Аналитические вопросы на основе сравнения и синтеза формируют исследовательскую культуру старшеклассников.
-
Урок-игра по литературе "Счастливый случай" по творчеству А.С. Пушкина 2012
Внеклассное мероприятие закрепляет представления учеников о личности и творчестве А.С. Пушкина: учит видеть литературу как искусство слова, проникновение литературы в другие виды искусства. Автор развивает умение аргументировать свой ответ, мышление, логику, сообразительность и творческий потенциал. Воспитывает эстетику и нравственность, прививает любовь к чтению и уважение к классической литературе.
-
Урок-мастерская "Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" с презентацией 2012
Ценность французских мастерских – в равенстве всех участников, чередовании индивидуальной и коллективной работы; ученик добывает знания сам. Мастерская рассчитана на один урок (45 минут), учит анализировать, сопоставлять материал и писать сочинение-рассуждение. Сопровождается фрагментом фильма «Горе от ума» и презентацией.
-
Интегрированный урок "литература + историия по теме "Повесть Н.В. Гоголя – источник знаний о запорожском казачестве" 2012
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории.
-
Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "Цветовая лексика в произведениях М.М. Пришвина как один из способов создания образа русской природы. Пейзаж – настроение как способ выражения идеи автора" 2012
Какими приемами пользуется писатель, вводя лексику цветообозначений? Какие языковые средства применяет? Как введение того или иного цветового пятна создает настроение или художественный образ в литературном произведении или живописном пейзаже? На эти вопросы дают ответы учащиеся на интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства. Материалом для исследования послужила повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца», иллюстрации художника И.Л. Бруни, живопись И.И. Шишкина.