Литература
-
Интегрированный урок "литература + историия по теме "Повесть Н.В. Гоголя – источник знаний о запорожском казачестве" 2012
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории.
-
Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "Цветовая лексика в произведениях М.М. Пришвина как один из способов создания образа русской природы. Пейзаж – настроение как способ выражения идеи автора" 2012
Какими приемами пользуется писатель, вводя лексику цветообозначений? Какие языковые средства применяет? Как введение того или иного цветового пятна создает настроение или художественный образ в литературном произведении или живописном пейзаже? На эти вопросы дают ответы учащиеся на интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства. Материалом для исследования послужила повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца», иллюстрации художника И.Л. Бруни, живопись И.И. Шишкина.
-
Конспект урока "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будующее страны" (по страницам романа А.И. Солженицына "Архпелаг ГУЛАГ") 2012
В августе 2009 года Министерством образования и науки Российской Федерации был издан приказ о включении романа А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" в обязательный минимум школьной программы по литературе. В связи с этим перед педагогом невольно встаёт вопрос, как, в какой форме изучать данное произведение. Урок построен как размышление. Размышление о судьбе Родины, о её прошлом и настоящем. Он заставляет задуматься о трагических годах репрессий, воспитывает чувство долга, ответственности.
-
Занятие по теме "Странствия Евгения Базарова (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")" – с применением интерактивных технологий 2012
Итоговое занятие по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети", на котором учащиеся прослеживают судьбу главного героя Е.Базарова, сопоставляя его с другими персонажами. Учебный материал осваивается самостоятельно в ходе исследовательской работы учащихся, работающих в группах. Каждая группа занимается своей темой. Результат – краткий отчет и создание отдельных слайдов презентации, которая отражает ход действия в романе и показывает трагическое одиночество героя.
-
Интегрированный урок английского языка и литературы. Тема: "Seasons". 4-й класс 2012
Анализ произведений русской поэзии помогает детям прочувствовать природу и представить свой проект о любимом времени года на английском языке. Используя английские пословицы и стихи, ребята соприкасаются с культурой народа, язык которого они изучают. Урок формирует коммуникативную компетенцию учащихся, картину окружающего мира, воспитывает толерантность и художественный вкус.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка…", "Зреет рожь над жаркой нивой"» 2012
На уроке ученики знакомятся с творчеством А.Фета, его произведениями, особенностями чтения стихотворения-просьбы, учатся анализировать и выразительно читать лирические стихотворения. Урок сопровождается красочной презентацией с музыкальным сопровождением, что позволяет добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту, развить эмоции и чувство прекрасного у детей.
-
Народная мудрость и мораль в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2012
Идея урока – воспитание у учащихся доброты, ответственности, взаимопонимания на примере рассказа К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Урок проводился в системе перехода от начального звена к среднему по экспериментальной площадке Ш. Амоношвили.
-
Интегрированный урок литературы и основ православной культуры в 7-м классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2012
На уроке школьники знакомятся с уникальным памятником древнерусской литературы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь пусть сердце не покинет" (по творчеству М.Ю. Лермонтова) 2012
Мероприятие помогает расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии М.Ю. Лермонтова; сформировать представление о личности поэта, его взаимоотношениях с женщинами.
-
Урок по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики" 2012
Главной задачей урока является рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственности, земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
-
Фронтальные, групповые и индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах 2012
Растущий объем знаний при недостаточном количестве учебных часов на усвоение требует особого внимания ко всем формам самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Основное содержание самостоятельной работы учащихся при изучении литературы – чтение. Конечная цель – воспитание самостоятельного творческого читателя, способного осознанно эмоционально оценить художественное произведение в целом.
-
Урок по повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" 2012
На уроке учитель показывает учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства.
-
Детство не только яркая, но и очень важная, ответственная пора. По рассказу В.Солухина "Ножичек с костяной ручной" 2012
На уроке раскрывается нравственный смысл рассказа. Учитель подводит учащихся к пониманию важности сознательного, обдуманного совершения поступков, а также к способности переосмысления своего поведения.
-
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы 2012
Проект – это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.
-
Совершенствование коммуникативных умений и навыков старшеклассников 2012
В статье предложена система заданий и упражнений, способствующих совершенствованию коммуникативных умений и навыков учащихся на уроках русской литературы. Разбив условно всю систему заданий на 4 группы, автор статьи показывает постепенное усложнение деятельности учащихся (от первой группы к последней), развивающее личностные качества учащегося, связывающие его с социумом, с жизнью.
-
Урок развития речи в 9-м классе по теме "Рецензия на литературное произведение как жанр" 2012
Урок развития речи в 9-м классе призван познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий, усвоение конкретных навыков рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.
-
Природа в произведениях русских поэтов XIX века 2012
На уроке литературы по программе В.Я. Коровиной в 6-м классе дети знакомятся с темой "Природа в произведениях русских поэтов XIX века". На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, формируются эстетическая отзывчивость к русской поэзии, закрепляется умение выразительного чтения.
-
Взаимосвязанное изучение зарубежной и родной литературы в 9-м классе якутской школы на материале сравнительного анализа комедий Мольера"Скупой" и Н.Д. Неустоева "Злой дух" 2012
Автор развивает навыки сопоставления текстов, воспитывает нравственную, эстетически развитую личность. Учит детей наблюдать над языком текста, связывает комедию Ж.-Б. Мольера с ранее изученной на родном языке комедией Н.Д. Неустроева "Злой дух". Сравнивает мировоззрение, идейные взгляды писателей разной национальной литературы, эпоху создания произведений и современную.
-
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Русский свадебный обряд" 2012
В разработке представлен материал для расширения представлений об обряде русской свадьбы, развивающий интерес к традициям русского народа. Познакомить с песнями и играми, связанными с этим обрядом. Мероприятие способствует развитию творческих и познавательных способностей, речевой выразительности, дикции.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Я вас любил" 2012
В основе урока – анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина "Я вас любил". Цель занятия – расширить представления учащихся о любовной лирике великого поэта. На этом занятии девятиклассники продолжают знакомиться с различными элементами анализа лирического стихотворения. Урок воспитывает эстетические чувства старшеклассников.
-
Урок "Гуманизм в произведении "Левша" Н.С. Лескова" 2012
Автор актуализирует субъектный опыт учащихся. Развивает умение филологического анализа, обогащает словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики в ее светской и церковной интерпретации. Воспитывает у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.
-
Статья "Сценарий литературно-музыкальной композиции "К 200-летию войны 1812 года" 2012
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории.
-
Лингвистический анализ стихотворений М.Цветаевой на уроках литературы (русского языка) 2012
Целью лингвистического анализа является изучение системной организации языкового материала. Анализ стихотворений М. Цветаевой показывает, что она интуитивно и лингвист, и историк языка. Представлен анализ стихотворений «Красною кистью…», «Рябину рубили…».
-
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на примере урока литературы 2012
В ходе урока дети размышляют над рассказом Ф.Абрамова «О чем плачут лошади», пытаясь выявить идейную значимость произведения. Урок проводится в виде беседы.
-
Исследовательская деятельность учащихся как процесс развития и формирования творческой инициативы 2012
Педагогическая деятельность автора статьи направлена на создание условий для развития творческой инициативы школьников. Особую роль автор отводит исследовательской деятельности школьников. Чтобы они ощущали себя личностью, старается обеспечить им высокую степень самостоятельности: привлекает их к планированию процесса, выбору методов деятельности. Руководит исследовательской работой, ориентирует учащихся на достижение конечных результатов.
-
Примеры из художественной литературы в рецензии на ЕГЭ по русскому языку 2012
Данный материал является результатом обобщения опыта учителя по практической реализации программы подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку, а именно, к написанию сочинения-рассуждения в части С. Представлена проблематика входящих в программу общеобразовательной школы художественных произведений, знание которых значительно помогает школьникам в аргументации своей позиции.
-
Специфика портрета Чичикова в поэме Н.В. Гоголя "Метрвые души" 2012
Целью данной статьи было проследить специфику изображения Гоголем портрета центрального героя поэмы «Мертвые души». Покажется странным, что писатель не дает портрета в общепринятом понимании, а раскрывает характер героя другими средствами.
-
Тема урока "Лексические средства выразительности речи". 7-й класс 2012
Урок входит в одну из тем по развитию речи и включает в себя комплексный анализ текста. Особое внимание уделяется лексическим средствам выразительности речи (тропам). Данный вид работы готовит учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новом формате ГИА (А-3, часть С) и ЕГЭ ( В-8, часть С).
-
Юбилейный вечер, посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова "Звезда первой величины" 2012
2011 год – год 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Цель занятия: показать многообразие личности М.В. Ломоносова, развитие познавательного интереса к биографии и творчеству М.В. Ломоносова; размышление о роли знаний в жизни человека, привитие гражданских и патриотических чувства на примере жизни замечательных людей; пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своим великим соотечественникам.
-
Анализ лирического произведения С.Есенина "Белая береза" 2012
Урок развития речи проводится с учениками 5-го класса. Урок посвящен совершенствованию умения анализа стихотворного текста. Ученики должны уметь находить художественные средства языка, определять их роль в конкретном произведении. Важным моментом является совершенствование навыка выразительного чтения лирического произведения.