Цели:
- Познакомить детей с произведением П.П.Бажова “Серебряное копытце”.
- Развивать навыки осмысленного, беглого чтения.
- Учить находить отрывок в тексте, используя иллюстрацию.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: портрет Бажова, рисунки, рабочие тетради, словарь Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент.
На любимый наш урок,
Прозвенел уже звонок.
Мы посмотрим: все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
Дневники лежат на месте.
Мы сегодня будем вместе.
Слушать, думать, отвечать.
Что ж, пора урок начать.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, сейчас мы должны уточнить знания о прочитанном, постарайтесь ответить на вопросы.
- Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой?
- Как автор описывает внешний вид розы. Какие выразительные слова он для этого использует?
- Как Гаршин изображает жабу?
- Почему жаба хотела уничтожить розу?
- Что ты можешь сказать о характере мальчика?
- Как о нем говорит автор?
- Как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, признанием, юмором?
- Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью.
- Определи основную мысль произведения.
- Объясни свою точку зрения.
Выставка и обсуждение работ учащихся.
3. Мотивация урока.
Сегодня на уроке мы обсудим и постараемся понять, можем ли мы Даренку назвать “хвастлива”? Для этого нам необходимо:
1. Прочитать сказку (сказ).
2. Разделить его на смысловые части.
3. Найти слово и предложение характеризующее Даренку.
Учитель: Откройте учебники, прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
- Кто автор этого произведения?
Дети: Павел Петрович Бажов.
Учитель: Какие произведения Павла Петровича Бажова вам известны?
Дети: “Малахитовая шкатулка”, “Синюшкин колодец”
Учитель: Писатель Павел Петрович Бажов родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Перед тем как стать писателем, он работал учителем в школе, затем работал в газете. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славиться Урал. Собранию этого богатства он посвятил всю свою жизнь. Бажов создал знаменитую книгу сказов “Малахитовая шкатулка”, которую перевели почти на все языки мира. Он ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами. Книги Павла Петровича Бажова любимы и взрослыми и детьми. Язык, которым они написаны, близок к народному. Бажов выдающийся русский писатель, автор многих замечательных произведений.
4. Работа над новым материалом.
1. Первичное чтение. Словарная работа со словарем (запишите новые слова).
Барская рукодельная – ручной труд (вязание, вышивание, шитье).
Пособник – помощник в делах.
Ныне – сегодня.
Балаган – временная деревянная постройка для торговли, жилья, зрелищ.
Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
2. Беседа после чтения.
Учитель: Понравилась ли вам сказка?
Дети: Да.
Учитель: Назовите главных героев сказки?
Дети: Кокованя, Даренка.
Учитель: Как вы думаете, почему Кокованя решил к себе взять Даренку?
Дети: Деду было скучно жить одному, Даренка была из работящей семьи.
Учитель: Как жилось Даренке в чужой семье?
Дети: Плохое житье у нее. Хозяйка взъедается на сиротку.
Учитель: Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка? Д
ети: Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. Учитель: Что Кокованя рассказал Даренке о козле?
Дети: Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней.
Учитель: Заинтересовал ли Даренку рассказ старика?
Дети: Сказал это дед, да не рад стал. С той поры у Даренки только и разговору, что об этом козле. Дедо, а он большой? Дедо, а рожки у него есть? Дедо, а он кого ест? Дедо, а шерстка у него, какая? Дедо, а он душной?
Учитель: Зачем Даренка хотела с дедом в лес идти?
Дети: Даренке очень хотелось увидеть загадочного козла.
Учитель: Почему он ее с собой не взял? Как он ее отговаривал?
Дети: Кокованя объяснил Даренке. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой – вот – дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой.
Учитель: Почему Кокованя решил взять с собой Даренку, когда она стала проситься в следующий раз?
Дети: Он решил про себя: “Сводить разве? Раз побывает, в другой раз не запросится”.
Учитель: Как жили Даренка и Кокованя в балагане?
Дети: Вот и стало их в балагане трое. Даренка хвалится: - Веселее так-то. Кокованя поддакивает: Известно, веселее. Кошка Муренка свернулась клубочком у печки и звонко мурлычет: пр-равильно говоришь. Пр-равильно. Учитель: Прочитайте, как произошла первая встреча Даренки и Серебряного копытца?
Дети: Даренка села к окошку, смотрит в сторону покосных ложков и видит – в лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела – это козел бежит. Учитель: Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану?
Дети: К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит - переливается разными огнями. Наверху козел стоит - все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются.
Учитель: Чем закончилась сказка?
Дети: Все бы хорошо, да Муренку жалко. Больше ее так и не видели, да и Серебряное копытце тоже не показался. А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали.
Физкультминутка
Одолела вас дремота.
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
(Встали, руки через стороны вверх - потянулись.)
Руки вытянуть пошире.
(Руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре.
Наклониться - три, четыре -
(Наклоны.)
И на месте поскакать.
(Прыжки на месте.)
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку. (Ходьба на месте.)
5. Работа с учебником. (Составить творческий пересказ)
1. Мыслительный эксперимент с образом героев сказки.
- Как вы думаете, почему Кокованя взял Даренку к себе, хотя ей было шесть лет.
- Можно ли из этого сделать вывод об отношении Коковани к Даренке.
- Что оценил Кокованя в характере Даренки?
- Найдите в тексте строки, где Кокованя говорит о том, что он ценит больше всего в жизни.
2. Самостоятельно выбрать метод выполнения задания.
- Как бы вы поступили на месте Даренки, если попали в такую ситуацию?
- Придумайте рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба Даренки, кем она станет, как проживет свою жизнь.
3. Сюжетно ролевое чтение. (Сюжет разговора, когда Кокованя забирал Даренку от людей, которые ее приютили.)
6. Работа над иллюстрацией в учебнике
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию, какой эпизод изобразил художник?
Дети: Эпизод беседы Даренки с Кокованей, и встреча Даренки с козлом.
Учитель: Как вы думаете, какие чувства испытывает Даренка? Кокованя ? Почему?
Дети: Чувство радости, увидеть чудо, каждый из героев верил в сказки.
Учитель: Как эмоции главных героев изобразил художник на этой иллюстрации?
Дети: Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато, каждый из героев любил природу, животных, радовались жизни.
7. Итог урока
Давайте сделаем вывод, положительные или отрицательные герои Даренка и Кокованя? Почему:
1. Понравился вам сегодняшний урок?
2. Чему научились?
3. Какой эпизод произвел на вас наибольшее впечатление?
8. Домашнее задание. Прочитать сказку, разделить ее на смысловые части.
Используемая литература
- Литературное чтение 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 части (Составитель Л.Ф. Климанова) – 4 издание М.: Просвящение 2009 год. “Школа России”.
- Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс.
- Словарь Ожегова.