Урок литературного чтения "А. Прокофьев. "Березка""

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели урока: познакомить со стихотворением А. Прокофьева, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, развивать первичные исследовательские навыки и умение сравнивать образы березы у разных поэтов и художников, формировать художественный вкус, умение работать с книгой, совершенствовать навык выразительного чтения, развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности и любовь к природе.

Оборудование: портрет А. Прокофьева, выставка книг о природе, книги со стихотворениями о березе разных поэтов, репродукции картин "Березовая роща" И Левитана, "Русские берёзки" С. Курицына, "Берёзовая аллея" И. Грабаря, "Берёзовая аллея" О. Кангина, "Берёза" Э. Тер-Балян, диск с записью песни "Березы" композитора Eвгения Ширяева на слова Талгата Нигматулина в исполнении Василия Зинкевича, 3 молодые распустившиеся веточки берёзы на столе учителя.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Работа над темой урока.

Психологический настрой.

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?

- Почему?

- Я думаю, после урока чтения ваше настроение станет еще лучше. Ведь сегодня мы с вами вновь отправимся в мир поэзии. А каждая новая встреча с нею наполняет нашу душу теплом, радостью и любовью.

-  А что же такое поэзия? Вспомните.

Актуализация знаний.

1) Прочитайте предложения, записанные на доске.

  • Поэзия весны.
  • Поэзия родной природы.
  • Поэзия русской березы.

- Что вы себе представили?

- Как еще можно назвать поэзию?

- Прочитайте предложения со словом "красота".

  • Красота весны
  • Красота родной природы
  • Красота русской березы.

-  Что же такое поэзия? (красота)

2) Прочитайте слова.

Наступает, летят, утопает, шумят.

- Похожи ли они на стихотворение?

- Как же называется такое созвучие в конце стихотворных строк?  (рифма)

3) Все ли слова в стихотворении мы читаем одинаково?

- А как называется такой прием выделения голосом стихотворных строк? (интонация)

- Прочитайте эти слова с восклицательной интонацией, выделяя слово "наступает".

- А теперь с вопросительной интонацией, выделяя слово "утопает".

4) "Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром:"

- Что вы услышали в этих строчках?

- Что вам помогло услышать грохот грома? (звуки [г], [р] )

- Как же называется такая особенность, когда автор использует несколько раз один и тот же звук, чтобы мы услышали шум ветра и раскаты грома? (аллитерация)

- Вспомните, в каком стихотворении мы недавно встречались с этим явлением?

5) Отгадайте загадку:

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!

- Какой прием художественной речи использовал автор этой загадки, чтобы вы лучше представили загадываемое животное?  (олицетворение)

- Для чего его используют писатели, поэты?

- Итак, вы еще раз убедились, что в мире поэзии все слова, которые мы с вами часто слышим, подчиняются определенным законам и тогда нашему взору открываются прекрасные творения души человеческой.

Работа с выставкой книг.

- Рассмотрите выставку книг. Что их объединяет?

- Кто писал произведения о природе?

- Какие из них вы помните?

(выслушиваются ответы учащихся)

Знакомство с новым произведением.

- Вот и сегодня мы будем "вдыхать" аромат художественного слова поэта А. Прокофьева, знакомясь со стихотворением "Березка".

Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Прокофьева "Березка" учителем.

Первичное восприятие, осознание прочитанного.

- Как хорошо вы слушали.

- Может, кто-то хочет сказать, что он почувствовал, слушая стихотворение?

(выслушиваются мнения учащихся)

- Хотелось ли вам увидеть берёзу, описанную А. Прокофьевым?

Перечитывание стихотворения учащимися.

Работа над образами берёзы, созданными разными авторами.

- Какие же два образа берёзы создал автор в своем стихотворении? (береза ясная, радостная и береза печальная)

- Как называет автор берёзу?

- Найдите в тексте подтверждение своим мыслям

(зачитываются отрывки)

- Как хорошо вы подметили, что в этом стихотворении А. Прокофьев пишет и о радостной березе и о грустной.

- Вспомните, какие ещё поэты изображали березу веселую? (А. Пришелец в стихотворении "Полдень")

- Перечитайте это стихотворение.

(учащиеся работают с книгами стихов о березе, подготовленными к уроку)

- Найдите строчки, которые доказывают вашу мысль,

(зачитываются отрывки)

- Да, и в стихотворении А. Прокофьева и в стихах А. Пришельца береза светлая, радостная.

- Какие слова из стихотворений передают радость?

(на доску вывешиваются карточки)

  1. светлая
  2. кипучая
  3. ясная
  4. весёлая

- А теперь поговорим о другом образе берёзы. Давайте всмотримся в него.

- Как ещё называет А. Прокофьев берёзу? (грустная, плакучая)

- У каких же поэтов мы встречали березу печальную, задумчивую? (у С. Есенина "Берёза")

- Перечитайте это стихотворение вслух.

- О чём тоскует берёза?

- Какие слова помогают нам понять её состояние?

(зачитываются отрывки)

- Кто ещё из поэтов рисует образ этого дерева? (А. Фет "Печальная берёза")

- Прочитайте это стихотворение.

- Какой изобразил берёзу А. Фет?

- В каких словах это выражено?

(зачитываются отрывки)

- А кто заметил, в какое время года поэты чаще изображают грустную берёзу?

- Почему?

(выслушиваются ответы учащихся)

- Итак, мы открыли ещё один образ берёзы. Какой?

(берёза печальная)

(на доску вывешиваются карточки)

  • печальная
  • грустная
  • плакучая

- И не случайно. Ведь именно этими качествами наделял русский народ берёзу.

Перечитывание стихотворения А. Прокофьева "Берёзка" про себя.

- А теперь я предлагаю вам остаться наедине со стихотворением и внимательно вчитаться в его строки. Попробуйте понять, какое качество присуще берёзе всегда, какой бы образ её не изобразил бы поэт?

- Итак, какая же ещё берёза у А. Прокофьева?

(выслушиваются ответы учащихся)

- Докажите свои мысли словами текста.

(на доску вывешивается карточка)

  • Красивая

Слово учителя.

- Да, красота - это главное богатство русской берёзы. Ведь белоствольная берёза - это символ нашего народа, нашей Родины. И недаром с давних времён русский народ посвящал берёзе множество произведений устного народного творчества.

Перечитывание русской народной песни "Берёзонька".

- Докажите, что в этой песне народу удалось передать красоту русской берёзы.

(зачитываются отрывки)

- А как это делают другие поэты?

(выслушиваются ответы учащихся)

- Какие чувства объединяют всех поэтов, чьи стихотворения мы сегодня читали?

(нежность и большая любовь к природе, к русской берёзе)

- Как это выражено в языке стихотворений?

(зачитываются строки из стихотворений)

(на доску вывешивается карточка)

  • любимая

- Как названа берёза в стихотворениях? (береза, березка, березонька)

- Закройте глаза и произнесите эти слова шёпотом.

- Какие чувства у вас возникли?

- Что вы представили?

(стало приятно, легко, радостно, почувствовали нежность березы, представили берёзовую рощу, белую берёзу на опушке леса)

Загадки о березе.

- А теперь загадайте загадки о берёзе своим одноклассникам, которые вы подготовили дома.

(учащиеся загадывают загадки)

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

- Перечитайте ещё раз стихотворение А. Прокофьева "Берёзка", расставьте пометы.

Выразительное чтение вслух.

- Попробуйте при чтении передать своё отношение к русской берёзе.

(читают несколько учащихся)

Оценка чтения.

- Оцените свое чтение и чтение товарищей в соответствии с критериями чтения.

Критерии чтения Мнение исполнителя Мнение ученика Мнение учителя
1 .Передано настроение автора.      
2. Голосом выделены ключевые слова.      
3. Соблюдены паузы внутри и в конце высказывания      
4. Выбран необходимый темп чтения.      
5. Текст прочитан с достаточной громкостью.      
6. Удачно нарисованы "голосом" словесные образы.      

- Что удалось передать при чтении :? А что лучше получилось у :?

- Вот в чем сила поэзии: каждый из нас может найти в ней то, что другому незаметно.

Определение позиции автора произведения.

- А сейчас попробуйте "открыть автора", понять, ради чего написано это стихотворение?

(автор хотел показать, как наш народ любит русскую берёзу, и не только радостную, но и грустную, показать, что грусть и печаль нисколько не умаляют её красоты)

- Какие строки повторяются? Почему?

(чтобы показать, что эта любовь очень большая и сильная)

III. Работа с репродукциями картин известных художников.

- Итак, наш поэтический ручеек незаметно влился в художественный. Ведь не только поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу русской березы. Но и художники любовались ее красотой и не могли остаться равнодушными.

- С какими картинами, посвященными березе, вы уже встречались на уроках изобразительного искусства? (открываются репродукции).

("Березовая роща" И. Левитана, "Русские берёзки" С. Курицына, "Берёза" Э. Тер-Баляна, "Берёзовая аллея" О. Кангина, "Берёзовая аллея" И. Грабаря)

Рисунок 1

Рисунок 2

- Какие березы изобразили художники?

- Можно ли сказать, что они любят это дерево, любуются им?

- Как им удалось донести эти чувства до каждого из нас?

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

- А как передает чувство любования березой Прокофьев? В каком слове оно заключено? (ненаглядная)

IV. Слушание песни "Берёзы" . Слoва - Талгат Нигматулин, музыка - Eвгений Ширяев.

Исполнитель - Василий Зинкевич.

- А вот уже и музыка зазвучала. И не случайно. Ведь многие композиторы с помощью музыки создают образ русской березы. Много песен и даже романсов посвящено этому дереву. И, заканчивая нашу встречу с поэзией, я предлагаю вам послушать фрагмент песни "Березы" композитора Eвгения Ширяева на слова Талгата Нигматулина в исполнении Василия Зинкевича.

- На протяжении всего урока мы вдыхали аромат художественного слова.

- А сейчас "вдохните" полной грудью аромат молодой зеленой распустившейся веточки березы.

(учитель передает на каждый ряд по одной веточке березы.)

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить жизнь этим веточкам?

(высадим в землю, когда они пустят корни.)

- Улучшилось ли ваше настроение? Что этому способствовало?

V. Творческая работа.

- И в завершение нашего разговора о берёзе я предлагаю вам свои чувства и мысли передать в форме небольшого четверостишия или короткой зарисовки о русской берёзе.

(на фоне тихой музыки учащиеся выполняют творческую работу)

VI. Презентация работ учащихся.

VII. Итог урока.

- Какие открытия вы сегодня сделали?

- Для чего же А. Прокофьев написал стихотворение "Берёзка"?

- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвал образ русской берёзы?

VIII. Домашнее задание:

- Как бы вам хотелось дома выразить свои чувства к этому прекрасному дереву?

(по выбору)

  • выучить наизусть;
  • нарисовать березу;
  • написать сочинение-миниатюру "Мое любимое деревце";
  • сочинить стихотворение.

IX. Рефлексия.

На доске силуэт березы. На столах учащихся листочки березы, сделанные на уроке технологии.

- Дети, если урок помог вам открыть что-то новое для себя и подарил вам хорошее настроение, украсьте своим листочком крону нашей березы, а если у вас возникали затруднения и вам было многое на уроке не понятно, поместите листочек у подножия берёзки, на земле.

- Полюбуйтесь, какая красавица получилась!

- Я рада, что наш разговор о поэзии, о красоте русской берёзы на примере прочитанных стихов оказался для вас полезным и интересным.

- Спасибо за работу на уроке!

- Урок окончен.