Цели урока: познакомить со стихотворением А. Прокофьева, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, развивать первичные исследовательские навыки и умение сравнивать образы березы у разных поэтов и художников, формировать художественный вкус, умение работать с книгой, совершенствовать навык выразительного чтения, развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности и любовь к природе.
Оборудование: портрет А. Прокофьева, выставка книг о природе, книги со стихотворениями о березе разных поэтов, репродукции картин "Березовая роща" И Левитана, "Русские берёзки" С. Курицына, "Берёзовая аллея" И. Грабаря, "Берёзовая аллея" О. Кангина, "Берёза" Э. Тер-Балян, диск с записью песни "Березы" композитора Eвгения Ширяева на слова Талгата Нигматулина в исполнении Василия Зинкевича, 3 молодые распустившиеся веточки берёзы на столе учителя.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Работа над темой урока.
Психологический настрой.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?
- Почему?
- Я думаю, после урока чтения ваше настроение станет еще лучше. Ведь сегодня мы с вами вновь отправимся в мир поэзии. А каждая новая встреча с нею наполняет нашу душу теплом, радостью и любовью.
- А что же такое поэзия? Вспомните.
Актуализация знаний.
1) Прочитайте предложения, записанные на доске.
- Поэзия весны.
- Поэзия родной природы.
- Поэзия русской березы.
- Что вы себе представили?
- Как еще можно назвать поэзию?
- Прочитайте предложения со словом "красота".
- Красота весны
- Красота родной природы
- Красота русской березы.
- Что же такое поэзия? (красота)
2) Прочитайте слова.
Наступает, летят, утопает, шумят.
- Похожи ли они на стихотворение?
- Как же называется такое созвучие в конце стихотворных строк? (рифма)
3) Все ли слова в стихотворении мы читаем одинаково?
- А как называется такой прием выделения голосом стихотворных строк? (интонация)
- Прочитайте эти слова с восклицательной интонацией, выделяя слово "наступает".
- А теперь с вопросительной интонацией, выделяя слово "утопает".
4) "Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром:"
- Что вы услышали в этих строчках?
- Что вам помогло услышать грохот грома? (звуки [г], [р] )
- Как же называется такая особенность, когда автор использует несколько раз один и тот же звук, чтобы мы услышали шум ветра и раскаты грома? (аллитерация)
- Вспомните, в каком стихотворении мы недавно встречались с этим явлением?
5) Отгадайте загадку:
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
- Какой прием художественной речи использовал автор этой загадки, чтобы вы лучше представили загадываемое животное? (олицетворение)
- Для чего его используют писатели, поэты?
- Итак, вы еще раз убедились, что в мире поэзии все слова, которые мы с вами часто слышим, подчиняются определенным законам и тогда нашему взору открываются прекрасные творения души человеческой.
Работа с выставкой книг.
- Рассмотрите выставку книг. Что их объединяет?
- Кто писал произведения о природе?
- Какие из них вы помните?
(выслушиваются ответы учащихся)
Знакомство с новым произведением.
- Вот и сегодня мы будем "вдыхать" аромат художественного слова поэта А. Прокофьева, знакомясь со стихотворением "Березка".
Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Прокофьева "Березка" учителем.
Первичное восприятие, осознание прочитанного.
- Как хорошо вы слушали.
- Может, кто-то хочет сказать, что он почувствовал, слушая стихотворение?
(выслушиваются мнения учащихся)
- Хотелось ли вам увидеть берёзу, описанную А. Прокофьевым?
Перечитывание стихотворения учащимися.
Работа над образами берёзы, созданными разными авторами.
- Какие же два образа берёзы создал автор в своем стихотворении? (береза ясная, радостная и береза печальная)
- Как называет автор берёзу?
- Найдите в тексте подтверждение своим мыслям
(зачитываются отрывки)
- Как хорошо вы подметили, что в этом стихотворении А. Прокофьев пишет и о радостной березе и о грустной.
- Вспомните, какие ещё поэты изображали березу веселую? (А. Пришелец в стихотворении "Полдень")
- Перечитайте это стихотворение.
(учащиеся работают с книгами стихов о березе, подготовленными к уроку)
- Найдите строчки, которые доказывают вашу мысль,
(зачитываются отрывки)
- Да, и в стихотворении А. Прокофьева и в стихах А. Пришельца береза светлая, радостная.
- Какие слова из стихотворений передают радость?
(на доску вывешиваются карточки)
- светлая
- кипучая
- ясная
- весёлая
- А теперь поговорим о другом образе берёзы. Давайте всмотримся в него.
- Как ещё называет А. Прокофьев берёзу? (грустная, плакучая)
- У каких же поэтов мы встречали березу печальную, задумчивую? (у С. Есенина "Берёза")
- Перечитайте это стихотворение вслух.
- О чём тоскует берёза?
- Какие слова помогают нам понять её состояние?
(зачитываются отрывки)
- Кто ещё из поэтов рисует образ этого дерева? (А. Фет "Печальная берёза")
- Прочитайте это стихотворение.
- Какой изобразил берёзу А. Фет?
- В каких словах это выражено?
(зачитываются отрывки)
- А кто заметил, в какое время года поэты чаще изображают грустную берёзу?
- Почему?
(выслушиваются ответы учащихся)
- Итак, мы открыли ещё один образ берёзы. Какой?
(берёза печальная)
(на доску вывешиваются карточки)
- печальная
- грустная
- плакучая
- И не случайно. Ведь именно этими качествами наделял русский народ берёзу.
Перечитывание стихотворения А. Прокофьева "Берёзка" про себя.
- А теперь я предлагаю вам остаться наедине со стихотворением и внимательно вчитаться в его строки. Попробуйте понять, какое качество присуще берёзе всегда, какой бы образ её не изобразил бы поэт?
- Итак, какая же ещё берёза у А. Прокофьева?
(выслушиваются ответы учащихся)
- Докажите свои мысли словами текста.
(на доску вывешивается карточка)
- Красивая
Слово учителя.
- Да, красота - это главное богатство русской берёзы. Ведь белоствольная берёза - это символ нашего народа, нашей Родины. И недаром с давних времён русский народ посвящал берёзе множество произведений устного народного творчества.
Перечитывание русской народной песни "Берёзонька".
- Докажите, что в этой песне народу удалось передать красоту русской берёзы.
(зачитываются отрывки)
- А как это делают другие поэты?
(выслушиваются ответы учащихся)
- Какие чувства объединяют всех поэтов, чьи стихотворения мы сегодня читали?
(нежность и большая любовь к природе, к русской берёзе)
- Как это выражено в языке стихотворений?
(зачитываются строки из стихотворений)
(на доску вывешивается карточка)
- любимая
- Как названа берёза в стихотворениях? (береза, березка, березонька)
- Закройте глаза и произнесите эти слова шёпотом.
- Какие чувства у вас возникли?
- Что вы представили?
(стало приятно, легко, радостно, почувствовали нежность березы, представили берёзовую рощу, белую берёзу на опушке леса)
Загадки о березе.
- А теперь загадайте загадки о берёзе своим одноклассникам, которые вы подготовили дома.
(учащиеся загадывают загадки)
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
- Перечитайте ещё раз стихотворение А. Прокофьева "Берёзка", расставьте пометы.
Выразительное чтение вслух.
- Попробуйте при чтении передать своё отношение к русской берёзе.
(читают несколько учащихся)
Оценка чтения.
- Оцените свое чтение и чтение товарищей в соответствии с критериями чтения.
Критерии чтения | Мнение исполнителя | Мнение ученика | Мнение учителя |
1 .Передано настроение автора. | |||
2. Голосом выделены ключевые слова. | |||
3. Соблюдены паузы внутри и в конце высказывания | |||
4. Выбран необходимый темп чтения. | |||
5. Текст прочитан с достаточной громкостью. | |||
6. Удачно нарисованы "голосом" словесные образы. |
- Что удалось передать при чтении :? А что лучше получилось у :?
- Вот в чем сила поэзии: каждый из нас может найти в ней то, что другому незаметно.
Определение позиции автора произведения.
- А сейчас попробуйте "открыть автора", понять, ради чего написано это стихотворение?
(автор хотел показать, как наш народ любит русскую берёзу, и не только радостную, но и грустную, показать, что грусть и печаль нисколько не умаляют её красоты)
- Какие строки повторяются? Почему?
(чтобы показать, что эта любовь очень большая и сильная)
III. Работа с репродукциями картин известных художников.
- Итак, наш поэтический ручеек незаметно влился в художественный. Ведь не только поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу русской березы. Но и художники любовались ее красотой и не могли остаться равнодушными.
- С какими картинами, посвященными березе, вы уже встречались на уроках изобразительного искусства? (открываются репродукции).
("Березовая роща" И. Левитана, "Русские берёзки" С. Курицына, "Берёза" Э. Тер-Баляна, "Берёзовая аллея" О. Кангина, "Берёзовая аллея" И. Грабаря)
Рисунок 1
Рисунок 2
- Какие березы изобразили художники?
- Можно ли сказать, что они любят это дерево, любуются им?
- Как им удалось донести эти чувства до каждого из нас?
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
- А как передает чувство любования березой Прокофьев? В каком слове оно заключено? (ненаглядная)
IV. Слушание песни "Берёзы" . Слoва - Талгат Нигматулин, музыка - Eвгений Ширяев.
Исполнитель - Василий Зинкевич.
- А вот уже и музыка зазвучала. И не случайно. Ведь многие композиторы с помощью музыки создают образ русской березы. Много песен и даже романсов посвящено этому дереву. И, заканчивая нашу встречу с поэзией, я предлагаю вам послушать фрагмент песни "Березы" композитора Eвгения Ширяева на слова Талгата Нигматулина в исполнении Василия Зинкевича.
- На протяжении всего урока мы вдыхали аромат художественного слова.
- А сейчас "вдохните" полной грудью аромат молодой зеленой распустившейся веточки березы.
(учитель передает на каждый ряд по одной веточке березы.)
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить жизнь этим веточкам?
(высадим в землю, когда они пустят корни.)
- Улучшилось ли ваше настроение? Что этому способствовало?
V. Творческая работа.
- И в завершение нашего разговора о берёзе я предлагаю вам свои чувства и мысли передать в форме небольшого четверостишия или короткой зарисовки о русской берёзе.
(на фоне тихой музыки учащиеся выполняют творческую работу)
VI. Презентация работ учащихся.
VII. Итог урока.
- Какие открытия вы сегодня сделали?
- Для чего же А. Прокофьев написал стихотворение "Берёзка"?
- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвал образ русской берёзы?
VIII. Домашнее задание:
- Как бы вам хотелось дома выразить свои чувства к этому прекрасному дереву?
(по выбору)
- выучить наизусть;
- нарисовать березу;
- написать сочинение-миниатюру "Мое любимое деревце";
- сочинить стихотворение.
IX. Рефлексия.
На доске силуэт березы. На столах учащихся листочки березы, сделанные на уроке технологии.
- Дети, если урок помог вам открыть что-то новое для себя и подарил вам хорошее настроение, украсьте своим листочком крону нашей березы, а если у вас возникали затруднения и вам было многое на уроке не понятно, поместите листочек у подножия берёзки, на земле.
- Полюбуйтесь, какая красавица получилась!
- Я рада, что наш разговор о поэзии, о красоте русской берёзы на примере прочитанных стихов оказался для вас полезным и интересным.
- Спасибо за работу на уроке!
- Урок окончен.