Интегрированный урок "литература + история" "Образы Петра I и России в их драматическом единстве". 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


(Звучит отрывок из поэмы "Полтава", слайд 1)

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася... И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.

Учитель литературы: Эти слова принадлежат перу великого русского поэта А.С.Пушкину, который с юных лет ощущал свою причастность не только к истории России, но и к образу Петра 1. Прошло уже более 3-х столетий, а интерес к петровской эпохе не ослабевает. Почему? Зададимся и мы этим вопросом, обратившись к теме урока.

(Учащиеся записывают тему урока, слайд 2)

Учитель литературы: Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Как вы думаете, какова цель, над которой мы будем работать? (слайд3)

О, мощный властелин Судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С.Пушкин

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей рукой
На троне вечный был работник.
А.С.Пушкин

Обратите внимание на ключевые слова.

Цель урока:

  • Показать становление личности Петра и изображение эпохи в её историческом движении.
  • Выявить приёмы создания образа героя.
  • Сопоставить события романа "Пётр 1" с фактами истории. (Слайд 4)

Учитель истории: (слайд 5) Что же представляла собой допетровская Русь? ) Состояние допетровской России представлено

1) тяжелыми людскими и территориальными потерями, понесенными страной в результате "Смуты и всего Бунташного XVII в. века";

2) низким плодородием почв Нечерноземья, где до конца XVII в. размещалась основная масса населения; отсутствие хороших добротных дорог.

3) укреплением крепостничества, которое не создавало у крестьян заинтересованности в результатах своего труда (землевладельцы постоянно увеличивали барщину и оброк);

4) потребительским характером крестьянского хозяйства, сложившимся под влиянием православно-общинной традиции, натуральное хозяйство ориентировало на простое удовлетворение потребностей, а не на расширение производства в целях получения дохода и обогащения; 5) усилением налогового бремени.

Ремесленное производство в городе было мелкотоварным Появились и первые русские мануфактуры Всего к концу XVII в. насчитывалось всего лишь30 мануфактур .Быт россиян был разнообразным от убогости к роскоши. Как писал иностранец ОЛЕАРИЙ

<...> [У москвичей, как правило, имелось] мало запасов и утвари. Поэтому-то ни в одном доме, ни у богатых, ни у бедных людей, не заметно украшения в виде расставленной посуды, но везде лишь голые стены, которые у знатных завешаны циновками и заставлены иконами

<...> Бояре и посадские люди одевались неодинаково. И разница была не столько в покрое платья, сколько в количестве одежды и в той материи, из которой ее шили

Бояре носили платье из роскошных тканей - тонких сукон, шелков, бархата, парчи. (слайд 6)Ткани эти проделывали долгий путь, пока не попадали в русские города из далеких стран Востока и Запада - Средней Азии, Индии, Персии, Китая, Италии, Фландрии, Англии - и были очень дороги.

Учитель литературы.А теперь обратимся к экспозиции романа "Пётр1" и посмотрим, как А.Н.Толстой показал широкую картину жизни всех сословий допетровской Руси.

(Кн.1 глава 1 ч. 2, 3, 4,10)

Учитель литературы: Ропот слышался среди разных слоёв населения. Неспокойны разговоры в народе. Стрельцы щумели.

Учитель истории, (слайд 7): Стрелецкий бунт 1682 года) 27 апреля (7 мая) 1682 года после 6 лет правления скончался болезненный царь Фёдор Алексеевич. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля (7 мая) 1682 года возвели на престол Петра. Фактически к власти пришёл клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев, объявленный "великим опекуном". Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие; и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 (25) мая 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось. В первые часы были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины. 26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Пётр - вторым.

Опасаясь повторения погрома, бояре согласились 29 мая стрельцы настояли, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном - вторым царём - удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском.

Учитель литературы: Что же изменилось? Обратимся к главе 2 (стр.66

Преобразования были необходимы. Но кто? (Слайд 8)

"В моём романе центром является фигура Петра1. Остальные фигуры, сопутствующие ему, по мере важности, описываются со всё меньшим количеством деталей и со всё меньшей ясностью,"- писал А. Толстой

Учитель литературы: Давайте обратимся к главам романа, в которых автор показывает Петра в подростковом возрасте. Какими чертами характера он обладает? Как автор описывает его внешность?

(Глава 2 ч.3 стр 75, часть 4, 7 стр. 91, 10 стр. 97 Глава 4 (В Успенском соборе)

Запись в тетради: дерзость, жесткость, пытливость, решительность, самостоятельность, отсутствие высокомерия.

Учитель литературы: Подрастал Пётр, чувствовалась в нём сила, необузданный нрав. Толстой пишет: (глава 3 часть 4 стр.110)

Но это ещё были забавы подростка. Однако по совету Лефорта он едет на Переяславское озеро. Каким показан Пётр в этом эпизоде? ( глава 4 часть 5стр. 145 часть10 стр.154 часть 14 стр.1

Вывод: Толстой показал постепенное формирование личности Петра, превращение "волчонка", нескладного подростка с выдающимися задатками в государственного деятеля. Но неспокойно на Руси. Софья чувствует свою силу, но и Пётр не лыком шит. (Часть 16, побег в Троицу стр. 171)

Учитель истории ( Слайд 9) Стрелецкий бунт 1689 г., Активность Петра сильно тревожила царевну Софью, понимавшую, что с наступлением совершеннолетия сводного брата ей придётся расстаться с властью. 7 августа 1689 года неожиданно для всех произошло решающее событие. Тогда распространился слух о письме с известием, что царь Пётр ночью решил занять своими "потешными" полками Кремль, убить царевну, брата царя Ивана и захватить власть. Шакловитый собрал стрелецкие полки, чтобы идти "великим собранием" на Преображенское и побить всех сторонников Петра за их намерение убить царевну Софью. После донесения Пётр с небольшой свитой в тревоге поскакал в Троице-Сергиев монастырь, где скрылся за его стенами. 27 августа пришла новая грамота царя Петра - идти всем полкам к Троице. Большая часть войск повиновалось законному царю, и царевне Софье пришлось признать поражение.

(слайд 10) 7 сентября 1689 года правительство Софьи Алексеевны пало, ее имя было исключено из царского титула, а саму ее отправили в Новодевичий монастырь в Москве, без пострижения в монахини.

Учитель литературы: В романе читаем: стр.197 Пётр стал полновластным правителем, но государственные дела мало занимают его. В переломные моменты истории личность ищет поддержки.

Учитель литературы: Какова роль Лефорта в жизни Петра? ( часть 4 глава 5 стр.176 197 глава5 часть 1 стр. 198)

Учитель литературы (слайд11) Мудрым учителем Петра была и сама жизнь. Обратимся к главам, когда Пётр едет в Архангельск.( глава 5 часть 15 стр. 238 (Сравнить иноземные суда и российские и поведение Петра)

Учитель литературы: Какое значение для формирования Петра имела неудача Азовского похода?( глава 6 стр.271-272 начало похода) ( Слайд 11) Толстой писал: "В человеке я старался увидеть жест, характеризующий его душевное состояние. И жест этот мне подсказывает глагол, чтобы дать движение, скрывающее психологию" (Письмо Тихона Стрешнева)

Учитель литературы: Поход под Азов закончился бесславно. Это был жестокий урок, полученный Петром. Зачитаем отрывок из 7 главы части 1.

А нужны ли такие жертвы? Как вы думаете?

(Пётр совершает поездку за границу. (слайд 12)Что он там видит и берёт себе на вооружение) .

Учитель литературы: Обратимся к главе 7 части стр.305-306. В чём же он видит выход?

Учитель истории: Первый Азовский поход, начавшийся весной 1695 года, окончился неудачно в сентябре того же года из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения. Однако уже осенью 1695-96 годах года началась подготовка к новому походу. В Воронеже развернулось строительство гребной русской флотилии.

В мае 1696 года 40-тысячная русская армия под командованием генералиссимуса Шеина вновь осадила Азов, только на этот раз русская флотилия блокировала крепость с моря. Пётр I принимал участие в осаде в звании капитана на галере. Не дожидаясь штурма, 19 июля 1696 года крепость сдалась. Так был открыт первый выход России в южные моря. Но приоритетной для Петра остается задача выхода России в Балтийское море. Мирным договором с Турцией он прекращает военные действия на юге и начинает события на севере.

Учитель литературы: Такие же планы у Ромодановского и В.В.Голицына. В чём же видит автор расхождение между Голицыным и Петром?

(Крымский поход. Глава 3 часть 1, 5,6. Глава 4 часть 3,12)

Учитель истории: Под видом изучения морского дела и кораблестроения Петр ездил волонтером при Великом посольстве в 1697-1698 гг. в Европу. Там под именем Петра Михайлова царь прошел полный курс артиллерийских наук в Бранденбурге и Кенигсберге, работал плотником на верфях Амстердама, изучал корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. По его приказу в Англии закупались приборы, оружие, книги, приглашались иноземные мастера и ученые. Англичане говорили о Петре, что не было такого ремесла, с которым бы русский царь не познакомился.

Учитель литературы: Вернувшись из-за границы, Пётр узнаёт о бунте. У Толстого читаем:

Стр.337 глава 4 часть 19. ( Слайд 13)

Обратимся к картине Сурикова "Утро стрелецкой казни" Что сближает картину Сурикова и страницы романа, изображающие стрелецкие казни и поведение Петра?

Так кончила свое существование византийская (слайд 14)

Учитель литературы: Это было начало войны со шведами. (слайд 15)

Учитель истории: В начале XVIII века началась борьба России за выход к Балтийскому морю. 19 августа 1700 года царь Петр I объявил войну Швеции. Швеция в те времена была могущественным государством Европы. В ноябре 1700 года произошло сражение под Нарвой. Русские войска потерпели сокрушительное поражение. Но Карл XII совершил стратегическую ошибку - он счел Россию разгромленной и отправился воевать с Августом II. Петр I получил необходимую передышку. Он сумел сделать должные выводы из нарвского поражения и стал готовиться к длительной и упорной борьбе. Уже в 1702 году русские войска заняли несколько городов в Прибалтике, а в августе 1704 года взяли Нарву.

Учитель литературы: Как образ Петра раскрывается в противопоставлении с Карлом 12?

Книга 2 глава 1 стр.430, 523.(слайд 16)

Нужно вооружение глава 3 часть 4 стр.524, 526 , 533

Поражение глава 4 часть 3 стр. 521 573

Что же нужно сделать, чтобы окончательно закрепить за собой власть?

- умные сподвижники

- поддержка народа

- крепкая держава

Учитель литературы: В начале урока я сказала, что интерес к эпохе Петра не ослабевает. Это неоднозначная фигура.

Учитель истории Подлинным "создателем России" был в очах западников Петр I. Кавелин утверждал, что Петровская эра стала той точкой отсчета, исходя из которой 3ападничество применило учение Гегеля о развитии "племени" в нацию к России. До Петра у нас не было истории, не было разумной жизни. Петр дал нам эту жизнь, и потому его значение нескончаемо принципиально и высоко. Он не мог иметь никакой связи с предшествующей российской жизнью, ибо действовал совершенно противоположно её главным началам.

В сфере политики славянофильство было нацелено против государственно-бюрократической системы. К. Аксаков противопоставлял правительство и земщину, служилое сословие и общину. По его мнению, меж ними до этого было согласие, в итоге же реформ Петра I произошел раскол в обществе, служилый класс в культурном отношении отделился от народа (земщины), более того, правительство стало вмешиваться в бытовые, нравственные, экономические устои народа, что пагубно сказалось как на состоянии страны, так и быте народа. Петр, по их мнению, изменил прошлому, действовал против него. (слайд 17)

Каково ваше мнение по этому вопросу?

Учитель литературы : Ф.М.Достоевский писал: "Человек есть тайна, и если ты будешь разгадывать всю жизнь, то не считай, что потратил время даром".

А.С.Пушкин утверждал, что царя, исторического деятеля, нельзя судить по законам современного уголовного суда. Его судит история. В российской истории Пётр 1 был и остаётся царём-победителем, созидателем, революционным преобразователем. (Слайд 18)

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос "Критик М Левидов писал в 1935 году: "Пётр-человек как бы принесён в жертву Петру - государственному деятелю". Согласны ли вы с точкой зрения критика? В чём это проявляется?

Список использованной литературы и Интернет-ресурсы.

А. Толстой, Петр I.-Москва, изд. "Правда", 1986г

  1. А. Толстой, Петр I.-Москва, изд. “Правда”, 1986
  2. Википедия/Стрелецкий бунт (1682
  3. ote4estvo.ruСобытия622-streleckij-bunt.html 
  4. turboreferat.ruhistory/azovskie-pohody-i-velikoe…
  5. planet-x.net.uahistory/history_persons_petrI…
  6. grandars.ru История Западники и славянофилы
  1. А. Толстой, Петр I.-Москва, изд. “Правда”, 1986
  2. Википедия/Стрелецкий бунт (1682
  3. ote4estvo.ruСобытия622-streleckij-bunt.html 
  4. turboreferat.ruhistory/azovskie-pohody-i-velikoe…
  5. planet-x.net.uahistory/history_persons_petrI…
  6. grandars.ru История Западники и славянофилы