Интегрированный урок в 9–10-х классах "Статистический метод определения авторства художественного текста"

Разделы: Математика, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Развивать понимание целостной картины мира через взаимосвязь различных предметов, наук.
  • Показать применение на практике интеграции математики и лингвистики при определении авторства текста.
  • Развивать умение проводить исследовательскую деятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания.
  • Воспитывать логическое мышление через поисковые ситуации.
  • Развивать познавательный интерес к предметам литературы и математики.

Оборудование и материалы:

  • Персональные компьютеры, проектор, доска, раздаточный материал, презентация

Организационный момент:

  • Учащиеся заранее разбиты на 3 группы, внутри групп на 3 подгруппы, компьютеры подписаны для каждой подгруппы, на каждый выложены определённые тексты.

Ход урока

(Слайд 2)

Учитель литературы:

Сегодня у нас необычный урок. Перед вами два учителя, казалось бы далеких друг от друга предметов литературы и математики и странное слово СЕНОВАЛИТР на доске. Наша задача - выяснить, можно ли это все соединить. Вы уже, наверное, обратили внимание на высказывания Рене Декарта и Александра Герцена и скажете можно, но ответите ли, зачем?

Внимательно прослушайте наборы слов из описания дух балов в произведении Пушкина.

Первый бал: Мазурка, раздалась, дрожало, паркет, рамы.

(Слайд 3)

Учитель математики:

Второй бал: Дамы, по лаковым, скользим, доскам, мы.

Учитель литературы:

Как вы думаете, на каком балу танцы были более зажигательные, шумные и подвижные, а на каком - более плавные, церемонные и медленные?

Предполагаемый ответ: Более громкие - на первом балу, более плавные - на втором балу.

Учитель литературы:

За счет чего Пушкин достиг такого эффекта, что читателю или слушателю становится очевидной разница между двумя балами?

Предполагаемый ответ: За счет повторения звуков: в первом случае - "р"; во втором случае - "л" и "м".

Как называется этот прием?

Обсуждение и предполагаемый ответ: Аллитерация. Определение.

Учитель литературы:

Прочитаем весь отрывок описания балов. (Слайд 4)

Значит, что при аллитерации некоторые звуки употребляются чаще, чем это свойственно основному потоку русского языка. В этом мы можем удостовериться с помощью математики, сухих и достоверных чисел.

Учитель математики:

Математику считают сухой и скучной наукой. Но сами математики сравнивают ее с поэзией, некоторые великие математики сами писали стихи, сочиняли музыку. И порою простые числа могут о многом рассказать. Многие математики занимались глубоким изучением художественного текста, на стыке двух наук зародилась математическая лингвистика, где с помощью математического аппарата описываются художественные приемы, стили и многое другое. Давайте повторим некоторые статистические характеристики, которые в дальнейшем нам потребуются. Проведем маленькое статистическое исследование текста:

Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам. (Слайд 5)

Возьмите в раздаточном материале приложение 1

Задача 1.

А. Выберем характеристику или варианту: длину слова в этом фрагменте.

Сколько элементов будет в нашей выборке?

Предполагаемый ответ: 11, столько же, сколько слов. То есть, объём выборки равен 11.

Выпишите ряд данных, затем расположите его в порядке возрастания. Под диктовку ученика записать на доске: 12222348878

Определите размах ряда, медиану, моду, среднее арифметическое (округлите до целых).

Предполагаемый ответ: размах ряда - 7 букв, медиана ряда - слово длиной 3 буквы, мода ряда - слово длиной 2 буквы, средняя длина слова - 4 буквы.

Как вы считаете, действительно в произведениях А.С. Пушкина самое распространённое слово состоит из двух букв, как можно судить по полученным нами данным?

Предполагаемый ответ: Нет

Это происходит потому, что наша выборка мала, то есть, говоря научным языком, нерепрезентативна.

Задача 2.

Б. Выберем другую характеристику: частоту повторения буквы "е".

1) Найдите объём выборки. Предполагаемый ответ: 52

2) Определите частоту варианты "е", ответ округлите до тысячных. Предполагаемый ответ: 3

3) Определите относительную частоту варианты "е". Предполагаемый ответ: 0,058

Аналогично можно просчитать относительную частоту встречаемости каждой буквы. Для того чтобы данные были достоверными выборка должна быть очень большой. Изучая этот вопрос, математики установили интересный факт: оказывается, для каждого языка свойственна своя частотная таблица встречаемости букв.

Учитель литературы: Как вы думаете, какая буква чаще всего встречается в русском языке?

Предполагаемый ответ: а.

Учитель литературы: Давайте проверим ваше предположение по диаграмме. (Слайд 6) Вы видите, что наиболее часто употребляемая буква в русской речи буква "о". Посмотрите снова на слово перед вами СЕНОВАЛИТР. Может быть, теперь вы сможете отгадать тайну происхождения этого слова?

Учащиеся приводят свои рассуждения.

Учитель литературы: Если внимательно посмотреть на диаграмму, то можно увидеть, что чаще всего встречаются буквы: с, е, н, о, в, а, л, и, т, р. Именно из них и составлено слово СЕНОВАЛИТР. Для справки: в английском языке из наиболее часто встречающихся букв составлено слово (Слайд 7)

Учитель математики:

Ещё одной числовой характеристикой языка является соотношение гласных и согласных букв.

(Слайд 8. (Без данных по русскому языку)

Учитель литературы:

Известный русский учёный М.В. Ломоносов писал: "Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".

Как вы думаете, где на этой диаграмме будет располагаться русский язык?

Учащиеся приводят свои рассуждения.

(Слайд 8. Добавляется русский язык)

Учитель математики:

Продолжая скрупулёзно обрабатывать различные художественные тексты, дотошные математики установили, что даже внутри русского языка каждому настоящему художнику слова присуща своя характерная частотная таблица встречаемости букв. Это помогло разрешить много вопросов в литературе.

Учитель литературы:

Много сомнений и споров было по поводу авторства "Тихого Дона". Некоторые исследователи считали, что в 23 года М.А.Шолохов не мог написать такую глубокую и поистине великую книгу. Статистический анализ романа подтвердил гипотезу о М.А.Шолохове, как об истинном авторе "Тихого Дона".

Возьмите приложение 2, просмотрите отрывок из произведения известного писателя. Сможете ли вы определить автора?

Предполагаемый ответ: вероятнее всего ученики не смогут дать верный ответ, если же учащиеся определили автора, учитель предлагает проверить правильность ответа.

Учитель математики:

Воспользуемся помощью математики.

Для определения авторства мы воспользуемся только одной характеристикой: частотой встречаемости букв. В силу ограниченности времени, мы обсчитаем только некоторые буквы. Разделимся на 3 команды. Каждая команда рассчитывает частотные характеристики 3-х букв. Для того чтобы увеличить выборку и повысить достоверность результата, команда делится на три группы (у каждой своя часть текста), затем каждая команда рассчитывает среднее арифметическое и заносит в сводную таблицу свои результаты. Для более быстрого и правильного подсчёта с помощью компьютеров воспользуемся возможностями программы Microsoft Word. Давайте вспомним, как это сделать. (Слайд 9)

Возьмите приложение 3 и пройдите за компьютеры.

Учащиеся рассаживаются за компьютерами, открывают тексты приложение 7, просчитывают относительные частоты определенных букв и возвращаются на свои места.

Каждая команда должна найти среднюю относительную частоту своих букв и занести ее сводную таблицу.

Команды озвучивают свои результаты, и учитель фиксирует их на доске (таблица заготовлена заранее), а команды вписывают все результаты в сводные таблицы.

А теперь возьмите приложение 4, частотные таблицы 3-х авторов Пушкина А.С.,

Толстого Л.Н. и Платонова А.А. и определите автора текста. (Слайд 10)

Предполагаемый ответ: Толстой Л.Н.

Учитель литературы:

Итак, мы убедились в огромных возможностях математики, и в том, что скромные числа могут дать ответы на многие вопросы.

А теперь поиграем: работать будем в парах.

Возьмите лист приложение 5. Здесь зашифровано высказывание. Каждой букве русского алфавита поставлено в соответствие число. Ключом служит частотная таблица русского языка в виде диаграммы, она у вас в приложении 6. Расшифруйте высказывание.

Каждой группе (всего 9 групп) необходимо расшифровать свою часть текста.

После расшифровки по очереди группы зачитывают свои отрывки и получается:

(Слайд 11)

1. О тайнах сокровенных невеждам не кричи,

2. И бисер знаний ценных перед глупым не мечи,

3. Будь скуп в речах и прежде взгляни, с кем говоришь,

4. Лелей свои надежды, но прячь от них ключи.

5. То, что судьба тебе решила дать,

6. Нельзя ни увеличить, ни отнять.

7. Заботься не о том, чем не владеешь,

8. А от того, что есть, свободным стать.

Что за произведение? Кто автор?

Нам подскажет 9-я группа. ("Рубаи" Омара Хайяма) (Слайд 12)

Учитель математики:

Домашнее задание у нас будет творческое: (Слайд 13)

зашифруйте с помощью таблицы или диаграммы своё любимое высказывание: строчку стихотворения или афоризм

Учитель литературы: И подготовьте рассказ об Омаре Хайяме.