Цель: познакомить со стихотворением Б. Пастернака “Золотая осень” и художниками – пейзажистами: И. Левитаном, В. Поленовым, И. Остроуховым.
Задачи:
- дать детям первичное представление о творчестве Б. Л. Пастернака;
- познакомить с художниками, рисующими осенние пейзажи;
- развивать навык правильного осознанного чтения вслух;
- устную речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность;
- учить наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение видеть прекрасное в окружающей природе;
- на примере репродукций картин художников учить детей видеть красоту осенней природы;
- воспитывать желание читать стихи русских писателей, понимать прочитанное.
Оборудование: листья деревьев трех цветов, для деления класса на группы (деление происходит за несколько дней до изучения темы), текст стихотворения Пастернака “Золотая осень”. Каждая группа детей получают предварительное домашнее задание – найти иллюстрации картин различных художников по теме “Осень” и дать краткое описание картины, (картины – репродукции художников – пейзажистов: И Левитана “Золотая осень”, В. Поленова “Золотая осень”, И. Остроухова “Золотая осень”, И. Левитана “Саввинская слобода”, В. Щербакова “Ранний октябрь”, В. Щербаков “Осень”), портрет Б. Пастернака, толковый словарь, открытка с текстом – приглашением.
Ход занятия
- Оргмомент.
Учащиеся заходят в класс, в руках они держат листья, которые они получили при делении класса на группы, проходят к столам, ставят свой лист в вазу, составляя букет и одновременно рассаживаясь по группам.
-Сегодня я вас приглашаю в литературную гостиную на час поэзии. Совсем недавно у себя в почтовом ящике я нашла необычное приглашение.
(читается текст, написанный на открытке)
Приглашаю Вас посетить мое царство. Сейчас в лесу очень красиво. Наступила пора золотой осени. Вас удивит буйство красок в моем сказочном лесу. Я вас очень жду. Осень.
- Я думаю, что мы примем приглашение. Для путешествия нужен проводник. Осень подумала и об этом. Таковым для нас станет Борис Пастернак. Почему? Об этом вы узнаете после выступления учащихся. Они приготовили сообщение об этом необычном человеке. (сообщение учащихся).
- Как вы думаете, почему же именно Борис Пастернак поведет нас в удивительный мир золотой осени?
- Сегодня мы увидим осень глазами Пастернака и попробуем сравнить с нашими впечатлениями об одном из самых чудесных времен года – золотой осени.
-Закройте глаза и вспомните, какая из осенних картин сразу возникает в вашей памяти? Какой вы представляете себе осень? (ответы детей).
- Посмотрите на эпиграф нашего урока. Почему именно его я взяла на сегодняшний урок?
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Н. Рыленков.
3. Проверка домашнего задания.
А сейчас мы отправимся в музей изобразительного искусства. Перенестись туда нам помогут репродукции картин, которые вы нашли по теме “Осень”.
(выступление каждой группы, рассказ о художнике и картине)
- Стихи каких поэтов вспомнили, глядя на эти картины?
(чтение учащимися ранее изученных стихов об осени)
4. Первичное восприятие стихотворения.
- Еще одно необычайно красивое стихотворение вам сейчас прочитает (имя ученика). Оно называется “Золотая осень” и написал его Б. Пастернак.
(Чтение стихотворения заранее подготовленным хорошо читающим учеником)
- Какое настроение создало стихотворение. (ответы детей)
- Давай те в нашей галерее оставим только те картины, которые созвучны настроению автора. Они помогут нам глубже понять стихотворение.
- Физ. минутка.
- Словарная работа
- Закрепление нового материала (беседа с выборочным чтением)
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
Вот кленовый, вот дубовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер – ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
Пока мы отдыхали, некоторые листья из букета упали на стол. Давайте прочитаем слова, написанные на них.
(работа по группам: дети читают слова: чертог, просека, флигель, каталог и объясняют значение с помощью толкового словаря)
Чертог – (устар.) – пышное, великолепное убранство.
Просека – дорога, узкая полоска в лесу, очищенная от деревьев.
Флигель – постройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания. Каталог – составленный в определенном порядке перечень каких – либо однородных предметов.
- Какие чувства испытывает автор глядя на падающие листья? (удивление, восхищение)
- Прочитайте первое четверостишие .
- Что представили, читая эти строки?
- Как понимаете строки “просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера”
- Выберем из картинной галереи ту картину, которая соответствует прочитанным строкам.
- Прочитайте второе и третье четверостишие.
- Какие цвета использует автор в своем стихотворении?
- Какие деревья описывает?
- Как понимаете выражение “как на выставке картин залы, залы, залы, залы”
- Найдите пример олицетворения.
- Выберем картину.
- Почему летящие листья вызывают у автора мысли о старых книгах, одежде, оружии?
- Как будем читать стихотворение? С какой громкостью?
- Выразительное чтение стихотворения. Соревнование групп.
- Итог урока.
Конкурс чтецов. (лучшим вручается кленовый лист)
- Наша литературная гостиная завершила свою работу.
- В каком времени года оказались, благодаря стихотворению Пастернака.
- Какие картины помогли нам глубже понять чувства автора? Почему?
10. Домашнее задание
- Посмотрите внимательно еще раз на эти замечательные картины. Вам предстоит дома превратиться в художников. Прочитайте еще раз стихотворение. Пройдите по осеннему парку. Вглядитесь в красоту природы и нарисуйте свой осенний пейзаж. На следующем уроке я приглашаю вас посетить картинную галерею, в которой будут рисунки, которые вы создадите сами.