Цели:
- Образовательные: изучение философских, исторических, нравственных взглядов Пушкина в отношении к Пугачеву и народному бунту;
- Воспитательные: вызвать глубокие раздумья школьников о вечных и неизменных нравственных идеалах, проблемах морали, поведения человека в ходе истории.
Задачи:
- Увидеть прошлое глазами Пушкина историка, художника, человека.
- Четко определить его исторические, философские и нравственные взгляды на глобальные процессы истории.
- Объяснить особенность мировоззрения Пушкина.
- Научиться искусству анализа художественного произведения, умению размышлять над его проблемами, обоснованию своей точки зрения, умению строить научное развернутое высказывание по изученным материалам.
Ход урока
Эпиграф
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетелем мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились, и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
А.С. Пушкин. 19 октября 1836 г.
(Класс разделен на три группы, дети сидят кругом в три ряда)
Учитель.
Как “кровь……багрила алтари” А.С. Пушкин описывает в повести “Капитанская дочка”, изображая пугачевский бунт. Сегодня мы проводим итоговый, обобщающий урок по повести, сделаем вывод, каков Александр Сергеевич как историк, писатель и человек, как его научные, гражданские и человеческие взгляды проявились при написании повести.
1. Вспомним, что мы узнали об истории создания научного труда “История Пугачевского бунта”? Дайте характеристику Пушкину – историку. Приложение 1. Вопросы для 1 группы
(Ответы учеников 1 группы. Презентация– (Слайды 3,4,5,6,7,8)
1.А.С.Пушкин обладал чувством подлинного историзма, был историком-тружеником. Как историк, он обладал философским складом ума, широтой кругозора, четкой гражданской позицией и честностью в освещении фактов. Он использовал архивные документы, хроники, мемуары, живые предания очевидцев, предприняв поездку по местам пугачевского восстания.
Сам А.С. Пушкин в письме к А.Х. Беккендорфу писал: “Я по совести исполнил долг историка, изыскивал истину с усердием и излагал ее без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей”.
2. Каков образ Пугачева в историческом труде?
Описан в конкретной, документально зафиксированной исторической деятельности;
Как личность, жесток к людям, безнравственен, опасается за свою жизнь.
Случайно стал главой восстания, не имеет программы действий, практической подготовки полководца.
Не единовластный монарх, полностью зависит от мнений казацких старшин.
Казнен не один, а вместе с соратниками. Во время казни проявляет не лучшие человеческие качества, теряет силу духа, волнуется, суетится.
Учитель. На основе “Истории пугачевского бунта” Пушкин создает художественное произведение – повесть “Капитанская дочка”
(Слайды 9,10)
1. Каковы ваши впечатления о том, каким Пушкин изобразил Пугачева в художественном произведении? Приложение 1. Вопросы для 2 группы.
(Слайд 11)
Учитель около слайда поет песню “Не шуми, мати зеленая дубравушка”. В песне отражен путь, судьба Пугачева)
(Ответы учеников 2 группы.
1.Я хочу прочесть стихи:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смутного таит
Неизъяснимы наслажденья,
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
А.С. Пушкин “Пир во время чумы”
Я думаю, Пугачев в повести таковым и показан. Он мог “обретать и ведать” “упоение в бою”, “неизъяснимы наслажденья”, быть “счастливым средь волненья”.
2 ученик.
Меня поразило мнение М.И. Цветаевой, высказанное ею в статье “Пушкин и Пугачев”. Она считает, что Пушкин был очарован своим героем. “От Пугачева на Пушкина… шла могучая чара… Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя ее круглой сиротой…, такого любить никакая благодарность не заставит. А чара и не то заставит. В “Капитанской дочке” Пушкин подпал под чару, подпал и до последней строки из нее не вышел… Чара – в его черных глазах и черной бороде, чара в его усмешке, чара в его опасной ласковости, чара в его напускной важности.
Гринев из-под чары не вышел, Пушкин из-под чары не вышел”.
Стало быть, Пушкин изобразил Пугачева “чаровником”.
3 ученик.
Фигура Пугачева мощная и трагическая. В повести он выступает в ролях бродяги – беглого козака, государя, убийцы, спасителя, преступника, мученика.
Где появляется Пугачев, возникает тревожная, загадочная атмосфера: сначала бурана, метели, потом мятежа, крестьянской войны.
Образ Пугачева как крестьянского народного вождя показан в свете концепции русского национального характера.
(Слайд 12)
Он умный сметливый
У него широкая натура
Он способен совершать благородные поступки,
Он смел и отважен,
Памятлив на добро,
Свободолюбив
Вместе с тем
Образ Пугачева противоречив и непредсказуем: (Слайд 13)
жестокий лукавый страшный смешной недоступный для понимания одинокий |
великодушный прямой ласковый важный простой вождь восстания |
Он наполняет всю повесть глубоким смыслом, жизнь Гринева – глубоким содержанием.
Учитель. Пугачев изображен всесторонне, на него смотрим глазами разных людей
5.Для всех ли героев повести Пугачев одинаковый? (Слайд 14)
(Зачитывание мини-сочинений, в которых показаны разные мнения героев повести о Пугачеве. Мини – сочинения основаны на тексте.
Приложение 1.
- Савельич.
- Официальная точка зрения.
- Гринев.
Таким изобразил Пугачева Пушкин – художник.
Что вы можете сказать о Пушкине – художнике. Одинаково ли он изобразил Пугачева в художественном и историческом труде?
Пушкин-художник показал личность Пугачева. “Его видишь, его слышишь”, - писал П.Вяземский. Пугачев был фигурой таинственной, и Пушкин стремился постичь природу этого человека.
Здесь он показал не только безжалостного тирана, но живого, чувствующего человека. Поэтому у Гринева, да и у нас, проявляется чувство сострадания к Пугачеву, тогда как к историческому Пугачеву только неприязнь. Пушкин был очарован Пугачевым.
6. Учитель. Изображение Пугачева позволило Пушкину показать два мира – мир, который возглавляет Пугачев, и мир, который противостоит ему, мир, который возглавляет Екатерина. Он показал два народа, две правды в одной империи.
Две правды. У каждого она своя. (Слайд 15)
Пугачев с его требованиями человечности в отношении к угнетенным | Екатерина – представительница монархической власти. |
Непримиримы, третьей правды нет (Слайд 16) |
|
Сказка об орле и вороне в
устах Пугачева говорит о стремлении Пугачева и
народа к вольной, яркой жизни, где его силы могли
бы развернуться. Но здесь видна и их политическая наивность. Взрыв возмущенной народной стихии лишен какой-либо четкой политической сознательности, он превращается в кровавый бунт. Повстанцы действуют импульсивно, словно в экстазе, ими руководит социальный инстинкт. Свободу они превращают в разгул, своеволие и произвол, в мечту “царствовать” в свою волю, но не могут больше существовать под властью деспота и тирана. |
Императрица даже помыслить
не может о прощении повстанцев, соучастников и,
тем более, Пугачева – вождя “кровавого бунта” Только случайно, неофициально встретившись, Маша смогла рассказать действительную историю Гринева императрице. Но не будь этой случайной встречи или даже добейся Маша официальной аудиенции- не было бы прощения честному и верному офицеру Гриневу. В финале описано “благоденствующее” потомство Гриневых”. “Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова”. Вторая награда императрицы за службу тоже не щедрая. У самодержавной власти своя правда, и простить даже представителей и защитников своей касты они не намерены. |
Можно ли примирить власть и человечность?
Примирение невозможно.
Пока противостоят два мира, бунт неизбежен. Очень страшный бунт, несущий смерть и разрушение. И неизбежно его подавление.
(Слайд 17)Пушкин, сознавая, что крестьяне были доведены до бунта отчаянным положением, выступает против него: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”
К такому решению он приходит, так как ясно понимает: бессмысленный бунт обречен на провал. Это доказала история (поражение декабристов, поражение пугачевского восстания)
Беспощадность бунта зафиксирована в исторических документах и художественно показана в “Капитанской дочке”. А беспощадность по нравственным понятиям любого гуманного человека никогда не допустима.
Пушкин –человек
Но есть еще Пушкин-человек, он задается вопросом: “Есть ли третья правда ?” Вопросы 3 группы. (Слайд 18, 19)
7. Учитель.. Он нашел третью правду. В чем она?
Подняться над жестоким веком, сохранив гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей – такова, по мнению литературоведов, главная мысль романа и “третья правда”.
В “Капитанской дочке” Пушкин решал художественно гуманистическую проблему: “Как достичь единства нации, как примирить противоречия, на какой основе это возможно”. И показал, что возможно как раз на основе “третьей правды”.
Она в уважении к человечности, к личности других людей, к их простым нравственным чувствам. И возможность для сближения людей разных классов показали Гринев и Пугачев.
Гринев проявляет жалость к
замерзшему мужику. Желает добра Пугачеву, сочувствует ему при казни |
Пугачев по – отечески сочувствует Маше и Гриневу, помогает им. |
(Слайд 20)
Дворянин и его враг находят общий язык, на короткий срок, но устанавливается взаимопонимание. Пушкину оно особенно дорого и является примером “ТРЕТЬЕЙ ПРАВДЫ”.
Учитель.
Примером третьей правды” является и отношение Пушкина к Савельичу. (Слайд 21)
Пушкин – гений русской литературы, слава русского государства, автор, создатель свободолюбивой лирики, антикрепостник.
Савельич – дядька, крепостной, стремянной, проявляющий непримиримую позицию, выражающий претензии к Пугачеву, в принципе, к своему освободителю от крепостной зависимости.
Савельич сам считает подневольное положение единственно возможным для себя.
Каково же отношение Пушкина к Савельичу?
Писатель Ф. Искандер считал: “В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни”.
Пушкин воспел высокую нравственность Савельича – его святую преданность людям. У Савельича “преданность выступает во всех обличиях. Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах, он воспел и в образе Савельича. Идея преданности с неожиданной силой погружает нас в уют, спокойствие и доверие”. В этом “третья правда”.
И трогает добрая молитва крепостного дядьки о барчуке: “Слава тебе, владыко! — сказал он перекрестившись.— Чем свет оставим крепость и пойдем куда глаза глядят. Я тебе кое-что заготовил; покушай-ка, батюшка, да и почивай себе до утра, как у Христа за пазушкой”.
Это и есть “третья правда” и высокая человечность.
Подведение итогов.
В жизни нужна преданность, любовь, добро, сострадание и помощь, а не кровавый бунт, бессмысленный и беспощадный.
Приложение 1
Вопросы для 1 группы.
- Что мы узнали об истории создания научного труда А.С.Пушкина “История Пугачевского бунта”
- Каков образ Пугачева в историческом труде Пушкина?
- Дайте характеристику Пушкину – историку.
- Прочитайте сочинение о Савельиче.
Вопросы для 2 группы.
Вопросы для 3 группы.
- Прочитайте сочинение о том, каким представляют себе официальные власти Пугачева.
- Есть ли “третья правда”? В чем она заключается?
- Можно ли примирить власть и народ?
- Дайте характеристику Пушкину – человеку.