Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью А.Т. Твардовского, со становлением его как поэта, с историей создания поэмы «Василий Тёркин»;
- формировать навык исследования художественного произведения в рамках литературного краеведения;
- сквозь призму литературного произведения посмотреть на тот край, что взрастил писателя, стал почвой его художественного мира;
- развивать познавательную активность учащихся через исследовательскую работу на уроке;
- воспитывать любовь к родному краю через отношение писателя к своей «малой» родине.
Предварительное домашнее задание:
- подготовить сообщение об истории создания поэмы «Василий Тёркин» по материалу учебника;
- прочитать главы поэмы: «О себе», «Гармонь», «Кто стрелял?», «О награде», «О герое»;
- индивидуальные задания:
- краткое сообщение о Твардовском;
- стихотворение наизусть.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация (Приложение);
- учебник по литературе для 8 класса, часть 2, автор-составитель Г.И. Беленький;
- текст поэмы «Василий Тёркин» (или указанные главы);
- распечатка стихотворения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
(Слайд 1) Александр Трифонович Твардовский, чьё творчество мы начинаем изучать, заметил однажды:
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
На этот раз резон особый
Их сочетать позволит мне.
И тот и тот – мне кстати оба,
И путь мой выгоден вдвойне.
Наверное, каждый из вас любит путешествовать, «пускаться с места вдаль». Сегодня на уроке мы тоже совершим путешествие, правда, не совсем обычное. Такие путешествия А.Т. Твардовский относит в своём стихотворении ко второму разряду. Мы попытаемся, не сходя с места, побывать в близком сердцу поэта крае, почувствовать ту любовь, с которой Твардовский говорит о своей «малой» родине в поэме «Василий Тёркин», и как эта «малая» родина связана с родиной «большой». (Слайд 2)
В статье «О родине большой и малой» Твардовский писал: «…в творениях подлинных художников – и самых больших, и более скромных по своему значению – мы безошибочно распознаём приметы их малой родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, орловско-курские, тульские, приднепровские, волжские и заволжские, степные и лесостепные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особый облик этих мест и краев, цвета и запахи их лесов и полей, их вёсны и зимы, жару и метели, отголоски их исторических судеб, отзвуки их песен, своеобразную прелесть иного местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами великого, единого языка»[1].
Вот эти приметы мы и будем искать. Путеводителем нашим будет художественный текст поэмы Твардовского «Василий Тёркин», а вы сегодня – путешественники-исследователи.
III. О писателе.
1. Реализация индивидуального домашнего задания: краткое сообщение о Твардовском.
(Примерный рассказ подготовленного ученика):
Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии в многодетной семье сельского кузнеца. Смоленск находится в Центральном округе России и стоит на берегу Днепра (Слайд 3). В то время это был небогатый, но очень красивый город. Детство и юность Твардовский провёл в лесной глуши, на своём родном хуторе, где «в тени обкуренных берёз» ютилась деревенская кузница его отца. (Слайд 3, щелчок) И хотя впоследствии поэт окончил институт истории, философии и литературы и стал одним из самых известных в Советском Союзе писателем, он навсегда сохранил кровную связь со своими родными местами.
2. Чтение отрывка учителем:
На хуторском глухом подворье,
В тени обкуренных берёз,
Стояла кузница в Загорье,
И я при ней с рожденья рос.
И отсвет жара горнового
Под закопчённым потолком,
И свежесть пола земляного,
И запах дыма с дёготком
Привычны мне с тех пор, пожалуй,
Как там, взойдя к отцу в обед,
Мать на руках меня держала,
Когда ей было двадцать лет.
3. Слово учителя.
В шестилетнем возрасте Твардовский почувствовал жажду складывать стихи.
(Слайд 4) (Демонстрируется фотография, где шестилетний поэт стоит между родителями. Фотография поясняется отрывком из воспоминаний поэта)
В «Автобиографии» Твардовский сообщает: «Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое моё стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнёзд, я пытался написать, ещё не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. Там не было ни лада, ни ряда – ничего от стиха, но я отчётливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание всего этого – и лада, и ряда, и музыки, - желание родить их на свет и немедленно, - чувство, сопутствующее и доныне всякому замыслу».[2]
Так рождался поэт Твардовский.
(Слайд 5) (Демонстрируется портрет Твардовского в газете «Смоленская деревня»)
Здесь Твардовскому 16 лет.
* Вы заметили, какие ясные глаза и как глядят – умно и прямо?
Под портретом написано: «Селькор – поэт Твардовский».
* Знаете ли вы, кто такой селькор? (Сельский корреспондент. Если дети не смогут сразу ответить на этот вопрос, можно обратиться к их знаниям по морфемике и словообразованию и, выяснив способ образования слова, прийти к ответу)
Селькор – это не какая-то должность, а общественная работа, в те годы – опасная. В «Автобиографии» поэт рассказывал, что писал в газету о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях.
* Представляете, как были потрясены родные и односельчане, увидев газету с портретом и стихами?
Поэтические занятия сына вызывали у отца и матери вместе с гордостью и сомнения, и тревогу: они знали, что писательство не сулит больших выгод, что судьба писателей бывает трудной. А в газете прямо так и напечатано: поэт! Заметил и оценил боевой дух и талант юного селькора М.В. Исаковский, в то время уже известный на Смоленщине писатель. А стихи были вот какие (Слайд 5, щелчок):
4. Выразительное чтение наизусть (читает подготовленный ученик) и беседа (на каждой парте распечатка стихотворения):
Дышат грудью запотелой
Желтогривые овсы,
Чем-то тёплым, чем-то спелым
Веет с нашей полосы.
Дай ступну ногой босою
По колючему жнивью,
Дай блестящею косою
Срежу полосу мою.
Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь…
* Можно ли понять из этого стихотворения, что речь идёт о родном для поэта крае? (Да)
* Найдите приметы, которые помогли вам это понять. (Притяжательные местоимения «нашей», «мою»; характерное для местного говора слово «ступну»; точное и яркое описание поля, знакомого с детства; употребление глаголов в 1-м лице ед. ч., это даёт понять, что автор пишет о себе, и пр.)
* Какие чувства лирического героя переданы в этом стихотворении и с помощью каких изобразительно-выразительных средств это подчёркивается? (Автор с теплотой и нежностью пишет о родном крае, выражая свою любовь с помощью эпитетов: «желтогривые овсы», «жарким потом»; метафор: «дышал грудью запотелой», «овсяный говор нивы»; повторяющегося глагола «дай», выражающего желание лирического героя потрудиться на родном поле, ощутить прелесть «колючего жнивья»; автор передаёт запах, знакомый с детства и даёт прямую оценку состояния лирического героя: «вдвойне…счастливый».)
Это чувство к родному краю пронесёт А.Т. Твардовский через всю свою жизнь и творчество (учитель читает наизусть):
За тысячу вёрст
От родимого дома
Вдруг ветер повеет
Знакомо – знакомо…
За тысячу вёрст
От родного порога
Просёлочной, белой
Запахнет дорогой,
Ольховой, лозовой
Листвой запылённой,
Запаханным паром,
Отавой зелёной,
Картофельным цветом,
Желтеющим льном
И тёплым зерном
На току земляном…
IV. История создания поэмы «Василий Тёркин».
1. Слово учителя.
Именно с любви к родному краю начинается любовь к «большой» Родине, особенно ярко проявляющаяся в трудное для всей страны время. Может быть, трепетное отношение Твардовского к своей Смоленщине дало возможность поэту в годы Великой Отечественной войны написать книгу, которая сразу стала нужной, как хлеб и оружие, и осталась доныне одним из лучших произведений о подвиге народа на войне. Вы уже, наверное, догадались, что я имею в виду поэму Александра Трифоновича «Василий Тёркин». (Слайд 6)
* Как же создавалась эта поэма?
2. Монологический ответ учащегося об истории создания поэмы (реализация домашнего задания).
(В учебнике даны отрывки из статьи А.Т. Твардовского «Как был написан «Василий Тёркин»». Учащиеся должны были дома на основе предложенного материала составить связный рассказ.)
(После сообщения возможны дополнения других учащихся.)
V. Исследование глав из поэмы.
1. Глава «О себе».
* Ребята, есть ли среди прочитанных вами глав «смоленские»? (Да, во всех этих главах есть приметы Смоленщины.)
Одна из глав поэмы называется «О себе», повествование в ней ведётся от имени самого автора.
* Давайте выразительно прочитаем эту главу и попытаемся найти приметы родного для поэта края.
(Учитель читает текст, учащиеся следят, работая с карандашом, и отмечают приметы Смоленщины.)
* Что мы узнаём о Смоленском крае и о самом авторе из этой главы? (Ребята называют приметы Смоленщины и отдельные факты из жизни Твардовского: лес, густой, зелёный, где каждый листик радостен и свеж от первого летнего дождя; в нём растёт орешник, куда автор в детстве бегал с друзьями за орехами; хвойная чаща с муравьиным духом, запахом смолы; пение птиц, речка, родной дворик, шалаши из веток, школьный учитель, родители и сёстры и т. д. – всё это всплывает в памяти автора.)
* Какие языковые средства использует автор, чтобы передать высокую эмоциональность этой главы? (Дети отмечают использование личного (я) и притяжательного (мой) местоимений; Эпитеты, сравнения, метафоры; ряды однородных членов, многократное повторение отрицательной частицы; неполные предложения, инверсию, распространённые обращения к родной стороне; оценочную лексику и пр.)
* Что мы узнаём из этой главы о герое поэмы Василии Тёркине? (Он земляк автора.)
* Как вы думаете, почему Твардовский сделал Тёркина своим земляком? (Ребята высказывают своё мнение. Учитель подытоживает сказанное и подводит учащихся к мысли, что всё это усиливает лирическое начало книги.)
* Можно ли утверждать, что глава «О себе», где автор с любовью вспоминает и описывает родной край, связана с образом «большой» родины? Обоснуйте свой ответ. (Да, можно. Связь «малой» и «большой» родины очевидна: война – это страшная пора для всей страны, боль всего народа, и каждый человек переживает чувства, подобные авторским. Об это прямо говорится в поэме: «…Вместе с нашею победой / Я иду, я не один.», «Я ограблен и унижен, / Как и ты, одним врагом.», «Друг мой, так же не легко мне, / Как тебе с глухой бедой.»)
2. Исследование других глав (групповая работа). (Учащиеся делятся на группы, каждая группа будет работать над отдельной главой; главу предлагает учитель.) (Слайд 7)
* Попробуйте теперь сами, работая в группах, найти приметы Смоленщины и определить связь «малой» и «большой» родины, подтверждая свои мысли текстом поэмы. На подготовку вам 12–15 минут.
(1 группа работает с главой «О награде». Ребята находят и комментируют строчки, где герой вспоминает «родимый сельсовет», своё босоногое детство, где он мечтает очаровать местных девчонок. Не должна пройти мимо учеников и грусть автора, звучащая в конце главы («А не носит писем почта / В край родной смоленский твой.», «Нет дороги, нету прав / Побывать в родном селе.») Единство «малой» и «большой» родины отчётливо звучит в последней строфе главы.
2 группа работает с главой «Гармонь». Учащиеся должны отметить песню («Стороны родной смоленской / Грустный памятный мотив…»), что согрела бойцов в лютый холод на случайном привале. Потом – весёлый танец, музыку которого боец-гармонист, конечно, тоже привёз из дому. Воспоминание о доме, печаль и озорное веселье, солдатское единение, душевная боль и мужество – всё соединилось в родной мелодии.
3 группа работает с главой «Кто стрелял?». Ученики отмечают, что глава начинается воспоминанием о том, что живёт в сердце каждого бойца на войне. Ему и от окопа «пахнет пашней, летом, мирным и простым», и жужжание майского жука тревожит его «ненужной горькой лаской». Этот звук пробудил память о поре прекрасной, всегда немного тревожной, может быть, уже и невозвратимой (образ «малой» родины). Важно заметить, что интонация повествования меняется во второй части главы («И вдруг…»). Здесь нарастает иной звук (может быть, именно он показался жужжанием майского жука) – звук пикирующего бомбардировщика. Учащиеся находят строчки, в которых и раскрывается до конца суть той силы, что вела в «огонь кромешный» этих парнишек «двадцати неполных лет».
4 группа работает с главой «О герое». Ребята без труда найдут строчки о родном крае автора и героя, прокомментируют чувства, переданные автором, и свяжут образ «малой» родины с «большой», подтвердив свои мысли словами последней строфы, звучащей как вывод об их единстве.
Если позволяет время, можно продолжить работу и над другими главами («Генерал», «На Днепре» и пр.). Вся поэма даёт бесконечно большой материал для разговора о том, как создаются образы «большой» и «малой» родины.)
VI. Заключение.
Сегодня мы с вами совершили заочное путешествие в Смоленский край, близкий сердцу А.Т. Твардовского. Мы попытались посмотреть на «малую» родину писателя, что стала почвой его художественного мира, сквозь призму литературного произведения и связать её с образом родины «большой».
* Что, на ваш взгляд, нам это дало? (Это позволило нам не только познакомиться с родными местами Твардовского, но и лучше понять личность самого писателя, острее почувствовать лирическое начало поэмы, связать стихи с представлением об авторе, о единении его со всем, о чём говорится в стихах.)
VII. Домашнее задание.
(Слайд 8)
-
Творческая работа: написать мини-сочинение на одну из предложенных тем:
а) «Что я узнал о родине Твардовского из поэмы «Василий Тёркин»?»;
б) «Какой мне представляется личность Твардовского (на основе «смоленских» глав)?;
в) А может быть, кому-то захочется рассказать в стихах о своём родном крае. Название работы сформулируйте сами. -
Подготовить выразительное чтение главы «Переправа», устно ответить на вопросы на стр. 101 учебника.
Литература:
- Твардовский А.Т. О родине большой и малой. nasledie.smolensk.ru/pkns/index.php?option=com_content&task=view&id=544&Itemid=112
- Автобиография. www.litera.ru/stixiya/articles/279.html
- Твардовский А.Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. – М.: Дет. лит., 1978.
- Кондратович А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М., 1978.
- Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.