Сверхзадача урока: развитие гармонично-развитой личности.
Задачи урока:
обучающая: при помощи работы в малых группах научить обобщать, систематизировать, анализировать изучаемый материал;
развивающая: содействовать развитию самостоятельной инициативы и творческой активности; развивать познавательный интерес, речь, внимание, выразительное чтение;
воспитательная: воспитание креативности, морально-нравственных качеств.
Цель: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Методы: словесные, иллюстративные, проблемные.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Оборудование: портреты, иллюстрации, выставка книг, таблицы.
Эпиграф:
Ах! Ведает мой добрый гений,
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие моих творений.
А.С.Пушкин
Ход урока
I. Вводно-мотивационный
Вступительное слово учителя
Наш урок мне бы хотелось начать известными пушкинскими строчками:
– О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
– Сегодня в нашей творческой мастерской мы с вами попытаемся сделать одно из “чудных” открытий: что же такое стихи: мгновение или вечность?
Думаю, что все для открытия у нас с вами есть: и просвещенья дух, и опыт, и гений, и случай.
Тема нашего литературного диалога начинается Пушкиным. Мы завершили изучение творчества Поэта, поэтому все наши высказывания, аргументы, мысли будут, конечно же, связаны с Пушкиным.
– Наш литературный диалог, по традиции, мы начнем с вопроса моему однокласснику. Кто начнет?
II. Актуализация знаний.
Повторение изученного
Задание: Учащиеся задают вопросы по творчеству Пушкина друг другу и отвечают на них. Например:
Какие произведения Пушкина понравились и почему?
В чем гениальность поэта?
Кто из героев понравился и почему?
Назовите художников, рисовавших портреты поэта.
III. Операционно-познавательный
1. Переход к проблеме урока.
– Если у вас закончились вопросы, то позвольте мне вам задать вопрос: а что же такое стихи? Как они создаются?
/Учащиеся отвечают на вопросы/
2. Обобщение учителя
Вы все правы. Стихи отражают мысли и чувства поэта. В то же время – это всего лишь строчка поэтического текста. И нужен огромный талант, чтобы вложить в короткую строчку такое огромное чувство, как любовь, чувство долга, благородство или ненависть, печаль, грусть. Иначе мы, люди 21 века, почему с волнением и трепетом их читаем?
– Так что же такое стихи: мгновение или вечность?
IV.
Задание №1 Творческая мастерская.
– Дайте токование лексических значений словам мгновение и вечность путем подбора синонимов.
Возможные варианты ответов : миг, момент – бессмертие.
Слово учителя.
– Пушкин желал своим творениям бессмертия.
– Ребята, как эти слова изучаются в лексике?
/антонимы/
– Это противоречие между мгновением и вечностью мы и попытаемся разрешить в нашей творческой мастерской открытий.
У Ф.М. Тютчева есть слова:
В наш век стихи живут два-три мгновенья,
Родившись утром, вечером умрут.
V.
Задание №2. Творческая мастерская.
– При разрешении противоречия можете подтвердить или опровергнуть это высказывание.
Работа над проблемой в группах /парах/
– Для работы над проблемой вы можете выбрать любую форму работы: в группах, парах. Решение проблемы – свое открытие – представить в виде схемы, кластера, таблицы, тезисов.
VI. Выступление учащихся с решением проблемы (5 минут на одно выступление)
VII. Вывод:
– Решая противоречия между мгновением и вечностью, мы сделали чудное открытие: стихи – вечность. М.Погодин ответил В.М.Тютчеву:
“…стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и мысли, их волнующие, принадлежат к разряду вечных”.
VIII. Презентация домашнего задания.
– А сейчас настало время представить свое домашнее задание. Не забудьте связать свое выступление с Пушкиным.
/Стихи наизусть, викторины, кроссворды, иллюстрации, эссе и т.д. /
IX. Инструктаж домашнего задания
Написать эссе.
X. Рефлексия.
– Какое открытие мы сделали сегодня в нашей творческой мастерской?
Возможные ответы учащихся: Желание А.С. Пушкина сбылось. Его творения обрели бессмертность. Его стихи – вечность.