Цели урока:
- Продолжить знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, учить анализировать прочитанное, использовать названия произведений и их героев в игре.
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Прививать любовь и внимание к близким и окружающим людям.
Подготовка к уроку:
- Прочитать рассказы и басни Льва Николаевича Толстого для детей.
- Найти материал о жизни и творчестве писателя.
- Разделиться на две команды.
Оборудование:
- выставка рисунков;
- выставка книг;
- портрет Л.Н. Толстого;
- странички устного журнала.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение учащимся темы и задач урока.
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня, ребята, на уроке внеклассного чтения мы перелистаем страницы устного журнала, где будем говорить о человеке, чье имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во многих странах мира.
Имя этого человека – Лев Николаевич Толстой (вывешивается портрет Л.Н. Толстого).
Листая страницы устного журнала, вам придется потрудиться, отвечая на вопросы и выполняя задания.
Так как заранее мы разделились с вами на две команды, то наш урок пройдет в виде соревнования.
Команды готовы. Наш урок начинается!
Первая страница устного журнала – «Библиографическая». (Название страниц выносится на доску.)
- Как вы думаете, ребята, о чем расскажет нам данная страница? (Выслушиваются ответы и рассуждения учащихся.)
- Верно, ребята. На этой страничке мы узнаем о жизни писателя. (Вопросы задаются по очереди каждой команде.)
1-й вопрос: В каком году родился Лев Николаевич Толстой? (1828 г.)
2-й вопрос: Где родился писатель? (В имении Ясная Поляна Тульской области.)
3-й вопрос: По рождению и воспитанию Лев Николаевич Толстой принадлежал к
высшей помещичьей знати в России. Какой? (Он был графом.)
4-й вопрос: Какими языками владел Лев Николаевич Толстой?
(Свободно владел: английским, французским, немецким языками.
Читал на итальянском, польском и чешском языках.)
5-й вопрос: Где и для кого Л. Н. Толстой открыл школу?
(В своем имении Ясная Поляна для детей крестьян.)
6-й вопрос: По каким книгам он учил детей?
(Т.к. учебников не было, Толстой написал их сам. Так появились «Азбука» и
«Четыре русские книги для чтения».)
Вторая страница устного журнала – «Узнай героя».
- Как вы уже знаете, в своих произведениях Л.Н. Толстой боролся с существующим злом, неправдой. Он призывал каждого человека осмысливать свои поступки, отвечать за них, бороться со своими недостатками.
По прочитанным мною отрывкам, вы должны будете узнать произведение Л.Н. Толстого, назвать его жанр и героев и сказать чему учит нас это произведение?
1-й отрывок: «Ты только отпусти меня, - говорит – я тебе послужу. Я тебе
других перепелов в сеть заманю». (Басня «Охотник и перепел», перепел.)
2-й отрывок: «Несчастный я! По колено в соломе скакал – не падал, а тут на
гладком поскользнулся». (Басня «Теленок на льду», теленок.)
3-й отрывок: «Хозяин хочет послушать, как я пою. Подобрался поближе к хозяину
и закричал ему над самым ухом». (Басня «Хозяин и петух», петух.)
4-й отрывок: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы
веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем». (Басня «Белка и волк»,
белки, волк.)
Страница «Игровая-плясовая».
- Граф Толстой почитал крестьянский труд и сам много трудился, а после напряженной работы любил играть и плясать с детьми. У нас с вами тоже подошло время отдыха. (Дети встают в круг, исполняя песню и повторяя движения за учителем.)
Игра «Метелица».
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет.
Ай, жги, ай жги, говори.
Скоро все она дорожки заметет.
Запряжем мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, ай жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей.
Страница «Пословицы и поговорки».
- Это будут модернизированные пословицы и поговорки. Изменив всего одно или два слова, верните им прежнее звучание.
- К каким произведениям Толстого их можно отнести? Как вы их понимаете?
(Командам раздаются заранее подготовленные карточки с измененными пословицами)
1-я пословица: Назвался грузом – полезай в кузов. (Назвался груздем – полезай в кузов.)
2-я пословица: Чтение – лучшее мучение. (Чтение – лучшее учение.)
3-я пословица: Кто мало говорит, тот много съедает. (Кто мало говорит, тот много делает.)
4-я пословица: Скучен день до вечера, коли делать уроки. (Скучен день
до вечера, коли делать нечего.)
Страница«Кроссворд».
- На этой странице я проверю как вы знаете произведения Л.Н. Толстого, их жанры и героев. (Командам раздаются заранее подготовленные заготовки кроссвордов.)
По горизонтали:
1. То, что было в прошлом. (Быль.)
2. Писатель, который основал школу для крестьянских детей. (Толстой.)
3. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)
По вертикали:
1. Короткое, поучительное стихотворение, рассказ. (Басня.)
4. Кто родится с усами? (Котенок.)
5. Некрасивый он, пожалуй, вместо носа шланг пожарный. (Слон.)
6. Быль Л. Толстого «… и собачка». (Лев.)
7. Как гуси Рим ... . (Спасли.)
Страница «Поздравительная».
- После того как жюри подведет итоги, мы перелистаем одну из самых приятных страничек нашего журнала – «Поздравительную». (Жюри подводит итоги конкурсной части урока, учащиеся записывают домашнее задание.)
III. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы говорили о писателе, который прожил долгую удивительную жизнь. Назовите его.
- Что удивило вас в его биографии, его творчестве?
- Что для вас было новым?
- Ребята, особое внимание хочу обратить на выставку книг Л.Н. Толстого. Здесь находятся уже прочитанные вами книги; книги, которыея рекомендую вам прочитать в ближайшее время и произведения, с которыми вы будете знакомиться в старших классах.
Удачи Вам! Спасибо за работу!