Урок литературного чтения "С. Баруздин "Стихи о человеке и его словах"

Разделы: Литература, Начальная школа


Учебный предмет: литературное чтение.

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Ефросинина Л.А.

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

1. Познакомить обучающихся с творчеством С. Баруздина (на материале произведения “Стихи о человеке и его словах”).

2. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Развивать осмысленность и выразительность чтения.
Включать обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым стихотворением.
Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:

  • Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.
  • Тетрадь: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Выставочный стенд с книгами С. Баруздина.
  • Карточки для целеполагания и рефлексии.
  • Выставка детских иллюстраций к произведению Б. Заходера “Перемена”
  • Компьютерная презентация урока.
  • Карточки для работы в группах.
  • Цветные карандаши для самооценки работы.

Структура урока:

  • Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).
  • Проверка домашнего задания (7 минут).
  • Знакомство с новым автором (3 минуты).
  • Самостоятельная работа со стихотворением С. Баруздина (3 минуты).
  • Динамическая пауза (1 минута).
  • Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения(17 минут).
  • Рефлексия(3минуты).
  • Информация о домашнем задании(1минута).

1. Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).

Задачи:

– проверить готовность классного помещения к уроку;
– проверить наличие необходимого оборудования урока;
– помочь обучающимся самостоятельно сформулировать цели и тему работы на уроке;
– закрепить знания учеников о “заместителях” жанров и тем литературных произведений.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Целеполагание

– Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

Учитель предлагает для составления табло желаний следующие карточки:

На уроке я хочу:
– слушать;
– играть;
– читать;
– узнавать новое;
– рассуждать;
– решать задачи;
– выделять орфограммы;
– рассказывать.

 

 

 

 

– Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

– Если вы внимательно посмотрите на табло с нашими желаниями, то сможете самостоятельно сформулировать и тему урока.

 

 

 

 

 

Обучающиеся выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

– Не можем, потому что не знаем тему урока.

Дети догадываются, что треугольник – это “заместитель” жанра стихотворения, а желтый цвет – это “заместитель” темы “О детях и для детей”.

Самостоятельно формулируют тему урока:

– Мы продолжим работать с произведениями о детях и для детей.

2. Проверка домашнего задания (7 минут).

Задачи:

– закрепить умение детей соотносить автора и произведение;
– проверить выразительность чтения;
– продолжить работу по развитию связной речи обучающихся;
– проверить умение точно иллюстрировать отрывки изучаемых произведений.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
– С какими произведениями мы познакомились вчера?

Слайд 2.

– Дома вы выполняли домашнее задание по выбору.

 

Отвечают на вопрос учителя :

– А. Барто “ Катя”, Б. Заходер “Перемена”

 

 

 

 

Учащиеся демонстрируют подготовленные задания (по выбору):

1. Чтение стихотворения “Катя” наизусть;
2. Выразительное чтение стихотворения “Катя” по учебнику;
3. Устное выполнение задания № 2 стр. 36;
4. Иллюстрирование стихотворения.

3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором (3 минуты).

Задачи:

– познакомить обучающихся с некоторыми этапами жизни и творчества детского поэта и писателя Сергея Баруздина.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
– В нашем ряду (показывая на слайд презентации) появился еще один автор, который писал свои произведения о детях и для детей. Это Сергей Алексеевич Баруздин.

Рассказ об авторе.

Слайды 3–8.

Слушают учителя.

4. Самостоятельная работа со стихотворением С. Баруздина (3 минуты).

Задачи:

– формировать осознанность самостоятельного чтения молча.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
– Прочитайте фамилию автора, название и текст стихотворения. Самостоятельно читают фамилию автора, заголовок.
Читают молча текст стихотворения.

5. Динамическая пауза (1 минута).

Задачи:

– снять умственное напряжение детей;
– дать возможность проявить двигательную активность.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Почитали? Отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем!
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
3 наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
Всем улыбки подарить
И к работе приступить.

Сопровождают слова учителя соответствующими действиями.

5. Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения (17 минут).

Задачи:

– продолжать работу по формированию умения работать с текстом (находить ответы на вопросы в тексте и аргументировать свое мнение, опираясь на текст);
– расширять кругозор и обогащать словарный запас обучающихся при работе в группах;
– учить определять главную мысль произведения.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Беседа о словах (6 минут)

– Какие бывают слова? Найдите ответ в тексте.
– Предлагаю поработать в группах и подобрать слова, которые вы считаете
ясными,
твердыми,
мягкими,
смелыми,
упрямыми,
суровыми.

2. Работа в тетрадях на с.16. (2 минуты).

3. Выразительное чтение (3 минуты).

4. Определение главной мысли стихотворения (3 минуты).

5. Подбор пословицы(3 минуты).

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Дерево смотри в плодах, а человека в делахю
Умный не тот, кто может говорить, а тот, кто много знает.

Находят в тексте стихотворения ответ на вопрос учителя.

Работают в группах.

 

 

 

 

 

Выполняют задание в тетрадях.

Слушают чтение учителя.

Самостоятельно отрабатывают выразительность чтения.

Обучающиеся определяют, что главная мысль произведения С.Баруздина заключена в последней строке стихотворения :“Человек без дела – человек без слова”. Высказывают свое понимание этих слов, аргументируя собственное мнение словами из текста.

Работая в парах, дети выбирают пословицу: “Дерево смотри в плодах, а человека в делах”.

6. Рефлексия (3 минуты).

Задачи:
– учить самостоятельно подводить итог урока;
– учить проверять индивидуальное достижение поставленных задач;

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
– Сейчас мы превратим табло наших желаний в табло результатов урока. Прикрепите, пожалуйста, к центральной фигуре.

карточки самых удавшихся своих действий на уроке.

 

Заполняют табло результатов (примерно).

 

7. Информация о домашнем задании (1 минута).

Задачи:

– объявить и записать на доске домашнее задание;
– разъяснить домашнее задание, тем самым предотвратить возможные затруднения при его выполнении.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
  1. Подготовить выразительное чтение (уч.стр.36).
  2. По желанию можно выучить наизусть.
  3. Выполнить задания в тетради на стр.16–17.
  4. Подобрать подходящие по смыслу пословицы.
Записывают домашнее задание.

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2. Фото урока.