Учебный предмет: литературное чтение.
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Ефросинина Л.А.
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
1. Познакомить обучающихся с творчеством С. Баруздина (на материале произведения “Стихи о человеке и его словах”).
2. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности,
как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие),
самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку
зрения и выражать свою.
Развивать осмысленность и выразительность чтения.
Включать обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с
читаемым стихотворением.
Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.
3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.
Тип урока
: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
- Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.
- Тетрадь: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Выставочный стенд с книгами С. Баруздина.
- Карточки для целеполагания и рефлексии.
- Выставка детских иллюстраций к произведению Б. Заходера “Перемена”
- Компьютерная презентация урока.
- Карточки для работы в группах.
- Цветные карандаши для самооценки работы.
Структура урока:
- Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).
- Проверка домашнего задания (7 минут).
- Знакомство с новым автором (3 минуты).
- Самостоятельная работа со стихотворением С. Баруздина (3 минуты).
- Динамическая пауза (1 минута).
- Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения(17 минут).
- Рефлексия(3минуты).
- Информация о домашнем задании(1минута).
1. Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).
Задачи:
– проверить готовность классного помещения к уроку;
– проверить наличие необходимого оборудования урока;
– помочь обучающимся самостоятельно сформулировать цели и тему работы на уроке;
– закрепить знания учеников о “заместителях” жанров и тем литературных
произведений.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
– Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке? Учитель предлагает для составления табло желаний следующие карточки: На уроке я хочу:
– Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему? – Если вы внимательно посмотрите на табло с нашими желаниями, то сможете самостоятельно сформулировать и тему урока.
|
Обучающиеся выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.
– Не можем, потому что не знаем тему урока. Дети догадываются, что треугольник – это “заместитель” жанра стихотворения, а желтый цвет – это “заместитель” темы “О детях и для детей”. Самостоятельно формулируют тему урока: – Мы продолжим работать с произведениями о детях и для детей. |
2. Проверка домашнего задания (7 минут).
Задачи:
– закрепить умение детей соотносить автора и произведение;
– проверить выразительность чтения;
– продолжить работу по развитию связной речи обучающихся;
– проверить умение точно иллюстрировать отрывки изучаемых произведений.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
– С какими произведениями мы познакомились вчера? Слайд 2.
– Дома вы выполняли домашнее задание по выбору. |
Отвечают на вопрос учителя : – А. Барто “ Катя”, Б. Заходер “Перемена”
Учащиеся демонстрируют подготовленные задания (по выбору): 1. Чтение стихотворения “Катя” наизусть; |
3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором (3 минуты).
Задачи:
– познакомить обучающихся с некоторыми этапами жизни и творчества детского поэта и писателя Сергея Баруздина.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
– В нашем ряду (показывая на слайд презентации)
появился еще один автор, который писал свои произведения о детях и для
детей. Это Сергей Алексеевич Баруздин. Рассказ об авторе. Слайды 3–8. |
Слушают учителя. |
4. Самостоятельная работа со стихотворением С. Баруздина (3 минуты).
Задачи:
– формировать осознанность самостоятельного чтения молча.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
– Прочитайте фамилию автора, название и текст стихотворения. | Самостоятельно читают фамилию автора, заголовок. Читают молча текст стихотворения. |
5. Динамическая пауза (1 минута).
Задачи:
– снять умственное напряжение детей;
– дать возможность проявить двигательную активность.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
|
Сопровождают слова учителя соответствующими действиями. |
5. Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения (17 минут).
Задачи:
– продолжать работу по формированию умения работать с текстом (находить
ответы на вопросы в тексте и аргументировать свое мнение, опираясь на
текст);
– расширять кругозор и обогащать словарный запас обучающихся при работе в
группах;
– учить определять главную мысль произведения.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
1. Беседа о словах (6 минут) – Какие бывают слова?
Найдите ответ в тексте. 2. Работа в тетрадях на с.16. (2 минуты). 3. Выразительное чтение (3 минуты). 4. Определение главной мысли стихотворения (3 минуты). 5. Подбор пословицы(3 минуты).
|
Находят в тексте стихотворения ответ на вопрос учителя. Работают в группах.
Выполняют задание в тетрадях. Слушают чтение учителя. Самостоятельно отрабатывают выразительность чтения. Обучающиеся определяют, что главная мысль произведения С.Баруздина заключена в последней строке стихотворения :“Человек без дела – человек без слова”. Высказывают свое понимание этих слов, аргументируя собственное мнение словами из текста. Работая в парах, дети выбирают пословицу: “Дерево смотри в плодах, а человека в делах”. |
6. Рефлексия (3 минуты).
Задачи:
– учить самостоятельно подводить итог урока;
– учить проверять индивидуальное достижение поставленных задач;
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
– Сейчас мы превратим табло наших желаний в табло
результатов урока. Прикрепите, пожалуйста, к центральной фигуре.
карточки самых удавшихся своих действий на уроке.
|
Заполняют табло результатов (примерно).
|
7. Информация о домашнем задании (1 минута).
Задачи:
– объявить и записать на доске домашнее задание;
– разъяснить домашнее задание, тем самым предотвратить возможные затруднения при
его выполнении.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
|
Записывают домашнее задание. |
Приложение 1. Презентация.
Приложение 2. Фото урока.