Литературно-музыкальная композиция "Гроза двенадцатого года…"

Разделы: История и обществознание, Литература, МХК и ИЗО


Цели:

  • обобщить и углубить знания по данной теме,
  • привлечь учащихся к поиску дополнительного материала при подготовке к литературно-музыкальной композиции.

Оформление: репродукции картин В.Верещагина, портреты М.И.Кутузова, Наполеона, Александра 1, Багратиона, Барклая де Толли, Д.Давыдова, партизан войны 1812 года, портреты писателей. Военные темы из “Метели” Г.Свиридова звучат как музыкальный фон.

Ход композиции

1-й ведущий. Трудно найти историческое событие XIX века, которое, подобно Отечественной войне 1812 года, нашло бы столь полное отображение в литературе и изобразительном искусстве. В этой войне русский народ победил как защитник своего национального достоинства.

2-й ведущий. Нельзя сказать, что победа эта не потребовала для своего осмысления времени: эпическое произведение Л.Н.Толстого "Война и мир", посвященное этому событию, было написано полвека спустя, знаменитое лермонтовское "Бородино" также появилось лишь к 25-летней годовщине сражения, но было много и непосредственных откликов поэтов и писателей на данное событие. В ту пору патриотический подъем людей еще не был омрачен сменой либеральной политики Александра 1 на сугубо монархическую и последовавшей за этим аракчеевщиной. В литературе тех дней мы находим много здравиц царю, народу и Отечеству.
Вот что пишет Степан Юшков в своей Песни "На освобождение царствующего града Москвы октября 11-го дня, 1812 года".

1-й чтец.

Да когда ж было на святой Руси,
На святой Руси, в каменной Москве,
Храмы Божии златоглавые
Опустели все – службы нету в них?
Не видать в Москве силы русские,
В светлых теремах красных девушек;
Не видать по Москве золотых карет;
Не слыхать совсем шуму градского?
Только видно лишь красно зарево,
Тучи мрачные дыму черного;
Только слышны там плач, да стон, да треск,
Вздохи тяжкие, вопли смертные!


1-й ведущий. Былинный стиль, выбранный поэтом для его Песни, позволяет ему использовать все лексическое богатство этого жанра: Александра 1 он называет "батюшкой", "православным царем", Бонапарта же – "лихим злодеем", "корсиканским петухом".

2-й ведущий. Александр 1 в те дни вел себя необыкновенно скромно, даже робко. Численное преимущество неприятеля, триумфальное шествие французской армии по пределам Российской империи ввергло его в уныние и заставило обратиться к народу. С большим воодушевлением был воспринят призыв создавать народное ополчение.

2-й чтец. Отрывок из романа Л.Рубинщтейна “Дорога победы”. (См. Приложение.)

1-й ведущий. Часть крестьян, не дожидаясь царского рескрипта, покинули свои жилища, чтобы уйти в леса и начать партизанскую войну. Русские люди не сомневались в справедливости своего решения и готовы были драться до конца за землю отцов. Отсюда и несокрушимая вера в победу. Эта вера отражена во многих литературных произведениях, в том числе в романе-эпопее “Война и мир”.

3-й чтец. (Читает отрывок .) (См. Приложение.)

4-й чтец. (Отрывок из исторической хроники Н.Задонского “Денис Давыдов”). (См. Приложение.)

2-й ведущий. Возвращение М.И.Кутузова в Петербург после победоносного завершения войны с Турцией и его назначение на пост главнокомандующего вдохновили русское общество. Хотя Александр 1 недолюбливал этого полководца, помня его отрицательное отношение к перевороту 11 марта 1801 года, но в годину тяжких испытаний для своей страны он принял единственное правильное решение. Ученик и соратник Суворова, Кутузов обладал широким стратегическим мышлением, и об этом было известно русскому обществу. О Кутузове в поэтическом творчестве того времени находим массу высказываний. Вот как пишет о нем Ф.Н.Глинка в своем подражании на французскую песню, напечатанную в первой книжке "Вестник Европы" за 1813 год.

5-й чтец.

Князь Кутузов помнил слово,
Хоть не скоро, да здорово.
Старый воробей!
Знавши вывертки французски,
Заиграть велел по-русски
Музыке своей!

1-й ведущий. А вот как пишет о Михаиле Илларионовиче Н.Задонский в исторической хронике “Денис Давыдов”.

6-й чтец. (Читает отрывок.) (См. Приложение.)

2-й ведущий. Обосновавшийся в Москве Наполеон полагал, что кампания окончена, и ждал предложений о мире. Но никто не слал к нему послов. Более того, положение наполеоновской армии быстро ухудшалось. Приближались холода. Очень скоро Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. После поражения в сражении у села Тарутина он решил больше не искушать судьбу и дал приказ отступать на Смоленск.

7-й чтец. Отрывок из повести Н.Рыленкова “На старой смоленской дороге”. (См. Приложение.)

1-й ведущий. Многие писатели не могли пройти мимо одного из ключевых событий войны– Бородинского сражения… Вот некоторые из них.

8-й чтец. Отрывок из романа С. Голубева “Багратион”. (См. Приложение.)

9-й чтец. Отрывок из романа Г.П.Данилевского “Сожженная москва”. (См. Приложение.)

10-й чтец. Отрывок из романа “Война и мир” Л. Н.Толстого. (См. Приложение.)

2-й ведущий. В стихотворении "Бородино"/ 1837/ М.Ю. Лермонтов нашел простую и в то же время выразительную форму для освещения своей темы: старый солдат-артиллерист рассказывает молодому "про день Бородина", о том, как русские солдаты и их боевые офицеры отстояли в труднейшем сражении свою честь, честь отечества.

11-й чтец. (Читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”.)

1-й ведущий. А сколько славных страниц посвящено описанию бегства французов во главе с Наполеоном и героической победе русского народа…

12-й чтец. (Отрывок из романа Л.Рубинштейна “Дорога победы”). (См. Приложение.)

Звучит марш из свиридовской “Метели”.

Приложение 2. Иллюстрации.