Литература
-
Урок внеклассного чтения во 2-м классе. Тема: «Д.Хармс "Что это было". Д.Хармс, Н.Гернет "Очень-очень вкусный пирог". Ю.Владимиров "Чудаки"» 2012
Урок с элементами деятельностного подхода, на котором учащиеся знакомятся с творчеством Д.Хармса. Цели урока: продолжать работу по совершенствованию навыка правильного чтения; учить анализировать поступки героев и оценивать свои. Развивать речь, умение читать в лицах, с помощью интонации передавать состояние героев.
-
Урок внеклассного чтения во 2-м классе. Тема: "Главный герой рассказов В.Ю. Драгунского" 2012
При выборе формы и построения урока исходили из того, ребёнок-читатель в начальной школе учится чтению общения. Если на уроке внеклассного чтения литературное произведение анализируется грамотно, то ребёнок непременно развивается, как в отношении знаний содержания произведений, так и в их понимании. Нам хотелось выстроить диалог с ребятами о замысле автора «Денискиных рассказов», поэтому данный урок построен на принципе учебного диалога в форме конференции.
-
Воспитание читательской активности у младших школьников, обучающихся по программе Л.В. Занкова 2012
Приоритетным направлением своей работы считаю воспитание читательской активности ребёнка. Но успешной эта работа может быть лишь при сотрудничестве учителя, родителей и ребёнка. Цель работы с родителями – убедить их в необходимости воспитания активного читателя; научить формировать и поддерживать интерес к чтению. Приёмы, используемые мною в работе с детьми всем хорошо известны.
-
Урок внеклассного чтения во 2-м классе. Тема: «Рассказ Бориса Житкова "Кенгура"» 2012
Технологии критического мышления позволяют стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, развивает их устную речь, через такие приёмы, как: создание рассказа по опорным словам, insert, «толстые и тонкие» вопросы, методика чтения с остановками, вопросы «Веришь ли ты…», Ромашка Блума, синквейны. Для урока я выбрала рассказ Б.С.Житкова «Кенгура», так как для работы с остановками нужны незнакомые детям тексты.
-
Классицизм как направление в литературе и других видах искусства 2012
Обращение же к архитектурным памятникам, произведениям живописи, созданным по законам классицизма, не только способствует формированию эстетического вкуса, но и дает возможность показать, что это явление характерно не только для литературы, но и для других видов искусства. В результате работы учащиеся должны суметь самостоятельно охарактеризовать комедию как произведение классицизма.
-
Образ вишневого сада в пьесе А.П. Чехова 2012
Цели урока: расширить представление о творчестве А.П. Чехова через анализ пьесы А.П. Чехова; закрепить теоретические знания - образ, символ.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема: «Н.Н. Носов "Затейники". Анализ текста, формирование самостоятельного мышления» 2012
Основная работа на уроке будет сосредоточена на анализе текста. Учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания в группах. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить задание таким образом, чтобы материал, который они представят, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания. После выступления групп с презентацией у доски следует сравнить и сопоставить полученные результаты, отметить наиболее удачные варианты.
-
Изучение рассказа И.Бунина "Чистый понедельник" (урок-исследование) 2012
Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: особенность понимания Буниным любви; противоречивость характера героини; "филологию Бунина"; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы II ступени обучения 2012
В современной школе одной из составляющих повышения качества образования является духовное развитие личности. Большое значение для духовно-нравственного воспитания школьников имеют уроки литературы. Именно произведения русской классики формируют любовь к Отечеству и своему народу через знание по истории и культуре, показывают красоту земли русской, неисчерпанные истоки мудрости человека, открывают нам нечто глубокое, важное, затрагивая в нас сокровенные струны наших сердец.
-
"Познай самого себя…" (по рассказу Н.С. Лескова "Неразменный рубль"). 8-й класс 2012
Святочный рассказ Н. С. Лескова «Неразменный рубль» дает благодатный материал для духовно-нравственного воспитания учащихся. В основу урока-беседы положен принцип историзма в лингвистическом анализе текста. Внимательное отношение к слову поможет учащимся не только проанализировать рассказ в единстве формы и содержания, но и разобраться в сложных нравственных понятиях.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.А. Лиханова "Солнечное затмение" "Обрести душу". 8–9-й класс 2012
Урок-диспут по литературе знакомит учащихся с творчеством А.А. Лиханова и повестью «Солнечное затмение». Цель урока: совершенствование навыков вдумчивого чтения, формирование навыков дискуссии, воспитание чувства любви, сострадания и уважения к ближнему.
-
Обучение сочинению в начальных классах 2012
Речь человека - своеобразное зеркало культуры и образованности. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Особое место по развитию речи занимает обучение сочинению. Начинается эта работа с 1-го класса и продолжается на протяжении всего обучения в начальной школе. Эта статья посвящена построению работы по обучению сочинению, опираясь на опыт автора.
-
Проблема жестокости и милосердия в повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2012
Урок знакомит учащихся с биографией писателя, историей публикации и художественными особенностями повести, каждая страница которой буквально кричит от боли. Именно детское сознание и поступки детдомовского ребенка оказываются чище, благороднее, мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослепленных яростью и безжалостно уничтожающих друг друга. Золотая тучка – это душа ребенка, ее чистота и незащищенность.
-
Литературный вечер на тему "Русская поэзия в английских переводах" 2012
Литературный вечер, посвящен знакомству студентов с образцами русской поэзии. Все произведения русских поэтов представлены с наиболее удачными переводами на английский язык. Основные цели литературного вечера – активизация творческого и духовного потенциала студентов и более углубленное изучение произведений русской и английской литературы. В сценарии представлены биографические данные английских и русских поэтов и особенности их творчества.
-
Урок литературы в 8-м классе. Тема: "Живые современники А.С. Пушкина" 2012
Урок знакомит с «живыми» спутниками А.С. Пушкина: породами деревьев клен, липа, дуб, береза. Учащиеся совершенствуют навыки выразительного чтения.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе и русскому языку. Тема: «Вступление. Проблема. Комментарий. По рассказу Н.Тэффи "Неживой зверь"» 2012
Урок поможет учащимся подготовиться к сочинению в формате ЕГЭ. Учащиеся учатся анализировать текст художественного стиля, использовать различные виды вступлений, комментировать одну проблему, а не несколько. Развивается умение понимать роль изобразительных средств языка, понимать позицию автора художественного текста.
-
Внеклассное мероприятие «Литературный вечер "Английская поэзия в русских переводах"» 2012
Литературный вечер, посвящен знакомству студентов с образцами английской поэзии. Все произведения английских поэтов представлены с наиболее удачными переводами на русский язык. Основные цели литературного вечера: активизация творческого и духовного потенциала студентов и более углубленное изучение произведений русской и английской литературы. В сценарии представлены биографические данные английских поэтов и особенности их творчества.
-
Игра как активный метод обучения на уроках литературы 2012
Игра – особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции
-
Конспект урока татарской литературы в 6-м классе для русскоязычных детей "Поэт – герой и патриот Муса Джалиль" 2012
Цель урока: знакомство с жизнь и творчеством татарского поэта – героя и патриота Мусы Джалиля; развитие татарской устной речи русскоязычных детей; способствовать воспитанию любви к своему родному краю и интерес к героям Республики Татарстан.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Не позволяй никому мешать тебе стать тем, кем ты хочешь" по произведению Айвена Саутолла "Пусть шарик летит" 2012
Урок помогает привлечь внимание учащихся к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Открытое заседание гуманитарного клуба: "Давайте учиться мыслить" 2012
Открытое заседание гуманитарного клуба проводится в рамках акции Центра поддержки талантливых и одарённых детей, работа которого направлена на выявление, поддержку талантливой молодёжи, развитие творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, интеграцию образовательной среды и организацию личностно ориентированного досуга.
-
Преподавание литературы. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2012
Урок учит воспринимать и первично осознавать новый материал, развивает навыки исследовательской деятельности, воспитывает идеального читателя.
-
Урок литературы в форме спектакля по басням И.А. Крылова 2012
Принимая пятый класс, обязательно провожу учащихся через театральные уроки. При планировании отвожу несколько часов темам, которые можно раскрыть с помощью инсценирования художественных произведений. Это заключительные уроки, на которых учу азам театрального искусства: сценической речи, движениям. Я представила разработки трех уроков, которые помогают, по моему мнению, вызвать интерес к изучению литературы, способствуют созданию коллектива единомышленников.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Судьба и стихи Марины Цветаевой" 2012
Цель урока: помочь учащимся представить личность и творческую судьбу М.И.Цветаевой, постичь истоки формирования поэтического дара Цветаевой, основных мотивов творчества в соответствии с драматическими страницами судьбы поэта. • Развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения; воспитывать читательскую культуру школьников.
-
Интегрированное мероприятие "физическая культура + литература" по теме "Богатыри Земли русской" 2012
Интегрированное мероприятие тесно взаимосвязано с уроком литературы. Внутрипредметная интеграция необходима, так как учащиеся, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, задача показать, что все взаимосвязано. Следует достичь единства в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношение, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.
-
Чародейка Зима. 6-й класс 2012
Представлен второй урок из серии уроков-путешествий по страницам русской поэзии о природе и картинам художников-пейзажистов. Уроки включают элементы поисковой и проектной работы, могут сопровождаться выставками репродукций или презентациями.
-
Открытый урок "Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина" 2012
Представлен материал к открытому уроку в 6-м классе в форме литературно-музыкальной композиции на тему "Родная природа в стихотворениях С.Есенина". В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью поэта, читают наизусть его стихи о Родине, о природе, развивают навыки самостоятельного анализа текста.
-
Анализ рассказа Л.Н. Толстого "После бала". Идейное содержание 2012
Цель: изучить произведение; выяснить степень эмоционального воздействия на учащихся; формировать навыки и умения определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, давать характеристику героев; раскрыть идейный замысел Толстого; дать понятия о сюжете и композиции, об антитезе (как способе построения произведения), о контрасте (как приеме, раскрывающем идею рассказа).
-
Урок литературы. Тема: "Обучение словесному рисованию на примере стихотворения И.З. Сурикова "Зима"". 5-й класс 2012
Урок построен на основе технологии целостного мышления. Активизирует каналы восприятия на основе слухового (музыкальное сопровождение и авторская обучающая релаксация), информационного, опорного образа и вкусового образа.
-
Урок литературы. Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке". 5-й класс 2012
Вниманию учащихся предлагаются основные признаки явной и неявной фантастики, зачитываются отрывки из сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Исследовательская работа заключается в умении находить признаки явной и неявной фантастики в литературной сказке. Работа учащихся в группах под руководством учителя активизирует познавательную деятельность учащихся. Делается упор на анализ текста.