Цель урока: создать условия для осознания величия образа Тараса Бульбы через выявление силы его отцовской любви и ненависти и для понимания того, что в его образе отражён общечеловеческий характер - через сравнительный анализ героев других произведений.
Задачи урока:
- Учебная: через обращение к ранее изученным произведениям способствовать актуализации и рассмотрению знакомых произведений в новом ракурсе (сравнительно-сопоставительном); активизации познавательной деятельности учащихся; выявлению значения образа.
- Развивающая: способствовать развитию умения оценивать явления художественного произведения с литературоведческой, мировоззренческой и нравственной позиции (урок позволит развить надпредметные умения: ставить и решать проблемы, проводить аналогии, делать выводы на основе сравнений и сопоставлений нескольких художественных произведений, видеть в частном общее).
- Воспитательная: способствовать формированию личностной патриотической позиции через эмоциональную оценку поступков героев и отклик на позицию автора.
Подготовка к уроку:
Учащимся было дано опережающеедомашнее задание перечитать изученные ранее произведения:
5-й класс — Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;
6-й класс — Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»;
М.Ю.Лермонтов «Беглец»;
7 класс — П.Мерите «Маттео Фалъконе».
Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.
Методы: метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский метод.
Формы работы: групповая (содействует развитию коммуникативной компетенции — опережающее домашнее задание выполняется 4 группами, состав которых подобран по комплексу психолого- педагогических особенностей учащихся), индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности учащихся: чтение художественных текстов, выборка материала в таблицу, анализ эпизодов, сравнительный анализ нескольких произведений, обмен впечатлениями, участие в диалоге, монологическое выступление.
Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированного обучения; диалогового обучения.
Оборудование урока: портрет Н.В. Гоголя, 3 иллюстрации к повести «Тарас Бульба», проектор, экран, на доске эпиграф урока (слова Тараса Бульбы из повести): «Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий!»
ХОД УРОКА
Эмоциональное вступление: звучит отрывок из песни «Родительский дом».
Вопросы учителя:
– Как проявляется родительская любовь по
отношению к вам?
– Как они встречают вас после вашего длительного
отсутствия?
– Как вы думаете, что они вам желают?
– Конечно, они любят вас, желают только благополучия! Подобно главному герою повести Н. В. Гоголя Тарасу Бульбе, который по случаю приезда своих сыновей из бурсы созывает гостей и говорит сыновьям такие слова.
Учитель обращает внимание на эпиграф урока (слова Тараса Бульбы из текста повести): «Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий!»
– Тарас Бульба просит божьего благословления для обоих сыновей одинаково, никого из них не выделяя. Но, как вы знаете, по воле отца они отбудут в Сечь, где каждый из сыновей найдет свою смерть: Остап будет казнён поляками, а Тарас Бульба, рискуя жизнью, проберётся во вражеский стан, чтобы хоть на расстояний, но быть рядом с сыном; Андрий же будет наказан (убит) отцом, Тарасом Бульбой.
Постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации
– Итак, Бульба желал блага и здоровья обоим, но один убит врагами, а второго убил сам. В Сечи они оказались по воле отца, значит, в смерти обоих повинен он. Любил ли он сыновей? Что было мерилом его любви? Может, для Тараса Бульбы было что-то более важное, чем любовь к своим детям?
1-я учебная задача: анализ 1 главы (сцены встречи отца и сыновей, их диалога, слов Тараса Бульбы - любит ли отец сыновей и что им внушает?)
Вопросы-задания к группам и ожидаемые от них ответы:
1. Как встречает Тарас Бульба сыновей? Разве отец не рад встрече? | 1. Грубовато, насмешливо. Рад, но не показывает своих чувств. |
2. С кем из сыновей поздоровался и поцеловался Тарас Бульба? Почему? | 2. Только с Остапом, потому что он с
первых минут показал характер, не потерпел над
собой насмешки и поборолся с отцом, который о нём
отзывается: «Да он славно бьётся! Ей-богу, хорошо!
Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку!
Почеломкаемся!» С Андрием отец не поцеловался, только сказал: «А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?.. Э, да ты мазунчик, как я вижу» |
3. Найдите из текста доказательство того, что Тарас любуется и гордится сыновьям | 3. В 1 главе 17 фраз (прямой речи) Тараса Бульбы. В них 12 раз употребляются слова «сын, сынку, сынки, сыны», 4 раза «дети»,1 раз «хлопцы»: ему доставляет удовольствие произносить эти слова. |
4. Что подчёркивает Тарас Бульба, обращаясь к сыновьям? | 4. Слова Бульбы: «Никому не спускай!» «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь» «Чтобы воевали храбро, ... чтобы стояли всегда за веру Христову, а не топу сть лучше пропадут...» |
Вывод по 1-ой учебной задаче: Тарас Бульба любит сыновей: радуется их задиристости, удали, осуждая бездействие, вялость, покорность. Он призывает их к соблюдению чести воина и защите веры Христовой.
2-я учебная задача: анализ эпизодов после измены Андрия – как воздействует на Тараса Булъбу это событие? Что стало причиной убийства?
1. Какова была реакция на слова Янкеля, что тот видел Андрия? | 1. Из текста: «Андрия видел? – вскрикнул Бульба. – Что ж ты, где видел его? В подвале? В яме? Обесчещен? Связан?» (Не предполагает, что Андрий может добровольно перейти к врагам). |
2. Какова была реакция на слова Янкеля о том, что Андрий перешёл на сторону врага и грозит казакам? | 2. «Врёшь, чёртов Иуда! – закричал, вышед из себя, Тарас. – Врёшь, собака! Ты и Христа распял, проклятый Богом человек! Я тебя убью, сатана!.. (Не верит, что Андрий мог предать Отчизну и веру). |
3. О чем думает Тарас Бульба, когда увидел в следующем бою, что нет среди врагов Андрия? | 3. Тарас терзается сомнениями: или совестно Андрию воевать против своих, или обманул его Янкель и Андрий просто в неволе? Скорбит, но тут же вспоминает, какова натура Андрия и дает себе клятву отомстить полячке, « причаровавшей его сына» (О наказаний Андрия он не думает). |
4. Какова реакция Тараса Бульбы, когда он увидел во главе польского гусарского полка Андрия и когда тот начал ударять по казакам? | 4. «Так и оторопел Тарас.. закричал: «Как?.. Своих, чёртов сын, своих бьёшь?...» 3аманив его к лесу, готовит и учиняет убийство сына: «Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня! Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!» (Тарас Бульба не может простить сыну убийства своих). |
Вывод по 2-й учебной задаче: Чтобы показать реакцию и переживания Тараса Бульбы, автор использовал прием градации - от уверенности, что Андрий в плену до его убийства. Мысль о том, что Андрий с поляками вызывает в нем только глубокую скорбь, но знать и видеть, что его сын убивает своих казаков, Тарас не может: он убивает сына-врага.
3-я учебная задача: как ведет себя Тарас Булъба, когда Остап попадает в плен и его казнят?
Ответ: Рискуя жизнью, Тарас пробирается в стан врага, чтобы до последнего быть рядом со своим сыном, помочь, поддержать:
1) Остап на месте казни и говорит слово о христианах | 1) Одобрение Тараса Бульбы: «Добре, сынку, добре!» |
2) Мужество Остапа во время пыток | 2) Одобрение Тараса Бульбы: «Добре, сынку...» |
3) Остап казнён | 3) Месть Тараса Бульбы. |
Вывод по 3-й учебной задаче: достойная смерть Остапа вызывает скорбную гордость Тараса Бульбы и его безмерное горе.
Разрешение проблемы урока: У Тараса Бульбы было два сына: одинаково начинались их судьбы, одинаково любил он их, одинаковые питал надежды. Но Остап оправдал надежды, Андрий – нет. Тарас Бульба по отношению к Остапу-воину – любящий отец; по отношению к Андрию-предателю – карающий отец.
Обратимся к вашим групповым домашним работам: что было главным для образов отцов из произведений «Кавказский пленник», «Вересковый мёд», «Маттео Фальконе», когда они стояли перед нравственным выбором? (Обсуждение)
Ожидаемый ответ: разные произведения, разные авторы, разные герои, но для всех них долг перед своим народом, Родиной выше их родительской любви.
– А что было для Тараса Бульбы мерилом отцовской любви? Что выше и сильнее родительской любви? Что роднит Тараса Бульбу с героями вышеназванных произведений?
Ожидаемый ответ: Долг перед Родиной, честь, доблесть, преданность Отчизне и Вере своей. Это выше слепой родительской любви.
Итак, в образе Тараса Бульбы отражён и национальный, и общечеловеческий характер героического человека. Любовь к Родине выше и сильнее родительской любви.