Учебный предмет |
Литература |
Возраст детей |
10–11 лет |
Место проведения занятия |
Кабинет русского языка и литературы |
Техническое оснащение занятия |
Компьютер, доска (интерактивная доска), проекционный экран. |
Учебно-методическое обеспечение |
|
Тип урока |
Урок по итогам самостоятельного домашнего чтения (урок внеклассного чтения) |
Тема занятия |
“Обреченный на страдания” по произведению В. Короленко “Федор Бесприютный” |
Цели занятия |
Создать условия для формирования критического отношения к себе, активной жизненной позиции через характеристику литературных героев. |
Задачи: |
Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
|
Метод |
Проблемно-диалогический |
Форма организации познавательной деятельности |
Фронтальная групповая |
Дидактические средства обучения |
Раздаточный материал (карточки с заданиями) |
Речь педагога | Предполагаемые ответы и деятельность детей | Доска, оборудование |
Приветствие | ||
– Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Думаю, что от сегодняшнего общения мы с вами получим удовольствие. |
Дата | |
Актуализация | ||
– С каким произведением вы познакомились дома? – О ком этот рассказ? – Кто такой Федор Бесприютный? – Кого называют бродягами? (Словарь) – В каком разделе учебника помещен этот рассказ? – Какую ситуацию мы называем экстремальной? (Словарь) – В какой экстремальной ситуации оказался герой? |
В. Короленко “Федор Бесприютный”
О Ф. Бесприютном Бродяга Бродяга – 1. Обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий. 2. Человек, который любит странствовать, жить в разных местах “Экстремальные ситуации” Экстремальная ситуация – крайняя, необычайная по трудности, сложности. Побег, преследование, каторга |
|
Постановка проблемы | ||
– Какие чувства вы испытали по отношению к Федору Бесприютному? – Что рассказывает Федор о себе? – Федор – вор и убийца? Вы сочувствуете и жалеете вора и убийцу? – Подумайте, на какой вопрос нам с вами нужно будет ответить? |
Жалость, сочувствие Он рассказывает о том, как он убил, украл Заслуживает ли Федор Бесприютный сочувствия? |
Жалость, сочувствие Убийство, кража Заслуживает ли Федор Бесприютный сочувствия? |
Постановка цели урока. | ||
– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? |
Выяснить, какими чертами характера обладает герой, какие чувства испытывает, какие поступки совершает, и дать им оценку. |
|
Работа с текстом в группах (наблюдение). | ||
– Я предлагаю вам работать в группах (3 группы). На столах лежат карточки с заданиями и требованиями к ответу. |
Работа в группах. | |
Предъявление результатов работы в группах | ||
Ребята, пока ваши одноклассники выступают, вы слушаете и задаете вопросы, если они у вас возникнут. |
1-я группа
Черты характера: мужицки наивный интеллигентный умный наблюдательный незаурядной силы знал что-то горькое раскаяние 2-я группа Чувства: радость недоумение страх жалость гнев 3-я группа Поступки: ведет людей крадет помогает убивает |
Черты характера: мужицки наивный
интеллигентный умный наблюдательный незаурядной силы знал что-то горькое
– раскаяние Чувства: радость недоумение страх жалость гнев Поступки: ведет людей крадет помогает убивает |
Беседа с элементами анализа текста и заголовка. | ||
– Мы прослушали выступления групп. Ребята дали полную характеристику Ф. Бесприютного. А теперь выделите главное в этих группах. – Как вы думаете, изменится ли герой? Найдите подтверждение в тексте. – Что об этом говорит сам Федор? – Что говорит автор о Федоре Бесприютном? – Обратите внимание на имя героя. Бесприютный (словарь). Что означает это слово? Вернемся к вопросу, на который мы искали ответ: заслуживает ли сочувствия герой? Ответ аргументируйте. – Ребята, вы сказали, что это произведение стоит в разделе “Экстремальные ситуации” и доказали почему? С каким произведением оно стоит рядом? Что общего в героях этих рассказов? |
– Герой убивает, раскаивается, знает что-то горькое, он мудреет. (Дети выделяют главные слова на доске) “Поставили меня на линию тоже” Ведет людей, но куда? Бесприютный – лишенный приюта, крова. Федор не может измениться, несмотря на то, что он сильный, умный, осознает свою вину, раскаивается. В нем нет самого главного: веры в себя. Он считает себя обреченным. Так и останется Федор Бесприютным, не найдет приюта, крова, спасения, а вместе с тем покоя, потому что не верит в свои силы, а поэтому будет страдать. Как важно человеку иметь приют, кров, близких людей, чтобы чувствовать себя нужным, чтобы черпать силы для того, чтобы жить. Федор Бесприютный заслуживает сочувствия, т.к. он страдает из-за того, что он совершил, его мучает совесть. А то, что он убил, он был вынужден это сделать, чтобы остаться в живых самому. Произведение В. Короленко “Федор Бесприютный” стоит в разделе “Экстремальные ситуации” вместе с рассказом Д. Лондона “Любовь к жизни”. Герои этих произведений оказались в экстремальных ситуациях, выжили. Герой Д. Лондона цепляется за жизнь, по капле собирает силу воли, верит в себя. А Федор Бесприютный обречен на страдания, так как не верит. |
|
Рефлексия. | ||
– Ребята, как бы вы назвали урок? – Чему вы учились сегодня на уроке? Что помогло в работе? |
“Обреченный на страдания” Учились формулировать вопрос урока, самостоятельно давать характеристику, уместно цитировать, аргументировать ответ. |
“Обреченный на страдания” (по рассказу В. Г. Короленко “Федор Бесприютный” |
Д/З. Читать “Механик Салерно” Б.Житкова |