Разработка урока "Обреченный на страдания" (по рассказу В.Г. Короленко "Федор Бесприютный")

Разделы: Литература


Учебный предмет

Литература

Возраст детей

10–11 лет

Место проведения занятия

Кабинет русского языка и литературы

Техническое оснащение занятия

Компьютер, доска (интерактивная доска), проекционный экран.

Учебно-методическое обеспечение

  • Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература. “Шаг за горизонт”. Учебник-хрестоматия для 5-го класса. В 2-х книгах. Книга 1.

  • В. Г. Короленко “Федор Бесприютный”.

  • Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений.

Тип урока

Урок по итогам самостоятельного домашнего чтения (урок внеклассного чтения)

Тема занятия

“Обреченный на страдания” по произведению В. Короленко “Федор Бесприютный”

Цели занятия

Создать условия для формирования критического отношения к себе, активной жизненной позиции через характеристику литературных героев.
Задачи:

Обучающие:

  • формирование и совершенствование техники чтения вслух (правильность, интонирование, скорость);

  • обучение приемам понимания прочитанного;

  • практическое ознакомление с некоторыми теоретико-литературными понятиями;

  • обучение элементам литературоведческого анализа текста;

  • формирование умения давать характеристику литературным героям: портрет, характер, речь, отношение автора, собственное отношение;

  • обогащение словарного запаса.

Развивающие:

  • формирование умения давать полный ответ;
  • формировать умение аргументировать свою точку зрения;
  • формировать умение анализировать: выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать, доказывать, опровергать;

  • развитие умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, слушания, письма).

Воспитывающие:

  • создание условий для эстетического и эмоционального переживания прочитанного;

  • воспитание толерантности;
  • воспитание требовательного отношения к самому себе.

Метод

Проблемно-диалогический

Форма организации познавательной деятельности

Фронтальная

групповая

Дидактические средства обучения

Раздаточный материал (карточки с заданиями)
Речь педагога Предполагаемые ответы и деятельность детей Доска, оборудование
Приветствие

– Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Думаю, что от сегодняшнего общения мы с вами получим удовольствие.

  Дата
Актуализация

– С каким произведением вы познакомились дома?

– О ком этот рассказ?

– Кто такой Федор Бесприютный?

– Кого называют бродягами? (Словарь)

– В каком разделе учебника помещен этот рассказ?

– Какую ситуацию мы называем экстремальной? (Словарь)

– В какой экстремальной ситуации оказался герой?

В. Короленко “Федор Бесприютный”

О Ф. Бесприютном

Бродяга

Бродяга – 1. Обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий.

2. Человек, который любит странствовать, жить в разных местах

“Экстремальные ситуации”

Экстремальная ситуация – крайняя, необычайная по трудности, сложности.

Побег, преследование, каторга

 
Постановка проблемы

– Какие чувства вы испытали по отношению к Федору Бесприютному?

– Что рассказывает Федор о себе?

– Федор – вор и убийца? Вы сочувствуете и жалеете вора и убийцу?

– Подумайте, на какой вопрос нам с вами нужно будет ответить?

Жалость, сочувствие

Он рассказывает о том, как он убил, украл

Заслуживает ли Федор Бесприютный сочувствия?

Жалость, сочувствие

Убийство, кража

Заслуживает ли Федор Бесприютный сочувствия?

Постановка цели урока.

– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Выяснить, какими чертами характера обладает герой, какие чувства испытывает, какие поступки совершает, и дать им оценку.

 
Работа с текстом в группах (наблюдение).

– Я предлагаю вам работать в группах (3 группы). На столах лежат карточки с заданиями и требованиями к ответу.

Работа в группах.  
Предъявление результатов работы в группах

Ребята, пока ваши одноклассники выступают, вы слушаете и задаете вопросы, если они у вас возникнут.

1-я группа

Черты характера: мужицки наивный интеллигентный умный наблюдательный незаурядной силы знал что-то горькое раскаяние

2-я группа

Чувства: радость недоумение страх жалость гнев

3-я группа

Поступки: ведет людей крадет помогает убивает

Черты характера: мужицки наивный интеллигентный умный наблюдательный незаурядной силы знал что-то горькое –  раскаяние

Чувства: радость недоумение страх жалость гнев

Поступки: ведет людей крадет помогает убивает

Беседа с элементами анализа текста и заголовка.

– Мы прослушали выступления групп. Ребята дали полную характеристику Ф. Бесприютного. А теперь выделите главное в этих группах.

– Как вы думаете, изменится ли герой? Найдите подтверждение в тексте.

– Что об этом говорит сам Федор?

– Что говорит автор о Федоре Бесприютном?

– Обратите внимание на имя героя. Бесприютный (словарь). Что означает это слово?

Вернемся к вопросу, на который мы искали ответ: заслуживает ли сочувствия герой? Ответ аргументируйте.

– Ребята, вы сказали, что это произведение стоит в разделе “Экстремальные ситуации” и доказали почему? С каким произведением оно стоит рядом? Что общего в героях этих рассказов?

– Герой убивает, раскаивается, знает что-то горькое, он мудреет.

(Дети выделяют главные слова на доске)

“Поставили меня на линию тоже”

Ведет людей, но куда?

Бесприютный – лишенный приюта, крова.

Федор не может измениться, несмотря на то, что он сильный, умный, осознает свою вину, раскаивается. В нем нет самого главного: веры в себя. Он считает себя обреченным. Так и останется Федор Бесприютным, не найдет приюта, крова, спасения, а вместе с тем покоя, потому что не верит в свои силы, а поэтому будет страдать. Как важно человеку иметь приют, кров, близких людей, чтобы чувствовать себя нужным, чтобы черпать силы для того, чтобы жить.

Федор Бесприютный заслуживает сочувствия, т.к. он страдает из-за того, что он совершил, его мучает совесть. А то, что он убил, он был вынужден это сделать, чтобы остаться в живых самому.

Произведение В. Короленко “Федор Бесприютный” стоит в разделе “Экстремальные ситуации” вместе с рассказом Д. Лондона “Любовь к жизни”. Герои этих произведений оказались в экстремальных ситуациях, выжили. Герой Д. Лондона цепляется за жизнь, по капле собирает силу воли, верит в себя. А Федор Бесприютный обречен на страдания, так как не верит.

 
Рефлексия.

– Ребята, как бы вы назвали урок?

– Чему вы учились сегодня на уроке?

Что помогло в работе?

“Обреченный на страдания”

Учились формулировать вопрос урока, самостоятельно давать характеристику, уместно цитировать, аргументировать ответ.

“Обреченный на страдания” (по рассказу В. Г. Короленко “Федор Бесприютный”
Д/З. Читать “Механик Салерно” Б.Житкова

Приложение