Урок литературы в 8-м классе. Тема: "Дом построить. Это трудно?" По повести М.Халфиной "Мачеха"

Разделы: Литература


Цель: формирование нравственных ценностей: сочувствие, доброта, понимание, ответственность за свои поступки.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с чертами личности писательницы, фактами ее биографии и творчества.
  • Способствовать воспитанию уважения к родному краю, к родному дому, близким людям.
  • Обучать  пониманию своеобразия  внутреннего мира героев повести.
  • Развитие связной речи учащихся, умения выразить свое отношение к поставленным проблемам. 

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютеры, проектор.

Карта занятия:

Комментарий  хода урока

Время (мин)

№ слайда Презентации

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Знакомство с личностью писательницы, фактами ее биографии и творчества:
1) Слово учителя о том, что любовь к родине должна проявляться  в желании познать
историю родного края через судьбы людей, прославивших эту землю. 

2

1

Внимание  
2) Заслушивание доклада учащегося о жизни М.Л.Халфиной  в Томском районе, в селе Рыбалово. (Доклад составлен по сайту «М.Л.Халфина»)
Во время слушания учитель предлагает детям выделить личностные качества писательницы и записать их в тетрадь. Обмен мнениями.
Предполагаемые варианты: честность, человечность, бескомпромиссность, доброта, желание прийти на помощь, непривередливость в быту, боевитость, интерес к жизни…

4

  Внимание Рефлексивность
Аргументированность
Точность речи
Активность
3) Учитель обобщает ответы детей и задает вопрос: «О ком и о чем писала  М. Халфина свои произведения?»
Предполагаемый ответ: О жизни, о ее нравственных сторонах.

2

  Внимание
Память
Аргументированность
Аналитичность
4) Учитель предлагает ознакомиться со списком  основных произведений писательницы. (Выделенные особо значимы, т.к. они написаны в нашем родном селе)
Объявляется тема урока, делается ее запись в тетрадях.

3

2

Внимание  
Учитель проводит беседу с учащимися по вопросам:  Дом построить. Это трудно? Почему трудно? А зачем  строить дом? Кто его будет строить? Почему? Чем должен заниматься мужчина в жизни?
Предполагаемые варианты: Дом строить трудно, но необходимо, т. к. это своеобразное «гнездо», где рождается семья. Строить дом будет мужчина – глава семьи.
Также он должен проявлять  заботу  о семье.

4

3

Точность речи Самостоятельность
Аргументированность
Ясность речи
Учитель предлагает определить роль женщины в построенном доме.
Предполагаемый ответ:
Создавать уют, рожать и воспитывать детей, заботиться  о гармонии, мире в этом доме.

3

4

Точность речи Самостоятельность
Аргументированность
Ясность речи
Учитель предлагает детям ответить на вопрос: Какую семью можно назвать счастливой?
Дети предлагают свои варианты решений, аргументируя свою точку зрения.
Предполагаемый ответ:
Счастливая семья та, где мужчина и женщина выполняют свои функции, и их отношения основаны на взаимных чувствах.

5

3,4

  Рефлексивность
Аргументированность
Ясность речи
Активность
Коммуник. культура
Культура эмоций
Детям предлагается ответить на вопрос: На чем построено счастье семьи Олеванцевых из повести «Мачеха»?
Предполагаемые варианты:
Новая квартира,  ухоженные дети, мать – хранительница очага, отец – заботливый хозяин… 

5

5

  Рефлексивность
Аргументированность
Ясность речи
Какое событие разрушает мир и покой в семье?
Предполагаемый ответ:
Полученное Павлом письмо, из которого он узнает, что у него есть дочь, оставшаяся одна.
(Выразительное чтение письма)

3

6,7

Точность речи Самостоятельность
Аргументированность
Ясность речи
Учитель просит проследить по повести, как переживают герои (Шура, бабушка Анфиса Васильевна, Павел) это событие.
Для выполнения задания организуется групповая работа.
Заслушивается каждая группа.

5

  Точность речи Самостоятельность
Аргументированность
Ясность речи
Какой выход из данной ситуации? Кто его предлагает?
Предполагаемые варианты:
  • Главный вывод делает отец;
  • Потому что он глава семьи;
  • Он не хочет, чтобы его дочь при живом отце была сиротой.

(Ссылка в словарь сайта: толкование слова сирота)

3

8,3

Точность речи
Внимание
Активность
Выразительность
Коммуникативная культура
Почему Шура изменила свое решение, поехав с Павлом за Светой?
Предполагаемые варианты:
1)Боялась остаться одна;
2)Боялась потерять Павла и оставить детей без отца;
3)Миссия женщины – сохранить мир и счастье в семье.

4

9,4

Точность речи, внимание Самостоятельность Аргументированность
Ясность речи
Учитель просит проследить, что изменилось в семье Олеванцевых?
Предполагаемые варианты:
1)Было двое детей, стало трое.
2)Напряженность в отношениях между членами семьи;
3)Шуру не устраивает роль мачехи.
(Ссылка в словарь сайта: толкование слова  мачеха)

3

  Память Аналитичность
Активность
Учитель предлагает поближе  познакомиться с новым членом семьи Олеванцевых  – Светланой: с условиями ее жизни, воспитания, характером, привычками…
И ответить на вопрос:
Права ли Наталья (мама Светланы) воспитывая так свою дочь?
Предполагаемые варианты:
1) Наталья правильно делала, приучая дочь к самостоятельности, трудолюбию, старательности – качествам, которые всегда пригодятся девочке;
2) Материнской ласки никогда не бывает много…
3) Главное, что Света сохранила после смерти мамы – память о ней.

9

10,11

Внимание, память Аргументированность
Самостоятельность
Аналитичность
Детям предлагается ответить на вопросы:
Хотела ли Шура заменить Свете мать? Что она делает  для того, чтобы мир в доме был восстановлен и чтобы Света стала своей в этой семье?
Предполагаемые варианты:
1)Старается найти со Светой общий язык;
2)Организует совместные дела;
3)Помогает Павлу стать отцом для Светланы.

5

12,5

Память Аналитичность
С какого момента повести мир, покой и счастье возвращаются в дом Олеванцевых?
Предполагаемый ответ:
Со сцены бурана.
(Учитель зачитывает этот фрагмент под музыку Г. Свиридова к к/ф «Метель»)

5

13

Внимание Культура эмоций
Учитель просит проследить за изменениями, которые происходят с героями повести.
В результате появляются несколько вариантов, все они обсуждаются.
Предполагаемый вариант:
Духовный рост каждого из героев

3

  Точность речи Самостоятельность
Аргументированность
Проследим ступени духовного роста Светланы, Шуры
(сделать записи в тетрадях)
Для выполнения задания  организуется групповая работа
Заслушивается каждая группа

7

14

  Активность
Рефлексивность
Аргументированность
Почему Александру можно назвать победительницей?
Предполагаемые варианты:
1) Сохранила семью;
2) Создала условия для Светы;
3) Боится не сплетен, а людского суда.

3

15

Внимание Активность
Жизненная ли эта история?
(Работа с сайтом: страница  «Почта писательницы»)

4

  Внимание Самостоятельность
Итоговая беседа по теме. Дом построить. Это трудно?
Предполагаемые ответы:
Главное в доме не стены и крыша, а понимание и уважение, любовь и счастье.

5

16,5   Рефлексивность
Аргументированность
Ясность речи
Активность
Коммуникативная культура
Культура эмоций
Детям предлагается разноуровневое домашнее задание:

1) Написать письмо писательнице или одному из героев повести;
2) Сочинение-рассуждение «В чем счастье человека?» (По Повести «Мачеха»)
3) Сочинение «Спешите делать добро!» (По нескольким произведениям М.Л.Халфиной)

3

    Гибкость
Ответственность
Рефлексивность
Любознательность

Список литературы:

1. Халфина М.Л. Мачеха. Сборник повестей и рассказов. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 1998.
2. Халфина М.Л. Простые истории. Повести и рассказы. – Новосибирск:  Западно-Сибирское книжное издательство, 1978.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – Москва: Русский язык, 1991.
4. Средства массовой информации.