Цель: формирование нравственных ценностей: сочувствие, доброта, понимание, ответственность за свои поступки.
Задачи:
- Познакомить учащихся с чертами личности писательницы, фактами ее биографии и творчества.
- Способствовать воспитанию уважения к родному краю, к родному дому, близким людям.
- Обучать пониманию своеобразия внутреннего мира героев повести.
- Развитие связной речи учащихся, умения выразить свое отношение к поставленным проблемам.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютеры, проектор.
Карта занятия:
Комментарий хода урока | Время (мин) |
№ слайда Презентации |
Развитие личностных качеств и психических процессов |
|
Репродуктивные формы деятельности |
Продуктивные формы деятельности |
|||
Знакомство с личностью писательницы,
фактами ее биографии и творчества: 1) Слово учителя о том, что любовь к родине должна проявляться в желании познать историю родного края через судьбы людей, прославивших эту землю. |
2 |
1 |
Внимание | |
2) Заслушивание доклада учащегося о
жизни М.Л.Халфиной в Томском районе, в селе
Рыбалово. (Доклад составлен по
сайту «М.Л.Халфина») Во время слушания учитель предлагает детям выделить личностные качества писательницы и записать их в тетрадь. Обмен мнениями. Предполагаемые варианты: честность, человечность, бескомпромиссность, доброта, желание прийти на помощь, непривередливость в быту, боевитость, интерес к жизни… |
4 |
Внимание | Рефлексивность Аргументированность Точность речи Активность |
|
3) Учитель обобщает ответы детей и
задает вопрос: «О ком и о чем писала М. Халфина
свои произведения?» Предполагаемый ответ: О жизни, о ее нравственных сторонах. |
2 |
Внимание Память |
Аргументированность Аналитичность |
|
4) Учитель предлагает ознакомиться со
списком основных произведений писательницы.
(Выделенные особо значимы, т.к. они написаны в
нашем родном селе) Объявляется тема урока, делается ее запись в тетрадях. |
3 |
2 |
Внимание | |
Учитель проводит беседу с учащимися по
вопросам: Дом построить. Это трудно? Почему
трудно? А зачем строить дом? Кто его будет
строить? Почему? Чем должен заниматься мужчина в
жизни? Предполагаемые варианты: Дом строить трудно, но необходимо, т. к. это своеобразное «гнездо», где рождается семья. Строить дом будет мужчина – глава семьи. Также он должен проявлять заботу о семье. |
4 |
3 |
Точность речи | Самостоятельность Аргументированность Ясность речи |
Учитель предлагает определить роль
женщины в построенном доме. Предполагаемый ответ: Создавать уют, рожать и воспитывать детей, заботиться о гармонии, мире в этом доме. |
3 |
4 |
Точность речи | Самостоятельность Аргументированность Ясность речи |
Учитель предлагает детям ответить на
вопрос: Какую семью можно назвать счастливой? Дети предлагают свои варианты решений, аргументируя свою точку зрения. Предполагаемый ответ: Счастливая семья та, где мужчина и женщина выполняют свои функции, и их отношения основаны на взаимных чувствах. |
5 |
3,4 |
Рефлексивность Аргументированность Ясность речи Активность Коммуник. культура Культура эмоций |
|
Детям предлагается ответить на вопрос:
На чем построено счастье семьи Олеванцевых из
повести «Мачеха»? Предполагаемые варианты: Новая квартира, ухоженные дети, мать – хранительница очага, отец – заботливый хозяин… |
5 |
5 |
Рефлексивность Аргументированность Ясность речи |
|
Какое событие разрушает мир и покой в
семье? Предполагаемый ответ: Полученное Павлом письмо, из которого он узнает, что у него есть дочь, оставшаяся одна. (Выразительное чтение письма) |
3 |
6,7 |
Точность речи | Самостоятельность Аргументированность Ясность речи |
Учитель просит проследить по повести,
как переживают герои (Шура, бабушка Анфиса
Васильевна, Павел) это событие. Для выполнения задания организуется групповая работа. Заслушивается каждая группа. |
5 |
Точность речи | Самостоятельность Аргументированность Ясность речи |
|
Какой выход из данной ситуации? Кто его
предлагает? Предполагаемые варианты:
(Ссылка в словарь сайта: толкование слова сирота) |
3 |
8,3 |
Точность речи Внимание |
Активность Выразительность Коммуникативная культура |
Почему Шура изменила свое решение,
поехав с Павлом за Светой? Предполагаемые варианты: 1)Боялась остаться одна; 2)Боялась потерять Павла и оставить детей без отца; 3)Миссия женщины – сохранить мир и счастье в семье. |
4 |
9,4 |
Точность речи, внимание | Самостоятельность Аргументированность Ясность речи |
Учитель просит проследить, что
изменилось в семье Олеванцевых? Предполагаемые варианты: 1)Было двое детей, стало трое. 2)Напряженность в отношениях между членами семьи; 3)Шуру не устраивает роль мачехи. (Ссылка в словарь сайта: толкование слова мачеха) |
3 |
Память | Аналитичность Активность |
|
Учитель предлагает поближе
познакомиться с новым членом семьи
Олеванцевых – Светланой: с условиями ее
жизни, воспитания, характером, привычками… И ответить на вопрос: Права ли Наталья (мама Светланы) воспитывая так свою дочь? Предполагаемые варианты: 1) Наталья правильно делала, приучая дочь к самостоятельности, трудолюбию, старательности – качествам, которые всегда пригодятся девочке; 2) Материнской ласки никогда не бывает много… 3) Главное, что Света сохранила после смерти мамы – память о ней. |
9 |
10,11 |
Внимание, память | Аргументированность Самостоятельность Аналитичность |
Детям предлагается ответить на вопросы: Хотела ли Шура заменить Свете мать? Что она делает для того, чтобы мир в доме был восстановлен и чтобы Света стала своей в этой семье? Предполагаемые варианты: 1)Старается найти со Светой общий язык; 2)Организует совместные дела; 3)Помогает Павлу стать отцом для Светланы. |
5 |
12,5 |
Память | Аналитичность |
С какого момента повести мир, покой и
счастье возвращаются в дом Олеванцевых? Предполагаемый ответ: Со сцены бурана. (Учитель зачитывает этот фрагмент под музыку Г. Свиридова к к/ф «Метель») |
5 |
13 |
Внимание | Культура эмоций |
Учитель просит проследить за
изменениями, которые происходят с героями
повести. В результате появляются несколько вариантов, все они обсуждаются. Предполагаемый вариант: Духовный рост каждого из героев |
3 |
Точность речи | Самостоятельность Аргументированность |
|
Проследим ступени духовного роста
Светланы, Шуры (сделать записи в тетрадях) Для выполнения задания организуется групповая работа Заслушивается каждая группа |
7 |
14 |
Активность Рефлексивность Аргументированность |
|
Почему Александру можно назвать
победительницей? Предполагаемые варианты: 1) Сохранила семью; 2) Создала условия для Светы; 3) Боится не сплетен, а людского суда. |
3 |
15 |
Внимание | Активность |
Жизненная ли эта история? (Работа с сайтом: страница «Почта писательницы») |
4 |
Внимание | Самостоятельность | |
Итоговая беседа по теме. Дом построить.
Это трудно? Предполагаемые ответы: Главное в доме не стены и крыша, а понимание и уважение, любовь и счастье. |
5 |
16,5 | Рефлексивность Аргументированность Ясность речи Активность Коммуникативная культура Культура эмоций |
|
Детям предлагается разноуровневое
домашнее задание: 1) Написать письмо
писательнице или одному из героев повести; |
3 |
Гибкость Ответственность Рефлексивность Любознательность |
Список литературы:
1. Халфина М.Л. Мачеха. Сборник повестей и
рассказов. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 1998.
2. Халфина М.Л. Простые истории. Повести и
рассказы. – Новосибирск: Западно-Сибирское
книжное издательство, 1978.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. – Москва: Русский язык, 1991.
4. Средства массовой информации.