«Его басни переживут века»
К.Н. Батюшков.
Цели урока:
Обучающие:
- Продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова.
- Повторить и обобщить знания о баснях.
- Обратить внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.
Воспитывающие:
- Формировать эмоциональную культуру личности и коллектива.
- Работать над воспитанием чувства ответственности за общее дело.
- Формировать навыки общения со сверстниками.
Развивающие:
- Работать над развитием воображения и ассоциативного мышления.
Оборудование:
- Портрет И.А. Крылова;
- Фотография памятника И.А. Крылову в Летнем саду;
- Выставка книг И.А. Крылова и о И.А. Крылове;
- Выставка работ, выполненных учащимися в предыдущие годы.
Ход урока
I. Организационный момент – приветствие.
II. Актуализация знаний – слово учителя, беседа.
– Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о баснях Ивана Андреевича Крылова. Конечно, все вы знаете и Ворону, и Лисицу, и Волка, и Слона, и Моську, и Ягнёнка. Вспомните, как мы работали с баснями в предыдущие годы?
- Мы читали басни, инсценировали их
- Мы анализировали текст
- Искали мораль
- Учили наизусть
- Делали иллюстрации к басням
- Готовили костюмы и декорации
- Писали сочинения о героях басен
- Объясняли какую роль, как, и почему я играю в инсценировке
III. Мотивация деятельности учащихся.
– Теперь я хочу предложить вам другие подходы к работе. И то, насколько интересным получится урок, зависит от вас. Конечно, мы будем работать с текстом, как обычно. Важно, чтобы вы находили и тему, и главную мысль. Видели ключевые слова. Хорошо владели терминологией. Нам нужно повторить теоретические основы басни. Вспомнить об аллегории, морали. Нам необходимо умение хорошо воображать ситуацию о которой мы читаем в произведении. А начнём работу мы с нового для многих слова: «центон» (Слово записано на доске). Кто знает, что обозначает это слово?
IV. Усвоение новых знаний и умений.
Задание по группам:
Используя предложенные листы (Приложение), содержащие словарные статьи, объясняющие значение слова, ученики должны объяснить как они воспринимают понятие.
Идёт обсуждение в группах. Каждая группа выбирает то объяснение значения, которое она для себя освоила и сможет запомнить.
V. Социализация работы групп. Похвальное слово лучшим.
Выслушиваются представители групп.
Учитель читает центон, составленный из басен И.А. Крылова:
В июне, в самый зной, в полуденную пору, («Муха и дорожные»)
Сыпучими песками в гору, («Обоз»)
Из дальних странствий возвратясь, («Лжец»)
По улицам слона водили,
Как видно, напоказ, —
Известно, что слоны в диковинку у нас, —
Так за слоном толпы зевак ходили; («Слон и Моська»)
Какой-то повар-грамотей
С поварни побежал своей, («Кот и повар»)
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,
Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)
Проказница мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет. («Квартет»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды лебедь, рак да щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Из кожи лезут вон
А возу всё нет ходу… («Лебедь, рак и щука»)
Задание по группам:
Какие басни вы узнали?
Какие строчки остались неопознанными?
VI. Социализация работы групп. Похвальное слово лучшим.
– Чувствуете ли вы, ребята, какую-то незавершённость истории?
Я предлагаю вам самим дописать последние строчки, используя материал домашнего задания – басни «Обоз». Вспомните значения слов «Воз» и «Обоз». Свяжите их между собой. Вчитайтесь в текст произведения ещё раз. Что вы видите?
Включите своё воображение и вспомните себя. Приходилось ли вам когда-нибудь спускаться с крутой горы на велосипедах, санках, бегом или пешком? Вспомнили?
– Какое чувство вы испытывали? Что для вас было важнее: скорость или безопасность? Как обычно поступаете вы? В ком из героев вы себя узнаёте? В «добром коне» или «лошади молодой»?
– Обратите внимание на те слова, которые передают движения и состояния героев, их поведение. Приготовьтесь изобразить движение животных. И интонацию высказываний «молодой лошади».
Выступают желающие, комментируя своё восприятие.
Учитель читает текст басни.
– Подумайте, данная ситуация возможна только при спуске с горы или в любом деле, при выполнении любой работы? Приведите свои примеры и, опираясь на текст, расскажите что и как вы видите, представляете, о чём размышляете?
Какие пословицы и поговорки можете вы вспомнить, чтобы лучше представить себе прочитанное и услышанное?
Делаем вывод:
– Мы сейчас говорили о бытовом уровне восприятия. О том, как мораль басни можно применить в повседневной жизни.
VII. Усвоение новых знаний.
– По отработанной доме статье учебника, вы узнали, что у этой басни есть не только бытовой, философский, но и исторический, политический смысл.
– С какими событиями связан «Обоз»? Что вы знаете о Наполеоновских войнах и об отечественной войне 1812 года?
– Кого и как защищала эта басня?
– Чью сторону в историческом споре заняли бы вы?
Выслушиваются ответы учащихся.
– Обратите внимание на фразу:
«Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!»
– Можете ли вы за этими «горшками» увидеть русских солдат и офицеров, жизнь которых старался сберечь Кутузов?
Видите ли вы императора, который «Взял Париж и основал лицей»? Александр I всегда спешил. А на поле Аустерлица он был ещё очень молод.
Намёк Крылова прекрасно понимали современники, а сейчас о нём знаем и мы.
Прочитайте мораль басни.
Подойдёт ли она нам для завершения центона, с которого мы начинали работу?
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Выслушиваются мнения представителей групп.
VIII. Усвоение новых знаний.
– Вспомните первую статью нашего учебника. Мы узнали, что до XVIII века в России не было разделения на историю, публицистику и литературу. Крылов, продолжая традиции XVIII века, бы писателем, в баснях которого отразилась не только война 1812 года, но и вся эпоха наполеоновских войн. Басни Крылова 1805-1807-1812 гг. «превращались в живую историю», объясняя современникам происходящее в доступной форме.
– Совершенно бытовая, на первый взгляд, басня «Кот и Повар» относится к началу столкновения России, её молодого императора Александра, с Наполеоном. Как вы думаете, кто из героев Кот, а кто Повар? Обоснуйте свой ответ. (Наполеон завоёвывал одну территорию за другой, одну страну за другой.) Очень советую вам почитать об этих событиях. Очень интересная история. «Но мы истории не пишем. А вот о том, как басни говорят». Так как же говорят в баснях? Мы отмечаем и серьёзность обозначенных проблем, и смех. Смех помогает людям раскрыть их пороки, их глупость.
Давайте подведём итоги.
Отметим что нового узнали мы сегодня? В чём состояла особенность работы на уроке?
Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли? О чём забыли? Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить? Над какими словами нужно ещё поработать?
IX. Домашнее задание.
Обратиться к двум-трём неизвестным вам басням Крылова.
Повторить «Волка и Ягнёнка», цитату из которого вы только что услышали.
Попытаться проанализировать басню «Лягушки, просящие царя», опираясь на вопросы учебника.
Использованная литература и электронные источники:
- Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.
- Басни Ивана Крылова. В.И. Коровин. – Издательство Московского Университета, 1997.
- Материалы Фестиваля «Открытый урок», рассматривающие работу с баснями И.А. Крылова.
- Басни. И.А. Крылов. – Москва: «Детская литература», 1978.
- «Поэтический словарь» Квятковского.
- Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.
- Большая советская энциклопедия.