Класс: 5.
Цели урока:
- обучение сравнительному анализу стихотворений;
- развитие умения находить художественные изобразительные средства и выявлять их функцию;
- развитие монологической речи учащихся;
- воспитание чувства прекрасного.
Оборудование урока:
Слайды:
- Репродукции картин В. Поленова
- Фотографии дома С. Есенина. Рязанские пейзажи
- Портрет С. Есенина
Карточки-опоры на каждого ученика: сравнительный анализ стихотворений.
Оформление доски:
Тема: Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы.
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. С. Есенин
- Эмоции – душевные переживания, чувства.
- Эмоциональный – насыщенный эмоциями.
- Лиризм – чувствительность в переживаниях, в настроениях.
- Интимный – сокровенный, задушевный; глубоко личный.
- «Половодье» чувств поэзии Есенина. (Половодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда).
- «Олицетворение наоборот» – то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы.
- Рифма: мужская (последний слог ударный), женская (предпоследний слог), дактилическая (третий с конца), трехсложный размер, анапест.
Ход урока
I. Оформление тетрадей
II. Словарная работа
III. Слово учителя
Родина, родная природа. Человек издавна признается ей в любви, воспевает ее красоту в своих произведениях. Мы восхищались мастерством в изображении природы поэтами XIXв.: Афанасием Афанасьевичем Фетом и Федором Ивановичем Тютчевым.
Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве поэта ХХ века Сергея Александровича Есенина и его отношении к родному краю, родному дому.
Продолжим учиться анализировать поэтический текст, побываем в творческой мастерской С. Есенина, проанализируем, какие приемы использует этот поэт, чтобы донести до нас интимные чувства в изображении Родины и родной природы.
IV. Ассоциативный ряд
Задание в тетради. Напишите 5-7 слов, которые вызывают в вашем сознании образ Родины, родного дома.
Уч-ся зачитывают слова.
V. Сообщение учеников
Такие образы ассоциируются у вас с образом Родины. А какой предстает наша Родина на полотнах художников? Какие чувства художников переданы?
Репродукции с картин В. Поленова.
VI. Учитель
Свои чувства к Родине, к природе родного края можно передать не только на полотне. Свои эмоции, свое отношение к Родине можно передать с помощью художественного слова. Так делают поэты. Сегодня мы говорим о Сергее Есенине.
VII. Работа со статьями учебника
Вы читали статьи учебника о С. Есенине.
- Что повлияло на формирование характера Есенина, на становление его творчества? (Какие факты биографии Есенина вы можете привести, из которых видно, как формировался характер Есенина, как развивалось его творчество?)
- Каков же внутренний мир Есенина?
- он любил жизнь и природу;
- свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
- Найдите ключевые фразы (из второй статьи), смысл которых мы подтвердили стихотворениями Есенина.
- Поэзия С. Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах.
- Поэт мысленно воссоздает картины родных мест. При этом в стихотворных посланиях он сливается с природой родных мест.
VIII. Учитель
С. Есенин пришел в поэзию как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины.
Обращаемся к эпиграфу.
Это слово «Родина» Есенин мог бы написать с одинаковым правом и с прописной буквы, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время было не только Константиново – это была вся Русь.
IX. Чтение стихотворений
X. Анализ стихотворений
Учитель: Стихотворения написаны в разные годы: 1918 и 1924 г. Сегодня мы не просто анализируем поэтический текст, чтобы понять его смысл. Мы сравниваем два стихотворения, написанные в разные годы: одно в 1918г., другое – в 1924г., и, помня о теме урока, посмотрим, как изображает Родину и родную природу С. Есенин.
Перед вами лежат опоры (вопросы) – своего рода план сравнительного анализа текстов.
Обратите внимание: мы будем говорить не о каждом стихотворении отдельно, а о двух сразу – «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями».
Что объединяет стихотворения?
Тема
Вывод: Основная тема лирики С. Есенина – тема Родины, родного дома.
В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил.
Центральные образы
Рассматриваем пейзажные зарисовки, ищем центральные образы стихотворений.
Родимый дом, |
Низкий дом с голубыми ставнями |
Вывод: С образами родимого дома с голубыми ставнями, голубой Руси, с образами матери и отца связывается, прежде всего, возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей.
Чувства лирического героя к родному краю
Какие чувства испытывает лирический герой к родному краю, к родному дому?
Найдите в стихотворениях фразы, приемы, художественные средства, помогающие понять эти чувства?
Чувство любви к родному краю; Чувство родства (связи) со всем, что окружает лирического героя. – дом родимый (тепло говорит о доме); – композиция 1-го и 2-го четверостиший: сначала о природе, затем о матери и об отце (полное слияние с природой) – «старый клен головой на меня похож» «олицетворение наоборот» |
Чувство любви, преданности своему дому. Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями. – До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес… – как бы я и хотел не любить, Всё равно не могу научиться. – композиция стихотворения кольцевая: Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. (что бы ни случилось в жизни лирического героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому – это его точка опоры). |
Вывод:
Стихотворения пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю. Нас покоряет и захватывает удивительная гармония чувства и слова, единство внешнего рисунка стихотворения с внутренней эмоциональностью. «Половодье чувств».
Мысль о том, что человек является частью природы, что он с нею кровно связан, выражена в стихотворениях. Природа чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом. «Олицетворение наоборот – то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы».
Лиризм стихотворений
Каков ритм стихотворений?
Более быстрый, подвижный, динамичный. Двустопный анапест Везде мужская рифма |
Более медленный, размеренный, неторопливый Трехстопный анапест Рифма дактилическая/мужская |
НО:
Стихотворения, написанные в разное время, роднит глубокий лиризм, усиленный музыкальным звучанием стиха. Мелодика стихотворений завораживает: она построена на ассонансах: и – у \ а – и
Различие
Многое роднит стихотворения С. Есенина. И тем не менее, они написаны в разные годы.
Природа. Пейзажные образы.
Как же изображена природа в стихотворениях? Давайте поищем в стихотворениях пейзажные образы.
Длинными гирляндами выстраиваются поэтические образы, одухотворяющие природу:
– березняк над прудом; – золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (сравнение); – стережет голубую Русь старый клен (олицетворение). |
– поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес (метафора, эпитеты); – седые журавли с курлыканьем в тощие дали; – березь да цветь; да ракитник, кривой и безлистный; – под дешевеньким ситцем родимая выть. |
Учитель (вывод):
Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Есенинское искусство живописания природы. Всё это завораживает нас, читателей.
НО:
В первом стихотворении природа боли возвышенная, сказочная. Во втором – обычная, повседневная, но также любимая поэтом. Поэтому разное настроение стихотворений; разные интонации.
Цветовая гамма
Вывод:
Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает свежесть образам стихотворений.
Какие цвета находим в стихотворениях?
Учитель:
– голубая Русь (дважды) Синий и голубой – любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России. – золотою лягушкой; – березняк над прудом; – яблонный цвет. |
– серенький ситец небес; – седые журавли; – березь да цветь. |
Учитель:
Синий, золотой (малиновый) – это цвета есенинской России, Родины.
Вывод:
В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости. А во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.
Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С. Есенина. Но неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.
Учитель: Зачитать!!!
Друг поэта, артист В. Чернявский, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».
Сила Есенина в том, что интимнейший уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце.
Задание:
Обратитесь еще раз к статье учебника (стр. 50). Какой же предстает Родина в стихотворениях С. Есенина?