Цели урока:
Обучающие:
- обучение искусству перевода;
- обучение умению видеть связь между языком и тем, как люди воспринимают мир и себя в нем.
Развивающие:
- формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст.
- Формирование умения сопоставлять отдельные факты, обобщать материал, делать выводы;
- Формирование умения выразительного чтения стихотворного текста на русском и английском языке с элементами инсценирования.
Воспитательные:
- воспитание уважения к мировой истории и культуре;
- воспитание эстетически подготовленного читателя;
- воспитание бережного отношения к исходному тексту при литературном переводе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Звуковые колонки
Программные средства: Power Point (презентация)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщение темы. Запись темы в тетради. Создание проблемной ситуации. Настрой учащихся на ее решение. (Слайд 1)
Слово учителя литературы
В истории человечества есть имена, которые не перестают волновать умы и исердца новых и новых поколений. Интерес к ним бывает так глубок, что порой даже забывается, как давно жили и творили.
Совсем недавно во всем мире отмечалось 220-летие со дня рождения Джорджа Гордона Байрона, но его имя и теперь близко и дорого многим. Сейчас трудно себе представить, что значил для современников этот загадочно разочарованный паломник, избранник и изгнанник.
Под знаком Байрона развивались литература, живопись, музыка эпохи романтизма, складывались убеждения, образ мыслей, манера поведения. Как поэт и как борец за свободу он был кумиром своего времени и, по выражению Пушкина, “властителем дум” (тема урока). Ему подражали, считали его своим кумиром, по модели его героев строили свою жизнь. По одному из свидетельств современников “Байрон был прекрасен как сновидение. Все имеющиеся его портреты не давали о нем никакого представления”.
Давайте попробуем составить свое представление о Байроне.
II. Изучение нового материала
1. Слово учителя литературы. (Слайд 2 – Слайд 6)
Знакомство с биографией Байрона вы уже начали на уроках английского языка. Некоторые факты его жизни заслуживают особого внимания. Обратите внимание на те из них, которые повлияли на становление личности поэта.
Байрон был родом из старинной аристократической семьи. Детство его прошло в Шотландии. Ему было 10 лет, когда он унаследовал высший титул английского дворянства: теперь место в палате лордов было ему обеспечено. Подготовкой к парламентской карьере были пансион для избранных и Кембриджский университет.
Детство и юность поэта протекали далеко не безоблачно. Джордж не знал своего отца, который вел буйную, распущенную жизнь, заставившую его бежать от кредиторов во Францию.
Отношения с властолюбивой матерью были трудными, он мечтал вырваться из плена, в котором его держали ее гордыня и нетерпимость. Врожденная хромота сильно угнетала маленького честолюбивого лорда. Он решил переломить судьбу. Спортивные занятия сделали из него хорошего боксера, стрелка, наездника, пловца.
Слайд 7
Когда Байрон занял наконец свое место в парламенте, там обсуждался закон о введении смертной казни для разрушителей машин (такой была форма протеста доведенных до отчаяния рабочих). Байрон был возмущен: как можно ставить на одну доску жизнь человека и неисправность станка. Он пошел против большинства, заступившись за рабочих.
Слайд 8-9
В этом же (1812) году были напечатаны первые две песни поэмы “Паломничество Чайльд Гарольда”. Основой произведения стали живые впечатления самого поэта, полученные им во время двухлетней поездки по странам Ближнего Востока и Южной Европы. Он увидел, что Испания и Португалия бессильны противостоять вторжению наполеоновских войск, Албания и Греция страдают под турецким игом. Его симпатии были на стороне тех, кто вел оборонительную войну, защищая свободу отечества. Тема политической свободы становится важнейшей в его поэме.
Слайд 10
В 1816 году Байрон навсегда покинул родину. Он жаждал действия. Сначала он принимал участие в борьбе за свободу итальянцев, затем отправился в Грецию и принимал непосредственное участие в национально-освободительном движении против турецких завоевателей. Но судьба обошлась с ним жестоко: он умер от малярии всего в 36 лет.
В его произведениях раскрылся перед читателями особый мир мыслей и чувств, который назовут романтическим. В литературу вошел образ разочарованного и гордого бунтаря, названный “байроническим героем”, и этот литературный тип надолго стал властелином сердец многих поколений.
2. Викторина на английском языке. Слайды 12-25
Слово учителя английского языка
We have already learnt some information about George Byron at the English lessons; also you have heard some new information now. I hope you were good listeners because we are going to answer several questions about his biography now. Please be very attentive.
{Мы уже с вами изучили некоторую информацию о Джордже Байроне на уроках английского языка, также вы только что услышали новые факты его биографии. Надеюсь, что вы хорошо слушали, потому что сейчас мы с вами ответим на несколько вопросов по его биографии. Будьте внимательны.}
What was the christian name of the poet?
a Charles Gordon Noel Byron c Gordon Byron
b George Gordon Noel Byron d Noel Gordon Byron
When was Lord Byron born?
a 22 January 1796 c 22 January 1788
b 25 January 1759 d 21 July 1759
Where did he spend his childhood?
a Scotland b Wales c Ireland d England
How old was Lord Byron when his father died?
a 36 b 2 c 10 d 5
What title did he have?
a baron b lord c prince d king
Where did he study?
a Cambridge b Oxford c Eton
What kind of relations did he have with his mother?
a friendly b bad c hesitant
What kind of physical disability did he have?
a a broken leg b he didn’t have an eye c he didn’t have any
What kind of sport did he go in for?
a hockey b bocks fight c football d basketball
When he was in the parliament he...
a insisted on his opinion b joined the majority c kept silent
What countries did he go to in 1812?
a Spain b Egypt c Austria d Russia
What piece of literature became the result of this journey?
a Holly Rabbie's Prayer b Child Harold Pilgrimage c Don Juan
What independence war did he take part?
a The American War of Independence
b The Greek War of Independence
c The Scottish War of Independence
d The Irish War of Independence
3. Работа с портретами Байрона. Слайд 26
- Как вы думаете, такой человек, как Байрон, мог бы вести спокойный образ жизни?
Представление о личности Байрона складывается у нас не только из фактов его биографии. Вот каким запечатлели его художники.
- Каким вы себе представляете этого поэта, глядя на его портреты?
Now please, look at the portraits of our hero. Using the adjectives which are written near the portraits or some others you know, try to describe this person. What kind of person is he? What is his character?
Сейчас, пожалуйста, посмотрите на портреты героя нашего урока и, используя прилагательные, написанные рядом с портретами, а также другие, которые вы знаете, постарайтесь описать его. Какой он человек? Каков его характер?
Aggressive агрессивный Arrogant высокомерный Ambitious амбициозный Brave смелый Bad плохой Calm спокойный Cruel жестокий Creative творческий Decisive решительный Evil злой Generous щедрый Hard-working трудолюбивый Honest честный Kind добрый Mean жадный Proud гордый Romantic романтичный Sensitive чувствительный Violent жестокий Wise мудрый
4. Работа с текстами произведений Байрона
Слово учителя литературы
Как нельзя лучше поможет создать представление о поэте его поэзия. На уроках английского языка вы начали знакомство с его произведениями.
Сейчас мы послушаем инсценированное чтение одного из стихотворений Байрона, подготовленное учащимися. (инсценированное чтение стихотворения на английском языке).
Передайте содержание этого стихотворения. Какова его тема? идея?
Удалось ли учащимся передать в своем чтении те чувства, которые волновали поэта?
Давайте прочитаем еще одно из стихотворений. (Чтение на англ. языке) – Слайд 27
“’Tis done! – I saw it in my dreams;
No more with Hope the future beams;
My days of happiness are few:
Chill’d by misfortune’s wintry blast,
My dawn of life is overcast;
Love, Hope and Joy, alike adieu!
Would I could add Remembrance too!
Передайте содержание этого стихотворения. Какова его тема? идея?
Прочитайте созданный вами перевод этого стихотворного произведения.
Обсуждение переводов, сделанных учащимися.
Сравнение оригинала с переводом. Слайд 27
Конец! Все было только сном.
Нет света в будущем моем.
Где счастье? Где очарованье?
Дрожу под ветром злой зимы,
Рассвет мой скрыт за тучей тьмы,
Ушли любовь, надежд сиянье...
О, если б и воспоминанье!
- Каким предстает лирический герой этого стихотворения? Какие чувства переполняют “байронического героя”?
- Какими средствами художественной выразительности Р.Рождественский передает пессимистический настрой лирического героя?
- Как же понять сочетание таких настроений – стремление спасать мир, бороться за свободу, жажда подвига и пессимистический настрой, отсутствие светлого будущего и надежд на счастье?! Романтический герой обречен на разочарование. Его неудовлетворенность жизнью и желание изменить её не способны перестроить уже существующую мир.
III. Домашнее задание:
Письменный ответ на вопрос: “Каким вы представляете себе Байрона?”