Цель: Расширить знания учащихся о творчестве Я.Г.Ухсая
Задачи:
- Привить учащимся навыки самостоятельного приобретения знаний.
- Вызвать в учащихся интерес к поэзии Я.Ухсая.
Оборудование:
- Презентация «Вступая в поэтический мир Якова Ухсая»;
- Книжная выставка «Радуга поэзии Якова Ухсая»;
- Аудиокнига «Тутимĕр» («Тудимер»).
Ход занятия
Звучит мелодия чувашской народной песни «Алран кайми»
1 ведущий:
Я полюбил мальчишкой вас,
Поля и лес в родном краю!
Пока мой разум не угас –
Я сохраню любовь мою.
2 ведущий: Ухсай – слава и гордость современной чувашской литературы. На творчестве поэта можно убедиться, что истинный талант питается благодатными соками родной земли.
1 ведущий: Яков Гаврилович Ухсай родился 26 ноября в 1911 году в бедной крестьянской семье. Родители его были неграмотными, но дали будущему поэту нужное образование: они научили его ценить родной язык, познакомили с бесценным богатством народного творчества. Ухсай с благодарностью вспоминает, что красоту и сочность чувашского языка ему открыл отец – его первый учитель. «…И сейчас, когда мои волосы наполовину покрылись сединой, перед тем, как сесть за рабочий стол, я закрываю глаза и стараюсь вспомнить его сочные выражения и образы»
2 ведущий: В долгие зимние вечера мать рассказывала детям сказки, порой одну и ту же в течение двух-трех ночей. Она сопровождала их пением не только чувашском, но и на татарском и башкирском языках, которыми владела неплохо.
Звучит песня «Сăпка юрри»
1 чтец:
Этой бесконечной ночи темной
Мне вовек забыть не суждено
Матушка, я все, что было, помню,
Хоть прошло оно давным-давно.
Ты садилась ткать, а мне, родная,
Говорила: «Засыпай, сынок!..»
Я смотрел, как, устали не зная,
Быстро бегал легкий твой челнок.
Я уже совсем дремал и все же
Слушал, как ты пела в полумгле
О голубке-девушке пригожей
И о смелом молодом орле.
Эти песни ты нам петь любила,
Ими и светла была изба.
Горе было в них и счастье было,
Вся твоя нелегкая судьба.
Крепость моему больному телу
Дали молоко и черный хлеб.
Я от песен, что ты мне пропела,
Сердцем осмелел, душой окреп.
1935
1 ведущий: Сильное влияние оказал на Ухсая классик чувашской литературы К.В. Иванов. Оба они происходят из одного чувашского села Слакбаши в Башкирии. Ухсай даже приходится родственником своему знаменитому собрату. Еще в детстве Ухсай часто слышал рассказы о К. Иванове от своих односельчан и эти рассказы не могли не оказать сильного воздействия на душу впечатлительного ребенка. Еще мальчишкой Ухсай вдоль и поперек исходил места, где развертывается трагическая история Нарспи и Сетнера, героев поэмы «Нарспи». Может быть, тогда Ухсай впервые почувствовал, что он обязан продолжить дело так рано ушедшего Константина Иванова. Появилось желание пробовать свои силы на поэтическом поприще.
2 ведущий: В стремлении писать стихи юного автора поддержал и школьный учитель. Чуваши всегда считали знание ни с чем несравнимым богатством, глубоко уважали и почитали людей просвещенных, видели в них своих заступников и защитников. С наказом не осрамить чести села поехал Ухсай в Москву поступать в университет.
2 чтец: «Синяя печать»
Всего хозяйства-то – корова,
Пяток овец, изба да клеть.
Прощанье было так сурово,
Что впору плакать, а не петь.
Предсельсовета, парень важный,
Чтобы унять мою печаль,
С размаху на клочок бумажный
Влепил мне синюю печать.
И с домодельным тем мандатом
Пришел я в университет.
Так счастье началось когда-то,
Так я увидел знаний свет.
Я числю жизнь свою оттуда,
Где начал я стихи писать,
И я до гроба не забуду
Простую синюю печать.
1930
1 ведущий: Всегда с большой благодарностью вспоминал поэт Москву, так много сделавшую для него. С искренней теплотой отзывается о своих учителях и московских друзьях.
2 ведущий: Школой жизни и мужества явилась для поэта Великая Отечественная война. В составе танковой армии дошел он до Германии.
Звучит песня «Журавли»
3 чтец: «Вон в небе журавли»
Вон в небе журавли... Куда стремится
Высокий и нестройный их отряд?..
Под ними села курские горят,
И негде отдохнуть усталым птицам.
О, как бы я, солдат, был нынче рад
В Чувашию родную возвратиться!
Но я с врагами должен расплатиться...
Так пусть на Волгу журавли летят.
Я из окопа им кричу: «Туда,
Туда летите, к солнечным затонам.
Переливаясь синим и зеленым,
Там плещется спокойная вода.
Там соловьи поют на берегу,
Там – я клянусь – вовек не быть врагу!»
1943
2 ведущий: Что же вынес поэт для своей поэзии, к чему он пришел, повидав и испытав так много? А пришел к тому, что милее и краше родного края, дороже родного языка ничего нет.
4 чтец: «Родной язык»
У Вислы я брожу иль у Дуная,
Взбираюсь ли на склон седых Карпат,
Везде родной язык я вспоминаю,
Везде его слова в душе звучат.
А если земляка случайно встречу,
От радости захватывает дух.
Ласкают слух слова родимой речи,
Приятной, мягкой, как лебяжий пух.
В народной песне – грустной иль задорной –
Как славно ты звенишь, родной язык!
Ты свеж, и чист, и светел, словно горный
Вниз по камням струящийся родник.
Для задушевной, дружеской беседы
Чувашского народа сыновья
Из лунного тебя сковали света
И напоили песней соловья.
Но в час, когда мы говорим с врагами,
Становится иною наша речь;
Тогда родной язык горит, как пламя,
Звенит, как обнаженный к бою меч.
Мы любим мир, но если нас затронешь,
Сплотимся мы в один военный стан…
Не позабуду битву за Воронеж
Я – гвардии советский капитан.
В сраженьях под Орлом и под Варшавой
Немало пало братьев дорогих.
В Берлин и в Будапешт дорогой славы
И мой народ шагал в ряду других.
Родной язык! Не зная бед и горя,
С нуждой и притесненьем незнаком, –
Звучи победно в мощном дружном хоре
С великим, славным русским языком!
1945
1 ведущий: Ухсай утверждает, что только на основе глубокого, пристального изучения и познания жизни могут рождаться подлинные художественные шедевры, волнующие не одно поколение читателей. «Я – сын крестьянина, по-крестьянски мыслю», – подчеркивает Ухсай. В этом утверждении имеется глубокий смысл, призыв последовательно придерживаться народных начал в литературе, бережно относиться к народным истокам искусства, нерасторжимо связанным с трудом.
5 чтец: «О, как много, до избытка, дивных слов»
О, как много, до избытка, дивных слов
Стихотворцы извели на соловьев!
Одного не понимаю только я:
Как могли они забыть про воробья?
В жарких странах птахи певчие давно,
Где безделья в полной мере им дано,
Где развесистые пальмы круглый год
Осеняет безмятежный небосвод.
Ну, а здесь такая вьюга да мороз
Даже дуб трещит, в сосульках весь от слез!
Лишь воробушек, отважный воробей,
Все чирикает: мол, дядя, не робей!
Мы трудяги, перетерпим, переждем…
То-то весело весною заживем!
1955
2 ведущий: Подлинная любовь к матери-земле, к людям, обрабатывающим и украшающим ее, – важная тема всего творчества Ухсая. Любовно-бережное отношение к природе встречаем в ряде пейзажей Ухсая. В поле, в лесу, на реке Ухсай как бы чувствует себя в окружении живых существ, которые одному ему ведомым языком открывают перед ним свои тайны, что-то говорят ему, стараются добром оплатить за добро.
6 чтец: «В лесу решил я палку срезать»
В лесу решил я палку срезать.
Иду, гляжу по сторонам,
Прислушиваясь к шуму леса,
К веселым птичьим голосам.
Стоит береза молодая.
Она, как девушка, стройна.
Нет, лучше мимо прошагаю,
Не трону. Пусть растет она.
И мимо липы одинокой
Я не задумавшись прошел:
Цвети, своим медвяным соком
Питай трудолюбивых пчел.
Над речкой ветки наклоняя,
Стоит черемуха в цвету.
Она кривая, да живая.
Как тронешь эту красоту?!
Не смог я и орешник тронуть,
Взглянул и повернул назад.
Пускай среди листвы зеленой
Орехи гроздьями висят.
Окружена землею черной
Ольха. Здесь кто-то жег костер,
И у ольхи сгорели корни.
Она мертва с недавних пор.
Ей больше не шуметь листвою…
Срубил ее под корень я.
Пусть расцветает все живое,
А мертвым – черная земля.
1934
1 ведущий: Можно взять любое произведение Ухсая – и почти каждое из них наполнено в меньшей или большей степени образами, красками, звуками чувашской жизни на разных стадиях ее развития.
Слушание аудиозаписи отрывка из трагедии Я.Ухсая «Тудимер»
– Мы рассмотрели ряд произведений Ухсая. Что же является главной темой его творчества?
– Тема родной земли, родного народа.
– Чему учат стихи поэта?
– Любить родной язык, свой родной край, беречь ее красоту, уважать труженика земли, вообще труд человека.