Интегрированный урок литературы, русского языка, музыки, ИЗО по теме "Басни И.А. Крылова как источник мудрости и творческого вдохновения"

Разделы: Литература


  Цель урока: закрепить понятие о жанре басни, её особенностях,

понятие о фразеологизмах, их использовании в баснях Крылова,, определить роль музыки в басне, закрепить понятие "квартет", понятие анималистического жанра в изобразительном искусстве.

Задачи:

  • образовательная: учить внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра;
  • развивающая: развивать умения и навыки использования фразеологизмов в речи, эмоционально-образного восприятия произведений;
  • воспитательная: воспитывать любовь к слову и родному языку, духовность и нравственность через произведения литературного, музыкального и изобразительного искусства.

Оборудование: компьютерная презентация, дидактический материал на основе (на материалах) художественных текстов, выставка книг, декорации к инсценировке басни "Лисица и виноград"

 
  Домашнее задание дифференцированное:

1. Сочините басню, используя следующую мораль: "Жадность губит людей", "Надо уметь выбирать друзей" или придумайте свою. Используйте крылатые выражения из басен Крылова.

2. Подберите фрагменты музыкальных произведений, которые отражают характер какого-либо персонажа басни Крылова.

3. Нарисуйте иллюстрацию к басне.

 
1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова с вами встречаемся на необычном уроке литературы, русского языка, музыки и изобразительного искусства. Работаем мы, как всегда на таких уроках, в рабочих листах.

Учитель русского языка.
2. Словарная работа в рабочем листе (задание 1)

А начинаем мы со словарной работы, работаем по группам:

1 группа: вставьте пропущенные буквы в слова и объясните орфограммы графически:

М..раль, иноск.зание, ал(?)егория, оч(?)ки, ж..лудь, обез..яна, бас(?)ня, аф..ризм, кв..ртет, фр.зеология, бе..сильный.

2 группа: исправь ошибки в названиях басен:

"Тришкина рубаха"

"Кукушка и соловей"

"Листы и ветки"

"Свинья под елью"

"Слон и собака"

"Волк и овечка"

"Щука и кошка"

"Кот и дворник"

3 группа:

В 1 и 2 столбиках подчеркните слова, которые можно отнести к жизни и деятельности И.А.Крылова, а в 3 столбике подчеркните фамилии художников, которые иллюстрировали его басни:

виолончель

песня

А.Лаптев

контрабас

оратория

В.М.Васнецов

фортепиано

симфония

И.Репин

скрипка

мюзикл

В.А.Серов

арфа

опера

К.Брюллов

флейта

оперетта

Е.Рачёв

труба

ноктюрн

Е.Бём

Проверяем, комментируем.

Слайд 1

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 3-4

3. Актуализация знаний

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о баснях Крылова)

Учитель литературы
  -В рабочих листах после числа и классной работы запишите тему урока (" Басни И.А.Крылова как источник мудрости и творческого вдохновения") Учитель русского языка: Слайд 5
4. Целеполагание

-Посмотрите внимательно на тему урока, сформулируйте задачи урока.

(вспомнить особенности басни как литературного жанра, что такое фразеологизмы, уметь находить фразеологизмы в баснях)

 
  -И кроме того, мы рассмотрим, как отразилось творчество баснописца в музыке и изобразительном искусстве. Учителя музыки и изо
5. Повторение понятия "басня"

- Прочитайте текст. К какому эпическому жанру можно его отнести? Почему! Докажите своё мнение.

Осёл натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных. Завидев лисицу, он и её хотел напугать; но та услышала, как он ревёт, и сказала ему: "Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику". Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими ж разговорами.

- Действительно, не очень-то похож этот текст на сказку о животных. Создаётся впечатление, что животные здесь - только предлог, чтобы поговорить о людях. В сказке, как правило, нет "вывода", а если он и есть (типа "сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"), то крайне абстрактен, крайне обобщён. Суть "урока" не излагается в нём, да и сам "вывод" больше напоминает поговорку.

Учитель литературы: Слайд 6
  -А теперь выполните задание 2 в рабочих листах. (Соответствует ли мораль басне)

"Хозяин и Мыши":

Тебе наука: вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.

"Кукушка и Петух":

Избави бог и нас
От этаких судей.

"Свинья под Дубом":

А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас.

Слова для справок:

"Щука и Кот"

"Осёл и Соловей"

"Листы и корни"

Учитель литературы: Слайд 7
  - Сравните ответы со слайдами. Молодцы!

- К кому же обращена басенная мораль? О ком в ней говорится? И какое отношение, например, ко мне имеет эта лисица? Или кот? Почему в начале басни речь идёт о животных, а потом оказывается, что всё это имеет отношение к людям? Зачем же рассказывается басня? Чему она учит?

(Перед нами - жанр нравоучительный, созданный для "исправления нравов", для воспитания. Её цель - назвать порок, воспитать на отрицательном примере. И потому в ней всегда есть мораль - именно так называется "вывод", формулирующий суть басни. Мораль, как правило, высказана. О ней не нужно догадываться.)

-Смысл басни предельно обобщён. Речь в ней идёт не о какой-то конкретной лисице, конкретной вороне или конкретном коте, а о любом человеке, что и отмечено в выводе - морали.

Посмотрите инсценирование басен "Лисица и виноград" и "Зеркало и Обезьяна" .

Инсценирование басен "Лисица и виноград", "Зеркало и Обезьяна"

- Чему учит эта басня? - Какой художественный приём используется в басне, когда одно выдаётся за другое?

Иносказание, аллегория, эзопов язык (Художественная речь, основанная на вынужденном иносказании)

-А если героями басни являются люди? Теряет ли басня свой смысл и жанровые признаки?

-В басне мы имеем дело не с человеком или животным, а с?художественным образом. ?Кто понимается под старухой в басне "Старуха и лекарь", под звездочётом в басне "Звездочёт", под пастухом в басне "Пастух"?

-Перед нами возникает не конкретный человек, а образ человека, обладающего тем или иным недостатком. Мы вряд ли сможем встретить на улице именно эту старуху, звездочёта или пастуха, но мы встречаем людей, чьё поведение напоминает нам этих персонажей. Литература не имеет в виду конкретного человека, она имеет в виду человека вообще. Это не фотография, это рисунок, выполненный с фантазией, в котором предмет может измениться до неузнаваемости. Человек, например, может превратиться в лису или осла, как это происходит в басне.

Мы делаем вывод, что басня имеет широкий философский смысл. Она распространяется на всех, в той или иной мере обладающих высмеиваемым в ней недостатком или пороком.

Слайд 8

Учитель литературы

 

 

Слайды 9-10

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

7. Подводя итоги работы, мы "нарисуем портрет басни"

В рабочих листах продолжите предложения: (задание 3)

Басня- это:

Цель басни - назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Композиция-

Основной художественный приём - иносказание.

- Мораль в басне высказана кратко и лаконично, и потому она нередко становится источником фразеологических выражений, закреплённых в языке.

Слайд 12
  - М.Исаковский написал замечательные строчки:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

-Как называются такие образные выражения, которые вошли в наш язык из басен, мифологии и других литературных источников? (крылатые выражения, или фразеологизмы)

-Давайте вспомним, что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание, которое имеет единое лексическое значение, в предложении Ф является одним членом предложения)

- Работаем в четвёрках: найдите в предложенных отрывках из басен фразеологизмы. (раздаточный материал)

-Сопоставьте фразеологизм с его значением (задание 4) в рабочих листах

Мартышкин труд

Один говорит, а другой, не обращая на него никакого внимания, продолжает делать свое дело

А ларчик просто открывался

Ничего не меняется, всё по-прежнему

А Васька слушает да ест

Бесполезные усилия, напрасная работа

Рыльце в пуху

Проблема, казавшаяся сложной, имеет простое решение

Воз и ныне там

Замешан в каком-либо преступном деле

Видит око, да зуб неймёт

Человек, стремящийся добиться незаслуженного признания или славы

Слона-то я и не приметил

Член коллектива, выделяющийся отрицательными чертами характера или манерой поведения

От радости в зобу дыханье спёрло

Что-то видимое, но недоступное

Без драки попасть в большие забияки

Не заметить самого главного, важного

В семье не без урода

От чувства радости захватывает дух

Обратите внимание на языковые особенности басен: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, усечённые глагольные формы,

вопросительные, восклицательные предложения,

разговорные слова.

Выпишите в рабочий лист (задание 5)

напротив каждой особенности пример из басни Крылова "Кот и Повар".

Я думаю, что знание языковых особенностей басен, манеры Крылова поможет нам сейчас провести физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову, то хлопните один раз над головой. ?Если строки?принадлежит другому баснописцу - присядьте.

Условия понятны? Будьте внимательны!

1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки.

(Крылов "Слон и Моська")

2. Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму.

(Л.Н.Толстой "Стрекоза и Муравьи")

3. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

(Крылов?"Лебедь, Щука и Рак")

4. Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

(Крылов "Стрекоза и Муравей")

5. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива.

(Эзоп "Лисица и лев")

6. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.

(Эзоп "Лев и мышь")

7. Мартышка тут с досады и?с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

(Крылов "Мартышка и Очки")

8. Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

(Крылов "Зеркало и Обезьяна")

9. Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду.

(Эзоп "Муравей и голубь")

10. Чижа захлопнула злодейка - западня;

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

(Крылов "Чиж и Голубь")

Учитель русского языка:

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

Слайды 15-16

 

  - Вы заметили, как отличаются строки басен Крылова от других произведений? Чем?

- Ребята, давайте попробуем определить стихотворный размер (задание 6 ) в рабочих листах. Внимание на слайд:

1 в. Когда в товарищах согласья нет

2 в. Уж сколько раз твердили миру

(5-стопный ямб) Правильно! Это самый музыкальный размер. Стихи, написанные им, очень часто перекладываются на музыку.

Учитель литературы Слайды 17-18
  - А теперь я предлагаю вам решить музыкальное уравнение:

ДУЭТ+КВИНТЕТ-ТРИО=? (КВАРТЕТ)

-Знакомо вам это слово? Как оно связано с творчеством И.А.Крылова? Да, это название ещё одной басни Крылова.

Учитель музыки Слайд 19
  - Давайте послушаем её в исполнении ученика класса. Учитель литературы

Слайд 20

  -А что такое квартет в музыке? (выступление ученицы)

- Анжелина, приведи примеры квартетов в музыке. (4 трубы, рояль, скрипка, виолончель и певец)

- Верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто, зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

- Давайте ещё раз обратимся к тексту басни. Назовите музыкальные инструменты, на которых пытались играть герои произведения.

- Почему виолончель Крылов называет "басом"? (это самый низкий инструмент в квартете)

- Какую роль играет музыка в басне? (выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора)

Учитель музыки

Слайды 21-22

  - В чём мораль этой басни? (чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание, и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда) Учитель литературы
  - А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Послушайте фрагмент музыкального произведения композитора А.П.Бородина, которое тоже называется "Квартет".

-Как звучала эта музыка? (Медленно, тихо, протяжно, нежно)

-Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? (скрипки, виолончель, альт - струнный квартет)

-Чем отличается эта музыка от той музыки, которую исполняли герои басни?

Учитель музыки Слайд 23

 

 

Слайд 24

  - Басни Крылова не оставили равнодушными и художников.

В начале урока вы уже называли фамилии русских художников, которые иллюстрировали басни. Выполните тест: кому из художников принадлежат иллюстрации (укажите букву правильного ответа в рабочих листах).

- Как вы думаете, ребята, в каком жанре они работали? (в анималистическом)

- Кто из художников одевает своих героев в костюмы? (Е.М.Рачёв) А зачем он это делает?

- Чтобы передать эпоху создания басен, Рачёв одевает героев в костюмы крыловского времени: кого в нарядное платье, кого в мундир, кого в заплатанную крестьянскую одежонку. Так, герой басни "Волк на псарне" изображён в историческом костюме, что помогает нам угадать Наполеона.

Надеюсь, что басни Крылова вдохновят и вас на создание иллюстраций к его произведениям.

Учитель изо Слайды 25-29

 

 

 

 

Слайд 30

6. Итог урока.

- Посмотрите на эти чудесные изделия, выполненные в лоскутной технике.

- В доме умелой хозяйки накапливаются лоскуты (квадраты, полоски, треугольники), из которых мастерят великолепные и оригинальные вещи.

- Получается настоящая лоскутная мозаика. Такая "мозаика из многогранников" называется "английский пэчворк" (от англ. patch - заплатка, work - работа, дело). Этой старинной техникой выполняют и маленькие прихватки, и большие одеяла.

-Казалось бы, одеяло из лоскутков: Зачем оно на уроке?

-Отгадайте, что это за произведение

Зубастой Щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок".
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.

-Такое "произведение" называется центон. Так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутов. Так, подобно лоскутному одеялу, желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами.

-Так и мы вместе с вами создали центон, посвященный творчеству Крылова, потому что и сегодня басни Крылова очень современны, ведь

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
(П.А.Вяземский)

Учитель русского языка:

Слайд 31

 

Учитель литературы

 

Слайд 32

 

Учитель музыки

 

 

Слайд 33

 

Учитель литературы

 

Учитель русского языка

 

Учитель изо

7. Рефлексия.

- Мы надеемся, что урок, проведенный нашим квартетом, запомнится и вам. Оцените своё настроение в конце урока с помощью жетончиков зелёного и оранжевого цветов.

Учитель музыки

Слайд 34

 

8. Оценивание.  
9. Комментирование домашнего задания.  

Приложения.

Презентация.