Литература
-
"Чудо Екатерины Мурашовой". (По повести Е.Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь") 2012
В работе рассматриваются тема, идея, сюжетные линии повести. Отмечается особая форма изложения художественного материала, то есть делается акцент на особенностях манеры письма писательницы.
-
Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии 2012
Ученики знакомятся с картинами художника Ивана Константиновича Айвазовского. Море всегда привлекало не только русских, но и западноевропейских художников. Айвазовский от природы был наделен блестящим дарованием и всю силу своего таланта отдал морю.
-
Урок внеклассного чтения "А.И. Куприн «Чудесный доктор»" 2012
Урок внеклассного чтения по рассказу «Чудесный доктор» А.И. Куприна входит в систему уроков внеклассного чтения в 6-м классе. Цель урока: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "гуманность", поступкам исторических личностей. Продолжить знакомство с жизнью замечательного писателя и человека А.И. Куприна. Анализируется рассказ.
-
Малая родина в лирике С.А. Есенина. Стихотворение "Я покинул родительский дом…" 2012
Автор знакомит учащихся с биографией и творчеством С.А. Есенина. Готовит учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта, учит понимать лирические образы, рисуемые поэтом, формирование таких понятий, как "истоки поэзии", "метафора", "эпитет", "сравнение", "мужская и женская рифмы", "способы рифмовки", "лиризм".
-
Дебаты на уроках литературы. Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад" 2012
Дебаты необходимы человеку в современном мире. Будет правомерным включить дебаты как образовательную технологию в образовательный процесс. Дебаты отличаются высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
-
Литературная лавка. Открытие И.А. Бунина в XXI веке 2012
Урок посвящен творчеству И.А. Бунина. Изучаются творчество и биография писателя.
-
Сокровища "Малахитовой шкатулки" П.Бажова 2012
Урок знакомит учащихся со сборником сказов П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Дает основные представления о месте событий (Урал и его сокровища), людях этого края. Прослеживает пирамиду мифических существ и их взаимосвязь с возрастными особенностями героев сказов. Дает четкое представление о жанре и его художественных особенностях.
-
Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Ф.И. Тютчева 2012
Бывает так в жизни, вдруг увидишь в обыкновенном самое главное! Подметить красоту природы, уловить душевные движения человека, увидеть и понять окружающий мир помогают нам писатели и поэты. Ф.И. Тютчев мог точными и задушевными словами говорить о родной русской природе, которая вдохновляла его на создание поэтических шедевров.
-
Урок литературы на тему "А.Н. Островский – создатель русского театра" 2012
Урок раскрывает роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказывает учащимся о жизни и творчестве драматурга. Экспресс-опрос учащихся позволяет преподавателю подготовить на следующий урок вопросы, которые восполнят пробелы знаний по данной теме. Домашнее задание для учащихся по анкете дает возможность творчески подойти к чтению драмы А.Н. Островского "Гроза".
-
Литературно-математическая регата. 6-й класс 2012
Литературно-математическая регата проходит в форме игры-путешествия. Цель: развитие логического мышления, смекалки, памяти, наблюдательности; повышение интереса к литературе, математике; воспитание уважения друг к другу.
-
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ". Представление о счастье и несчастьях героев рассказа 2012
Предлагается краткий экскурс в творчество И.А. Бунина. Учащиеся работают с таблицей, анализируют рассказ И.А. Бунина «Кавказ» по плану: героиня – герой – муж; портрет – поступки – пейзаж для доказательства двойственной природы любви.
-
Литературная викторина по творчеству А.П. Чехова для учащихся 7–9-х классов 2012
Цель викторины: формирование устойчивого интереса к творчеству А.П. Чехова, проверка знаний учащихся.
-
Интегрированный урок "литература + православие + музыка" по теме "Философская проблематика, православные и музыкальные мотивы в поэме А.Блока "Двенадцать" 2012
Интегрированный урок литературы, музыки и основ православной культуры в 11-м классе основан на изучении творчества Александра Блока как православного человека, поэта. Урок посвящен изучению философской проблематики, православных и музыкальных мотивов в поэме А.Блока «Двенадцать». Выявляются индивидуальные особенности произведения в образной системе, музыкальном оформлении, дается толкование православным мотивам в поэме.
-
Сценарий спортивного праздника "Вам не видать таких сражений" 2012
Сценарий праздника включает в себя различные подвижные игры, объединенные темой "Отечественная война 1812 года". Праздник проходит в форме соревнования между несколькими командами.
-
Художественное осмысление А.С. Пушкиным истории России. 8-й класс 2012
Урок литературы развивает критическое мышление; стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал» – 1-й урок по творчеству А.С. Пушкина, на котором учащимся предстоит повторить изученное о жизни и творчестве Пушкина и подготовиться к осмыслению «Капитанской дочки», систематизируя материал по теме «Историзм произведений Пушкина». Цель урока: совершенствовать навыки анализа текстов разных стилей в стратегии «ЗХУ»; вызвать интерес к углубленному анализу произведения.
-
Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". 9-й класс 2012
В статье представлен опыт проблемно-тематического анализа повести, в ходе которого учащиеся знакомятся со своеобразием поэтики произведения и усваивают нравственные ценности. Большое внимание уделяется психологической характеристике героев.
-
Игра-конкурс "Знатоки сказок". 5-й класс 2012
Игра-конкурс прививает интерес учащихся к русским народным, литературным сказкам, творчеству А.С. Пушкина; развивает наглядно-образное, словесно-логическое мышление, внимание, память.
-
Развитие интереса к чтению в проблемном обучении" 2012
Любая деятельность – это результат, который включает мотивацию и анализ. Технология проблемного обучения ведет к более высокому уровню мотивации и развитию нравственно-волевых качеств. Материал помогает понять методику проблемного урока и отработать навыки по этой технологии. Работа в группах оживляет процесс осмысления поставленной проблемы и позволяет проявлять учащимся коммуникативные навыки.
-
Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей (по роману Е.Замятина "Мы") 2012
Цель урока: воспитание неприятия системы, порабощающей личность, уничтожающей индивидуальность, стойкого желания быть развитой, одухотворенной личностью, способной дальше двигать прогресс и развивать себя, вырабатывать свое отношение к позиции автора.
-
Занятие по теме "Я хочу быть понят моей страной…" (Биография и основные этапы творчества В.В. Маяковского) 2012
К творчеству В.В. Маяковского всегда было и остается очень своеобразное отношение: либо его стихи нравятся, либо нет. Почему так происходит? Даны основные этапы жизни и творчества поэта, которые могут быть изменены, дополнены по усмотрению преподавателя.
-
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова "Загадки писателя (1795(?)–1829)" 2012
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, проанализировать отзывы современников, исследования биографов.
-
Любовь и "проза" жизни Н.А. Некрасова. Специальный выпуск журнала "Современник" 2012
Представленный материал поможет учителю, учащимся при изучении жизни и творчества Н.А. Некрасова. Содержание материала отражает мало известные факты биографии поэта, их тесную связь с лирическими произведениями, что привлекает внимание учащихся, пробуждает интерес к творчеству писателя.
-
Конференция по литературе на тему "Дети и война" (по повести В.Богомолова "Иван"). 7-й класс 2012
Цель конференции: на примере литературных произведений показать учащимся, что дети и война несовместимы. Автор знакомит учеников с именами детей – Героев Советского Союза, анализирует художественные произведения, главное из которых – "Иван" В.Богомолова.
-
Конференция по литературе по теме "Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого "Князь Серебряный", в других художественных и исторических произведениях 2012
Цель конференции: помочь учащимся понять смысл слова "эпоха" и особенность эпохи царя Ивана Грозного; расширить их лексикон в работе над устаревшей лексикой из прочитанных произведений; обратить особое внимание не только на минусы, но и на плюсы, которые дала России эта эпоха.
-
Какие книги прочитают наши дети 2012
Произведения, предложенные авторами программ по литературе для внеклассного чтения, дети читают, но не все и не всё. Многие говорят, что далекие от сегодняшней жизни события их не так интересуют, как сегодняшняя жизнь. Мы не можем во всем согласиться с детьми: проблемы, поднятые классиками русской литературы, никогда не устареют. Наряду с этими произведениями появляются те, которые оставят равнодушными детей.
-
Заглавные герои в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Почему роман М.А. Булгакова называется "Мастер и Маргарита"? Какова роль эпизодических героев этого произведения? Есть ли двойники у персонажей "закатного романа" писателя? Как связаны любовь и творчество в "Мастере и Маргарите"?
-
Сон как художественный прием в русской литературе XIX в. 2012
На уроке выявляется роль сна как художественного приема в литературе, формируется умение расшифровывать символы сна для раскрытия идеи произведения проникновением в творческую лабораторию писателей. Цель урока: приблизиться к пониманию языка произведения, научится видеть подтекст и иносказание в художественном произведении.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" 2012
Цель урока: раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»; проследить развитие образа Петра Первого в творчестве поэта; учить анализировать информацию, обобщать и систематизировать; выразительно читать.
-
Роль эпизода в раскрытии идейного содежания. (Чтение, восприятие, анализ, истолкование и оценка эпизода, по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети", глава 26) 2012
Цель урока: проанализировать эпизод главы 26 романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», объяснить мотивы поведения Базарова, определить значение сцены в идейном содержании романа. В ходе урока дается понятие словам «эпизод», «герой», «конфликт», отрабатывается навык анализа эпизода.
-
Бородинское сражение – кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2012
Цель урока: доказать, что Бородинское сражение служит кульминацией романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Используются отрывки из романа Л.Н. Толстого и эпизоды из кинофильма С.Ф. Бондарчука «Война и мир».