Литература
-
Особенности жанра в "Житии Александра Невского" 2013
Изучение древнерусской литературы в школе вызывает у учащихся определенные трудности, связанные с жанровыми особенностями текстов. Кропотливая работа с текстом, использование знаний, полученных на уроках литературы, интегрированные знания по истории, изобразительному искусству пробуждают интерес учеников к изучению древнейших памятников письменности. Учащиеся закрепляют знания и умения по древнерусской литературе, определяют жанровую принадлежность "Жития Александра Невского".
-
Урок-викторина на тему "Русская литература XX века. Повторение изученного". 11-й класс 2013
Занимательная форма урока вызывает активность учащихся, позволяет охватить большой объем учебного материала и контролировать усвоение темы. Разнообразные задания викторины повторяют литературоведческие термины, факты биографии поэтов и писателей, воспроизводят отрывки произведений классиков русской литературы XX века. Урок целесообразно проводить в конце учебного года.
-
Рифма мужская, женская, дактилическая 2013
В основе урока лежат технологии личностно-ориентированного обучения, творческой мастерской, информационно-коммуникативная, развиваются воображение и навыки монолога; пополняется словарный запас; воспитываются гуманистические качества. Материал может быть использован учителем на уроках литературы, внеклассных занятиях по предмету.
-
"Сонет как литературный жанр эпохи Возрождения. Ф.Петрарка и У.Шекспир" 2013
Цель урока: определить особенности сонета как литературного жанра; провести анализ развития жанра на протяжении эпохи; через интерпретацию поэтического текста учить видеть индивидуальность автора.
-
"Составление характеристики Остапа и Андрия. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"" 2013
На итоговом уроке учащимся предлагаются вопросы для повторения ключевых моментов повести. Перед учащимися встают проблемные вопросы, ответы на которые предстоит обсудить. В домашнем сочинении предлагается выразить собственное мнение и видение вопроса об истоках героизма и предательства героев повести. В финальной части урока ученики ищут похожие примеры и сравнивают финалы произведений, что может найти отражение в сочинении.
-
"Вечером на хуторе…" Урок с театрализованными элементами 2013
Цель занятия: обобщение и систематизация знаний по произведениям Н.В. Гоголя.
-
Путешествуя, собираем материалы для уроков внеклассного чтения 2013
Неподдельным интересом к личности и творчеству французского писателя с русскими корнями Ромена Гари завершилась поездка с учащимися от памятника мальчику с галошей в руках в Вильнюсе до парижской выставки в "Musee des lettres et manuscrits". Результатом совместной с учениками работы автор считает знакомство с отрывками из романа Гари "Обещание на рассвете", дополнившим список книг о детстве по программе 7-го класса.
-
"С.Есенин. Стихотворение "Береза"". 5-й класс 2013
Восприятие поэзии невозможно только через чтение, глубокий анализ раскрывают идею стихотворения, отношение автора. Умение анализировать поэтическое произведение должно вырабатываться у учащихся в 5-м классе. Прием цветописи расширяет представление о стихотворении и лирике С.Есенина. Подготовка домашних заданий учит детей творить стихи самим и, постигая красоту рифмы, погружаться в «таинственный мир волшебных дум».
-
Нетрадиционный урок в традиционной форме "Вставайте, люди… Москва за нами" (1612-й, 1812-й, 1941-й) 2013
Итоговый урок литературы посвящен толерантности в произведениях русских писателей. Учитель выбрал восемь эпизодов из произведений русской литературы, в которых нашли отражение вопросы толерантности. Ребята готовили материал в мини-группах, делали выводы и защищали свою точку зрения, зачитывая отрывки из произведений русских писателей.
-
Урок-практикум "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Павел Иванович Чичиков: подлец или предприниматель?" 2013
Цель урока: привлечение внимания учащихся к одному из чрезвычайных явлений в истории русской культуры ХIХ века: на смену безусловно положительным героям ХVIII века, в которых воплощался нравственный идеал эпохи классицизма, пришли «странные персонажи», безнравственные и предприимчивые. Перед уроком проводится подготовительная работа: класс делится на группы, учитель дает задание ученикам перечитать 11-ю главу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», выяснить значение слов "предприимчивость", "предпринимательство", "кодекс", "кодекс чести".
-
Нравственно-философские категории в публицистике А.В. Вампилова 2013
Цель урока: показать ученикам незыблемость и актуальность нравственных и философских категорий, нашедших отражение в фельетонах и афоризмах А.Вампилова; развивать умение формулировать свою позицию и аргументированно доказывать ее; расширить знания о стилистических особенностях публицистики.
-
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Д.Самойлов "Сороковые", Е.А. Евтушенко "Мед" 2013
Урок литературы посвящен поэзии военных лет. Учащиеся читают и анализируют стихотворения Д.Самойлова «Сороковые», Е.А. Евтушенко «Мед». На уроке развиваются навыки анализа поэтического текста.
-
"Выразительные средства языка. Эпитет". 6-й класс 2013
Урок литературы знакомит учащихся с выразительными средствами языка. Умение находить эпитеты в тексте помогает увидеть в произведении образ и понять его; делает речь ребенка выразительной.
-
Игра "Что? Где?Когда?" по биографии и творчеству Н.А. Некрасова 2013
Цель игры: развивать интерес и любовь к литературе, познавательную активность учащихся 6-го класса. Материал может использоваться как на уроке литературы, так и на внеклассном мероприятии.
-
Интегрированный урок (музыка + литература + ИЗО) "О красоте земной в творчестве П.И. Чайковского и М.М. Пришвина" 2013
Цели урока: проверить, закрепить и расширить знания учащихся по творчеству М.М. Пришвина; способствовать познанию природы детьми; ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь природы и музыки; развивать наблюдательность и пытливость в отношении к родной природе; помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке.
-
"Проникновение в тайны замысла (по лирике Ф.И. Тютчева)". 6-й класс 2013
На уроке, посвященном пейзажной лирике Ф.И. Тютчева, дается представление, как работает поэт над словом, как ему удается так точно передать свои чувства и мысли. На уроке звучит красивая музыка, стихи, используются следующие методические приемы: комментарии учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа поэтического произведения, словарная работа.
-
Брейн-ринг по "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина" 2013
Брейн-ринг, который проводится в игровой форме, способствует систематизации знаний по творчеству А.С. Пушкина, полученных в начальной и средней школе, формированию навыков аналитического чтения текста произведения; стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; способствует повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.
-
Урок-презентация по литературе на тему "Поэтический мир русской природы в стихотворении А.С. Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс 2013
Урок знакомит с биографией А.С. Пушкина (лицейские годы, период после ссылки в Михайловское); знакомит со стихотворением «Зимнее утро», анализирует его с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; ученики отрабатывают выразительное чтение стихотворения.
-
Интегрированное занятие литературного клуба старшеклассников "Лира", посвященное 300-летию М.В. Ломоносова 2013
Занятие посвящено единственному в своем роде гению человечества – М.В. Ломоносову, Академии наук России во времена Ломоносова, трудам ученого в области русского языка и литературы, мозаичным панно Ломоносова и его мастерской, строительству МГУ, данным психологов-ученых о возможностях человеческого мозга и памяти. Сопровождается презентацией и инсценировкой отрывков из поэмы А.Маркова «Михайло Ломоносов».
-
Урок литературы по теме "Двоемирие "музыканта" Э.Т.А. Гофмана и нравственные уроки сказки "Щелкунчик и мышиный король"" 2013
На уроке автор помогает учащимся понять глубокий нравственный смысл сказки Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Анализирует текст сказки Гофмана, раскрывает значение образов главных героев "показать единство двух миров" в произведении.
-
Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс 2013
Учащиеся анализируют стихотворение Н.Рыленкова "Всё в тающей дымке...", определяют в нем роль изобразительно-выразительных средств языка, музыкальное произведение П.И. Чайковского "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года". Закрепляют знания по теории музыки.
-
Тема родовой и исторической памяти в повести И.С. Шмелёва "Лето Господне" 2013
Цель урока: воспитание молодого поколения, уважение к прошлому страны, прививать любовь к родине, людям, родным; учить видеть то хорошее и полезное, что они делают и помогать им в меру своих сил. Урок спланирован таким образом, что на примере рода Шмелёвых читатели следят за теми шагами, которые делает маленький Ваня, чтобы стать похожим на своего благочестивого отца.
-
Урок литературы по теме "Мелочи жизни" в рассказе Н.С. Лескова "Старый гений" 2013
Урок использует приемы развития критического мышления с целью повышения познавательного интереса учащихся, совершенствования их умения исследовать художественный текст, делать выводы об актуальности проблем, поднятых в литературном произведении. Работа с текстом формирует коммуникабельную критически мыслящую личность, способную к социальному взаимодействию.
-
Урок-лекция "С.А. Есенин и Тульский край" 2013
Материал, представленный в разработке урока, использован в качестве регионального компонента в дополнение к учебной программе по литературе для учащихся общеобразовательных школ. Цель урока: познакомить с важнейшими фактами биографии, связанными с пребыванием С.А. Есенина на Тульской земле.
-
Интегрированный урок "Стрелки романовых часов" 2013
Урок посвящён русскому романсу, жизнь которому дало великое чувство любви; песням, которые так щедро украшают время влюбленных. В романсе воплотились воедино высокий слог и чистое звучание. В нем отразились думы, настроения и переживания людей. Читая стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Блока и других поэтов, невольно обращаешь внимание на их музыкальную организацию.
-
Технология педагогической мастерской на уроке русской литературы 2013
В статье представлена методическая разработка урока русской литературы в 6-м классе «Чехов смеется» по технологии педагогической мастерской. Цель работы – развивать умение учащихся самостоятельно добывать знания в процессе работы над творчеством А.П. Чехова и приобщить их к русской культуре.
-
Поэт и его подвиг. Обзор жизненного пути А.Блока 2013
Урок вызывает у учащихся интерес к поэзии А.Блока, анализирует формирование личности поэта, выясняет, какие черты характера поражали современников, выделяет особенности стиля, раскрывает уникальность и беспрецедентную широту проблематики. Александр Блок – рыцарь Прекрасной Дамы или лермонтовский Мцыри? Тяжелое и бесконечно усталое лицо поэта на портрете руки художника Сомова. Гамаюн России, вещий поэт, предсказавший «неслыханные перемены».
-
Урок-исследование по литературе по теме "Этот мир очарований, этот мир из серебра". 11-й класс 2013
Урок проводится в форме исследования. Цель: включение учащихся в процесс познания, поиска и переработки информации, обучение умению делать выводы, обобщать, сопоставлять факты в ведении дискуссии. Урок формирует у учащихся умение самостоятельно добывать знания, исследовать, делать выводы и обобщать сказанное.
-
"Нравственная культура человека в умении мерить одинаковой мерой и равноценно ценить как собственное, так и чужое достоинство…" 2013
Целm урока: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "сострадание", "доброта"; познакомить ребят с Библейскими историями, раскрывающими суть этих слов; продолжить разговор о правилах поведения, оценке своих поступков; повторить жанровые признаки сказки: троекратный повтор, гипербола и др.
-
Размышления над пьесами "Бесприданница" и "Дом Бернарды Альбы". Трагедия "горячего сердца" 2013
Цели урока: рассказать ребятам о сравнительно-сопоставительном изучении драм; усовершенствовать у учащихся навыки анализа художественного произведения; научить слушать и видеть произведение; воспитать вдумчивого читателя; познакомить ребят с историей России XIX века; дать понять, что произведение – это художественное отражение жизни, психология людей того времени; научить находить опорные и ключевые слова; задавать наводящие вопросы; найти в тексте эпизоды, выражающие жизненную действительность.