Звуковые презентации как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 6, 7

Ключевые слова: Суффиксы причастий


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (205 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Компетентностный подход к современному образованию выступает как обновление содержания образования, главными требованиями которого становятся целостное развитие личности, овладение ключевыми компетентностями в процессе значимой для учащегося деятельности.

Проектная учебно-творческая деятельность по созданию звуковых мультимедийных презентаций способствует эффективному формированию ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Современные учащиеся осваивают информацию в двух планах: репродуктивном и творческом. Репродуктивный уровень предполагает воспроизведение и переработку уже созданной другими учебной информации (например, теоретических сведений из области лингвистики, литературоведения (сведения о фактах жизни и творчества писателя, поэта, об истории создания произведения, его жанре, композиции, необходимый научно-понятийный аппарат - словарь литературоведческих терминов)). Творческий план работы предполагает создание собственной информации в текстовом или ином формате (например, сочинения по различным проблемам, текстовые анализы произведения, звуковые мультимедийные презентации, собственные учебные видеофильмы, клипы, музыкальные и художественные произведения).

Звуковые мультимедийные презентации - это продукт, по которому можно судить об уровне интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их речевых умениях и с помощью которого эти способности и умения можно развивать, совершенствовать.

При подготовке звуковой мультимедийной презентации ученик осваивает новый уровень чтения - чтение, требующее визуализации мыслей, нахождения образов-аналогов мысли вне текста. Визуализация может осуществляться через цитирование ключевых фраз, различные схемы, иллюстрации, фотографии, вставку в презентацию кадров художественных и документальных фильмов, через комбинацию данных эффектов на фоне текста, озвученного голосом учащегося.

Создавая звуковые мультимедийные презентации с опорой на предлагаемый каким-либо источником текстовом материале, учащиеся усваивают программную учебную информацию в деятельности с ярко выраженными коммуникативными целями, и работа репродуктивного характера приобретает черты творческой.

Перед учеником не стоит цель запомнить всю информацию и воспроизвести ее, а ставится задача донести техническими и максимально выразительными средствами эту информацию до аудитории, то есть становится важен способ подачи материала (формируются познавательная, коммуникативная, информационная компетентности).

В случае, когда основу презентации составляет собственно авторский текст (сочинение), подготовка звуковой мультимедийной презентации требует от ученика иного, неожиданного для многих, уровня осмысления, структурирования и подачи информации. Оригинальные творческие работы, представленные в формате звуковых мультимедийных презентаций, требуют от их создателей новых ракурсов взгляда на своё сочинение: доминирующей становится задача реализации коммуникативных целей (не только самому глубоко и многосторонне осмыслить проблему, но максимально выразительными языковыми, художественными, техническими средствами донести свое видение проблемы до воспринимающих презентацию).

При создании звуковых презентаций, требующих осмысления репродуктивных и творческих текстов, возможна комбинация вербального способа передачи информации (традиционные визуальные эффекты на фоне звучащего текста) и невербального (подбирается музыкальный фон и создается коллаж из фрагментов документальных или художественных фильмов, иллюстрирующий ход мыслей автора, его восприятие темы, проблемы). Возможен уход от вербальных способов передачи информации. Например, создание музыкального клипа, галереи рисунков (иллюстрации известных художников или рисунки самих учеников) на музыкальном фоне.

Звуковые мультимедийные презентации имеют ряд преимуществ и перспектив в практике работы по формированию ключевых компетентностей учащихся.

Во-первых, предполагаемый небольшой объем содержания звуковых мультимедийных презентаций позволяет реализовать интеллектуальные и творческие задумки каждого ученика. Данный вид деятельности доступен каждому, хотя и отражает разный уровень подготовки по предмету, градирует степень сложности и творческого подхода к работе.

Во-вторых, художественный и графический образ репродуктивно воссоздаваемой или собственной мысли учащегося гармонизирует разрыв между конкретно-образным и абстрактным мышлением, что способствует более качественному усвоению информации.

В-третьих, звуковой формат презентации дает возможность отразить и зафиксировать на определенном возрастном этапе объективный уровень речевого и творческого развития личности; показывает степень владения всеми речевыми нормами языка (орфоэпическими, грамматическими, стилистическими) и дает возможность реальной корректировки ошибок в процессе анализа созданных презентаций.

В-четвертых, звуковые мультимедийные презентации обладают свойствами воспроизводимости на любом уроке в любом классе, не завися от реального присутствия автора-ученика или группы авторов. Более того, презентации, созданные выпускниками, служат дидактическим материалом для задания вектора направления и содержания работ следующих поколений учащихся.

В процессе создания презентаций учащиеся осваивают навыки работы в различных компьютерных программах (Power Point, Super, Movie Maker и др.), учатся работать в Интернете с текстовыми и другими (изобразительное искусство, музыка, документальные и художественные фильмы, электронные версии театральных постановок) источниками научной и художественной информации.

Возможности звуковых мультимедийных презентаций при изучении монографических тем в курсе литературы.

Одним из вариантов групповых учебно-творческих проектов старшеклассников в практике работы учителя русского языка и литературы может стать проект по созданию страниц электронного учебного пособия при изучении монографических тем в курсе литературы (9-11 классы).

Например, реализованный одиннадцатиклассниками гимназический учебно-творческий проект “Завещание Мастера” включал в себя следующие разделы:

Создание учащимися фотоальбома “Жизнь и творчество М.А. Булгакова”. Фотографии с точными комментариями брались из Интернета (www.a4format) и из лучших иллюстративных изданий о жизни и творчестве М.А.Булгакова.

Создание учащимися звуковых мультимедийных групповых презентаций “М.А. Булгаков. Факты жизни и творчества”. Текстовая основа таких презентаций – яркий, лаконичный, отобранный и предложенный учителем материал, основывающийся на лучших публикациях о знаменитом и загадочном писателе.

Создание электронного выставочного зала иллюстраций художников к роману “Мастер и Маргарита”.

Создание видеотеки для электронного кинозала. В ней представлены электронные копии документальных фильмов о жизни и творчестве М. А. Булгакова и художественных фильмов, поставленных по его произведениям. В архиве - 15 серий документальных передач А.Смелянского “Черный снег. М.А. Булгаков”, художественные фильмы режиссера В. Бортко “Мастер и Маргарита”, “Собачье сердце”. Все электронные копии даны в формате AVI, который позволяет учащимся “вырезать” нужные фрагменты для подготовки мультимедийных презентаций к урокам.

Создание звуковых мультимедийных презентаций в разделе проекта “Энциклопедия сведений о романе “Мастер и Маргарита”. “Страницы” энциклопедии: “История создания романа”, “Жанр романа”, “Композиция романа”, “Проблематика романа”, “Пространство и время в романе”.

Создание учащимися звуковых мультимедийных презентаций для электронного словаря “Герои романа “Мастер и Маргарита””. Статьи электронного словаря посвящены Мастеру, Маргарите, Иешуа, Пилату, Воланду и всем членам его свиты.

Создание текстовых творческих работ на тему “Мои ответы на проблемные вопросы романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”” и работ по анализу эпизодов романа.

Творческий отклик на произведение в форме стихотворения, рисунка, эссе и т.д. Раздел проекта - “Роман в моем восприятии”.

Роль учителя-координатора данного проекта заключается в разработке базовых разделов проекта, поиске электронных адресов лучших материалов по изучаемым проблемам, рекомендации учащимся необходимой литературы (словарные статьи о героях романа, теоретический материал о жанре, композиции романа).

Звуковые компьютерные презентации как итоговый этап работы над экзаменационным сочинением С1 в формате ЕГЭ.

В течение последних лет мы с учениками работаем над проблемой создания мультимедийных звуковых презентаций при подготовке последней редакции творческих работ учащихся: сочинения по тексту художественного и публицистического стиля (задание С1 в рамках ЕГЭ по русскому языку) и на завершающем этапе анализа эпизода прозаического или драматического произведения, изучаемого на уроках литературы в 10-11 классах.

Роль координатора проекта (учителя русского языка и литературы) в реализации данного проекта заключается в создании и практической отработке на уроках русского языка модели сочинения, которой ученики, как матрицей, могут и должны воспользоваться при создании собственных творческих текстов.

Модель композиционных частей экзаменационного сочинения, предлагаемая нами, такова:

вступление (варианты: ряд риторических вопросов, созвучных проблеме, идее текста; размышление по ключевым словам текста; ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации с проблематикой текста; иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста; слово об авторе предложенного текста; лирическое размышление; рассуждение о заглавии, которое можно было дать данному тексту; реплики диалога с воображаемым собеседником по теме, проблеме текста; цитата, афоризм, пословица, поговорка, связанные с проблематикой текста; описательное утверждение, связанное с проблематикой текста и др.);

формулировка проблемы, поднятой в тексте автором, определение ее типа (философская, нравственная, социальная, экологическая, эстетическая, научная, межнациональная и др.);

  • обоснование актуальности данной проблемы;
  • аналитический комментарий к тексту, дающий возможность увидеть своеобразие подхода автора к проблеме;
  • объективно понятая позиция автора;
  • собственное мнение по поводу позиции автора;
  • два аргумента в защиту собственной позиции
С опорой на читательский опыт С опорой на жизненный опыт
Примеры из художественной литературы,

цитаты.

Реальные факты из жизни окружающих,

свидетельства очевидцев, различные факты.

Примеры из исторической литературы:

имена исторических деятелей, цитаты, даты, положения официальных документов,

Собственные наблюдения и выводы:

ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы.

Примеры из научно-популярной литературы: статистические данные, научные данные. Традиционно-исторический опыт: законы природы, различные общественные законы, народная мудрость, пословицы, поговорки, приметы.
  • заключение.

При работе над первым индивидуальным проектом звуковой презентации учащимся вначале необходимо четко продумать ее композиционные части: 1-й слайд – вступление, 2-й слайд – формулировка проблемы, 3-й слайд – комментарий к актуальности проблемы, 4-й слайд – своеобразие подхода автора к проблеме, 5-й слайд – позиция автора, 6-й и 7-й слайды – аргументы в защиту собственного мнения по проблеме, 8-й слайд – заключение.

Практика показала, что после обсуждения в классе достоинств и недостатков представленных на суд зрителей презентаций каждый следующий проект – новый вариант звуковой презентации по другому тексту – дает возможность ученику выходить на иную, более совершенную, ступень подхода к реализации проекта. Например, старшеклассники совершенствуют способы подачи материала об авторе предложенного текста, усложняют и углубляют в презентации систему аргументов, улучшают эстетику оформления слайдов, осваивают все возможные эффекты звуковых автоматических презентаций, используют возможности создания презентаций в Movie Maker.

Лучшие звуковые презентации мы имеем возможность смотреть во всей параллели десятых и одиннадцатых классов на уроках русского языка, обсуждать технические и интеллектуальные “находки” их авторов. Анализируя опыт других учащихся, старшеклассники учатся создавать собственные проекты звуковых презентаций иного качества, совершенствуя творческие навыки при подготовке задания ЕГЭ (С1) повышенной сложности.

Проектный метод дает возможность многоуровневого подхода к сложности и полноте раскрытия темы в работах учащихся, вариативного подхода к работам “сильных”, “средних” и “слабых” учеников: “сильные” показывают высший “пилотаж”, “средние” порой делают прорыв на высокий уровень, а “слабые” имеют возможность учиться на многократно анализируемых презентациях учащихся своего и других классов.

Звуковые компьютерные презентации как завершающий этап в работе над анализом эпизода прозаического или драматического произведения.

Анализ эпизода драматического или эпического произведения является во многом итоговой работой по произведению в целом, так как требует систематизации и обобщения теоретических сведений о своеобразии авторского стиля изучаемого писателя или драматурга, осмысления вклада его художественных открытий в русскую литературу, сведений об особенностях исторической эпохи создания произведения, его проблематике и жанровом своеобразии, умения применять на практике технологию анализа эпизода произведения, умения сделать выводы о философском, нравственном, эстетическом значении произведения.

Роль координатора (учителя русского языка и литературы) в реализации индивидуальных творческих проектов по созданию звуковых мультимедийных презентаций заключается в создании модели анализа эпизода, которая практически отрабатывается на уроках литературы и которой пользуются ученики при работе над своими презентациями, а также в создании и практической отработке на уроках русского языка модели сочинения, которой ученики, как матрицей, могут и должны воспользоваться при создании собственных творческих текстов на экзамене и при подготовке к нему.

Модель анализа эпизода прозаического произведения, который предлагается нами учащимся для работы в 10-11 классах, такова:

  • Слово об авторе: эпоха, своеобразие авторского стиля, художественные открытия писателя или драматурга.
  • Время создания, проблематика, жанровое своеобразие произведения.
  • Характеристика героев, принимающих участие в предложенном для анализа эпизоде.
  • События, предшествующие эпизоду (кратко, через призму проблем, логики раскрытия характеров героев).
  • Собственно анализ эпизода, функции художественных приемов:

Смысловые части, композиция эпизода (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), задачи ролей героев (для драматического произведения), логика развития характеров в эпизоде (для повести, романа), роль портрета, роль пейзажа, речевая характеристика героев: роль монологов, диалогов, внутренняя и внешняя речь героев, индивидуальные особенности речи, функции цветописи, звукописи в эпизоде, способы выражения авторской позиции, роль ключевых слов, использование символики, роль изобразительно-выразительных средств на фонетическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом уровнях текста.

  • Значение эпизода для развития дальнейших событий произведения, раскрытия характеров героев, проблематики произведения.
  • Самостоятельное заключение, вывод.

Разумеется, схема применяется гибко, как диктует это живое общение с текстом.

В ходе обучения анализу эпизода используется следующий алгоритм действий: проводится коллективный устный анализ эпизода в классе, по возможности сопровождаемый просмотром кино- или театральной версии эпизода, затем черновой вариант письменной работы презентуется в классе, обсуждается ребятами и учителем, оценивается, после этого сочинение редактируется, сдается в чистовом варианте учителю.

Для желающих следующим этапом работы может стать создание звуковой мультимедийной презентации. Работы, выполненные учащимися по желанию, ярко, свежо, умно разнообразили во многом предсказуемую логику работы на уроках литературы. Все подготовленные презентации обладали мощным визуальным воздействием, иллюстрируя сложные абстрактные размышления по предложенным темам схемами, цитатами, иллюстрациями художников, кадрами из фильмов. Авторы презентаций назвали в анкетах, ставших помимо устных отзывов своеобразной краткой рефлексией, звуковые мультимедийные презентации “неординарной и интересной” формой работы, увидели в них “замечательный способ проявить себя”, писали о том, что получили “исключительное удовольствие”.

Опыт экспериментальной работы (2008-2012 гг.) по проблеме изучения возможностей звуковых электронных презентаций с целью формирования ключевых компетентностей учащихся позволяет сделать вывод о том, что процесс развития личности обучающихся происходит интенсивно, когда ученики осваивают учебную информацию в процессе посильной и ограниченной довольно короткими временными рамками личностно-значимой проектной деятельности с использованием мультимедийных технологий и ИКТ, ярко выраженные коммуникативные цели которой осознаются самими учащимися как ведущие. При этом происходит формирование целого комплекса ключевых компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных и компетентностей личного самосовершенствования.

Значимость и результативность данной проектной деятельности подтверждается результатами итоговой аттестации учеников и качеством их интеллектуальных продуктов, представленных в формате звуковых электронных презентаций по различным аспектам изучаемых проблем.

В прилагаемой к статье Презентации педагога представлены практические результаты работы по данной теме.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4