На уроках литературы необходимо использовать наглядный материал. К портретам писателей, картинам, которыми я пользовалась на протяжении длительного времени, необходимо добавлять современные образовательные ресурсы. Это могут быть и презентации, и видеоролики, и видеолекции ученых и учителей по изучаемой теме.
Преподавая литературу в 6-7 классах, я пришла к выводу, что детям интересно не только получать информацию от учителя, но и пробовать создать свою презентацию или видеоролик и продемонстрировать его одноклассникам.
Первый шаг – это обучение детей созданию презентации. В 6 классе я давала учащимся задание создать презентацию из 5 слайдов по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий». На уроке ребята показывали свои работы. Надо сказать, что не все дети справились с заданием. Яркий фон, неправильно подобранный цвет текста мешали восприятию. Тогда мы с детьми составили памятку «Как создать презентацию». В процессе коллективной работы появились правила создания презентации.
Памятка
1. Собрать информацию, выбрать картинки. Если
это изображения из Интернета, то обязательно
записать адреса источников.
2. Правильно выбери фон для создания работы. В
учебной презентации не должно быть ярких цветов.
3. Выбери размер шрифта. Помни: текст должен быть
хорошо виден и читаем.
4. На слайдах не должно быть много текста.
5. Картинки, фотографии должны быть высокого
качества и соответствовать заявленной теме.
6. На первом слайде должно быть название работы,
имя и фамилия автора.
7. Помни, что твоя работа должна быть интересна
всем!
Каждый ученик получил такую памятку. Я заметила, что дети любят выполнять подобную работу, создавать продукт и демонстрировать его одноклассникам.
Затем я попробовала давать задание не каждому ученику, а группам по 2-3 человека. Коллективный сбор материала, его обработка и защита презентации в классе позволили научить детей ставить общие цели и достигать их. При демонстрации презентации учащиеся помогали друг другу. Думаю, что подобные проекты несут не только обучающую функцию, но и учат детей работать в коллективе, быть ответственным перед товарищами.
Для учащихся 7 класса я решила усложнить задание. При изучении поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» я дала задание создать звуковую презентацию, которая будет являться сопровождением при чтении наизусть. Этот вид работы оказался сложнее, но ребята справились с поставленной задачей. Самым трудным оказалось подобрать музыкальное сопровождение. Некоторые учащиеся взяли фотографии из семейных фотоальбомов . Урок получился очень интересным. «Люблю тебя, Петра творенье…». Думаю, эти строки надолго останутся в памяти детей, ведь каждое прочтение было особенным, не похожим на другие.
На уроках литературы и классных я использую звуковые презентации, которые создаю сама. Особенностью такой презентации является точный подбор материала, правильное звуковое сопровождение. Уровень воздействия таких презентаций высок.
При создании наглядного материала к уроку необходимо составить подробный план работы, записать полученный текст, который потом будет записан. Я считаю необходимым в таких презентациях использовать отрывки из стихотворений. Картинки и фотографии надо подбирать очень тщательно, музыкальное сопровождение должно задеть за живое.
Одной из таких работ является презентация «Я хочу гордиться своей страной!». Почему именно эта тема заинтересовала меня? Думаю, ответ очевиден. Молодое поколение плохо знает историю своей страны. Дети лучше ориентируются во всем иностранном, чем в родном, российском.
В презентации прослеживается история Руси от нашествия татаро-монгольского ига до Великой Отечественной войны. Акцентируется внимание на том, что из всех бед , выпавших на долю нашей страны, Россия выходила с высоко поднятой головой. Много прекрасных людей вырастила Россия. Это и известные ученые, и великие писатели и поэты. Материал в презентации подобран в хронологической последовательности, использовано музыкальное сопровождение, звучат стихи.
При создании этой работы я уделила внимание и региональному компоненту. Были использованы собственные фотографии родного города, его окрестностей, звучит «Песня о Снежинске».
Данную работу предлагаю использовать для проведения уроков по произведениям о Великой Отечественной войне, на уроках внеклассного чтения, на классных часах, уроках мужества, на встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в горячих точках.
Такой вид презентации я предложила создать и учащимся. Конечно, эта работа подразумевает наличие специальной техники, поэтому попробовали свои силы не все ученики.
В 2011 году наш город отмечал 100-летие со дня рождения Кирилла Ивановича Щелкина, ученого, много сделавшего для обеспечения ядерной безопасности нашей страны. Создать презентацию, посвященную этой дате, я и предложила учащимся. Конечно, материал для столь серьезной работы мы собирали вместе. Ребята фотографировали памятные места Снежинска, связанные с именем Щелкина. Стихи, звучащие в презентации, написаны снежинскими поэтами. Поэтому данную работу можно назвать не только литературной, но и краеведческой. В результате получился небольшой рассказ об известном земляке. «Ради жизни на Земле» – так была названа презентация.
Работу по обучению детей навыкам создания презентаций я продолжаю и при занятиях НОУ (научное общество учащихся). Презентация, которая демонстрируется при защите исследовательской работы, должна быть одновременно емкой и точной. Нами были созданы презентации к следующим докладам: «Свободное время подростка: вред или благо?», «Народные» названия объектов Снежинска», «Развитие спортивного плавания в Снежинске: история и перспективы», «Чипсы и Кола: польза или вред?» и т.д. В каждой работе была своя изюминка. Чаще всего это оригинальные фото, выполненные детьми.
Каждый учитель должен учиться вместе со своими учениками, не останавливаться на достигнутом, ведь вокруг еще столько всего неизведанного! Постоянный поиск, совместная работа с детьми, желание быть не только учителем, но и творцом – это залог успеха!